на главную страницу

3 Февраля 2006 года

Планета людей

Пятница

Слово берет МАГАТЭ

Вадим МАРКУШИН.



     Общее напряжение вокруг Ирана вновь подскочило после того, как президент Махмуд Ахмадинежад, посещая провинцию Бушер, сделал резкое заявление в адрес «поддельных супердержав», сказав, что «мы… сами решим, что делать с ядерной программой».
     Момент для такого заявления был выбран весьма «подходящий» — перед экстренным заседанием в Вене Совета управляющих МАГАТЭ, который должен решить, передавать ли иранское ядерное досье в Совет Безопасности ООН.
     Выступая на этом заседании, сообщило агентство ИТАР-ТАСС, российский представитель при международных организациях в Вене Григорий Берденников заявил, что «Россия не возражает против того, чтобы проинформировать Совет Безопасности ООН о работе, проводимой МАГАТЭ на иранском направлении, и о шагах, которые необходимо предпринять Ирану для выправления ситуации». В то же время он подчеркнул, что Совет управляющих «на данном этапе не просит от СБ ООН предпринимать каких-либо действий исходя из того, что работа на иранском направлении продолжается в рамках агентства».
     Берденников привлек внимание участников венского заседания к инициативе Президента России Владимира Путина, выдвинутой на встрече ЕвразЭС в Петербурге 25 января. Инициатива предполагает создание сети международных центров по предоставлению услуг ядерного топливного цикла, включая обогащение урана, под контролем МАГАТЭ на основе «недискриминационного доступа». Примером практической реализации данной идеи могло бы стать известное предложение России о создании совместного с Ираном предприятия по обогащению урана на российской территории.
     В своем выступлении наш представитель подтвердил «принципиальную позицию России, признающую неотъемлемое право всех участников Договора о нераспространении ядерного оружия развивать исследования производства и использования ядерной энергии в мирных целях без дискриминации». Он подчеркнул, что российская сторона считает «абсолютным приоритетом при рассмотрении вопроса об иранской ядерной программе обеспечение нерушимости режима нераспространения ядерного оружия». При этом члены международного сообщества должны действовать «предельно аккуратно, избегать шагов, которые могут искусственно создать дополнительные проблемы».
     Днем раньше министр иностранных дел Великобритании Джек Стро в ходе продолжительной беседы с иранским коллегой Манучехром Моттаки ознакомил его с итогами совещания глав МИД Китая, России, США, Великобритании, Франции, Германии по ядерной программе Ирана. Как выразился Стро, Тегерану была дана «последняя возможность вернуться на путь выполнения своих обязательств». От него, в частности, потребовали восстановить мораторий на обогащение урана и иную ядерную деятельность, связанную с этим процессом. Иранское руководство также должно рассмотреть возможность прекращения сооружения реактора на тяжелой воде, способного нарабатывать оружейный плутоний, и ратифицировать дополнительный протокол к соглашению о гарантиях с МАГАТЭ.
     Как сообщают источники, министр иностранных дел РФ Сергей Лавров на переговорах в Лондоне согласовал с коллегами подходы к иранской ядерной проблеме. Российская сторона считает, что Совет управляющих МАГАТЭ должен ограничиться лишь тем, чтобы проинформировать Совет Безопасности ООН о своем заседании в Вене, воздержавшись от каких-либо решений. Москва заинтересована, чтобы иранская ядерная программа развивалась исключительно в мирных рамках. Она продолжает поиск общих подходов к урегулированию ядерных программ Ирана и КНДР, предлагая этот вопрос внести в повестку дня саммита «большой восьмерки».
     Позиция Вашингтона резче, жестче. Там исходят из того, что Иран вообще не должен иметь доступа к технологиям, которые бы позволили ему самостоятельно заниматься обогащением урана. «Важно помнить о том, что и российское правительство не хочет, чтобы Иран завладел ядерным оружием», - подчеркнул официальный представитель госдепартамента США Шон Маккормак.
     Между тем с иранской стороны прозвучало несколько предостерегающих сигналов в том плане, что на силовое давление и враждебные действия США и Израиля Тегеран «немедленно» ответит «подобающим образом». Как заявил министр иностранных дел Манучехр Моттаки, в случае передачи иранского ядерного досье в Совбез ООН «первой жертвой» станет протокол, предусматривающий проведение внезапных инспекций атомных объектов представителями МАГАТЭ. Он призвал европейских коллег проявить мудрость и не предпринимать неверных шагов.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex