на главную страницу

4 Февраля 2006 года

Тема недели

Суббота

Скучная материя

Вадим МАРКУШИН.



     

     Трехчасовая пресс-конференция Владимира Путина в Кремле не успела еще закончиться, а бегущие впереди паровоза любители безапелляционных суждений среди наших иностранных коллег уже «отметились» в Интернете. Дескать, ничего особо нового российский лидер не выдал. Не ошарашил, не потряс, не изумил. Слышали, знали, предполагали.
     Со страниц центральной военной газеты конечно же неэтично давать лестные оценки Верховному Главнокомандующему. Но мне можно - я отставной. Поэтому скажу: все было интересно, все звучало по-новому, во всем ощущался возмужавший за год, приумноживший и углубивший познания человек.
     Одна из затронутых на журналистском сборе тем – «дедовщина» в армейской казарме. Факт – жаренее некуда. Искалечили молодого парня. Надругались над человечностью. Тупостью своей и злобой продемонстрировали, что это позорное явление в армии, к сожалению, живет и здравствует.
     Что делать-то? Президент предложил создать военную полицию. Нет никаких сомнений, что эту идею он не «из носа» извлек. Она уже витала в законодательных коридорах, обсуждалась некоторыми экспертами. Кроме того, Путин работал в Германии и наверняка знаком с немецким опытом в этой части.
     Может ли военная полиция, когда ее создадут, существенно изменить к лучшему положение дел в воинских коллективах? Очень даже может. Но, простите, может и не изменить. It depends, говорят англичане, – все зависит от…
     От чего же зависит? Увы, тут, нравится это нам или не нравится, мы вынуждены обратиться к той же скучной материи, которую, зевая, читали в учебниках и по которой потом сдавали зачеты и экзамены. Учили, дискутировали на семинарах, а кто-то потом еще и диссертации защищал – но так и осталась вся эта наука мертвым грузом. Нет настоящего результата. Нет универсальной, характерной для всех Вооруженных Сил здоровой атмосферы в казарме. А есть только хорошие, порой прекрасные исключения, сформировавшиеся исключительно благодаря тем отцам-командирам, которые еще не вымерли и работают в полках и на кораблях самоотверженно, не жалея ни сил, ни здоровья.
     Да, дорогой читатель, скучно, заунывно, не соответствует нашей склонности верить в нечаянные свершения и прорывы. Но это так. Что есть военная полиция? Это структура, которая, действуя оперативно, способна пресечь хулиганство в казарме и прочие преступные деяния. Если такую структуру сформировать из честных профессионалов (не таких, которых мы видим в сериале под названием «Зона»), она вполне способна кардинально повлиять на обстановку в гарнизонах. Работая не под давлением какого-нибудь временщика-карьериста, мечтающего поскорее перебраться в окружной штаб или повыше, а используя соответствующие полномочия независимого органа, военная полиция может пресечь и предупредить очень многие факты, на которые командование и армейская общественность в большинстве частей смотрят, как на некое неизбежное зло. Свыклись, смирились.
     Однако вопрос заключается не в том, чтобы «благотворно повлиять на ситуацию», «поспособствовать» борьбе с «дедовщиной», а в том, чтобы создать в армии надежную почву, на которой эти так называемые «деды», эти «братья-сорняки» из старого мультфильма не могли бы произрастать. Вопрос в том, чтобы в низовых структурах, именуемых ротой, батареей, дивизионом, кораблем, форсированно ввести в широкую практику комплекс неукоснительных мер, которые бы сделали невозможными творящиеся безобразия. Помнится, в большой моде было понятие «комплексный подход». Тоже, знаете ли, скучная материя. А ведь никуда не деться от этого подхода, если всерьез рассуждать о коренном переломе в укреплении воинской дисциплины.
     Возможны ли все эти долгожданные преобразования в обстановке, какая сложилась в целом в обществе? Ответ ясен. Вот мы очень быстро научились креститься, а скверну из себя вычищать не хотим. В то же время потакаем торжеству самого худшего, что есть в человеке, терпим насаждение культа порока, не осмелимся объявить войну бесконечному насилию на телеэкранах. Иначе говоря, мы делаем все для того, чтобы наши дети и внуки впитывали в себя пренебрежение к личности, воспринимали зло в качестве самого простого и самого подходящего в окружающей действительности способа решать возникающие по жизни проблемы.
     Но ведь должно быть все наоборот. С детского сада, с начальных классов, с семейного устава, с домашнего телеэкрана в молодую голову непрерывно должны поступать сигналы о том, что физическое оскорбление личности – преступление. Что это категорически запрещено Законом, Конституцией, Господом Богом.
     Вырастут ли в таких условиях настоящие воины? Вырастут. Нормальное общество отвергает физическое оскорбление, а не рукопашный бой, который всегда был одним из предметов боевой подготовки. Мы презираем уличных бандитов, но воспеваем великих боксеров и борцов.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex