на главную страницу

10 Февраля 2006 года

Планета людей

Пятница

Не вбить клин между Россией и Украиной

Вел беседу Анатолий ПОЛЯКОВ.



В четверг президент Украины Виктор Ющенко выступил перед депутатами Верховной рады с ежегодным посланием. В основном оно было посвящено анализу политической и экономической ситуации, которая сложилась сегодня в Украине, определению перспектив развития державы. Важное место в нем заняли вопросы внешней политики, сотрудничества Украины с другими странами, в том числе и с Россией. О том, как развиваются российско-украинские отношения, наш корреспондент побеседовал с известным украинским политиком Дмитрием ТАБАЧНИКОМ.

     

     
Визитная карточка

     Дмитрий Владимирович Табачник родился в 1963 году. Окончил Киевский государственный университет им. Т.Г. Шевченко, занимался военной историей. Доктор исторических наук, профессор, академик Академии правовых наук, лауреат Государственной премии Украины. С июня 1994 года по декабрь 1996 года был главой администрации президента Леонида Кучмы, в 2002 —2005 годах - вице-премьером в правительстве Виктора Януковича, в настоящее время директор Национального экспертного института.
     


     - Дмитрий Владимирович, вы были главой администрации президента Леонида Кучмы и, видимо, хорошо знаете кухню межгосударственных отношений. Есть ли разница, на ваш взгляд, в украинско-российских отношениях тех лет и нынешнего времени? В чем она заключается?
     - Разница есть. И огромная. Большинство судьбоносных документов, определяющих стратегию отношений между нашими дружественными, братскими странами на долгие, верю, годы, было подготовлено, парафировано и подписано в бытность президентом Леонида Кучмы. Большой договор о дружбе и сотрудничестве, который рождался долго и тяжело, является краеугольным камнем украинско-российских отношений. Соглашения по Черноморскому флоту, договоренности по ликвидации военного ядерного потенциала, документы из экономической сферы заложили добрые основы внутренней и внешней политики независимой Украины. Что было характерно для отношений Украины и России того периода? Прежде всего не показной неизменный и фундаментальный интерес к ним со стороны руководителей Украины, стремление взвешенно оценивать текущий момент и перспективу, преодолевать трудности, а не уходить от них. Не было суеты, зато сложилась понятная система полномочных, ответственных лиц за конкретные участки работы. Около двух лет я возглавлял подкомиссию межгосударственной правительственной комиссии Украина - Россия. Моим коллегой, моим хорошим другом была Валентина Ивановна Матвиенко, ныне губернатор Санкт-Петербурга. Вместе готовили конференции историков, участвовали в разрешении вопросов о взаимном признании дипломов об образовании, о несокращении русских школ в Украине. Долгое время в Москве не могли открыть мемориальную доску выдающемуся украинцу Михаилу Грушевскому. Некоторым нашим политикам хотелось назвать его первым президентом Украины, хотя документально это не подтверждено. Мы решили эту проблему и установили мемориальную доску, где Михаил Грушевский назван выдающимся государственным деятелем, академиком Академии наук СССР. Так конкретно мы подходили к любому вопросу.
     - А как сегодня?
     - Сегодня мы видим абсолютную безответственность, суету, злобу и нежелание вести себя сдержанно. Зато заметно невооруженным глазом стремление высосать из пальца проблему и возвести ее в ранг серьезных противоречий. Возьмем недавнюю «маяковую войну». Лет 5 назад некий херсонский суд присудил возврат в украинскую собственность некоего маяка. Так что мешало министерствам иностранных дел спокойно все решить? А дело в том, что в украинском МИДе, возглавляемом Борисом Тарасюком, царят недружественные, русофобские настроения. Во все года во всем мире МИД считается органом примирения. Нынешнее наше министерство нельзя назвать иначе, как «министерство боевых действий».
     - Это русофобство, видимо, толкает и в объятия НАТО, других организаций?
     - По этому поводу мне вспомнился анекдот о Купидоне, то бишь об Амуре: голый, босый, вооруженный до зубов и ко всем с любовью лезет. Если отбросить вооруженность «до зубов», поскольку есть только зубы, а оружия нет – поржавело, то увидим нашу многострадальную нынешнюю Украину – голая, босая, но пылает горячей любовью к НАТО, ЕС, военным экспедициям в другие страны. Что касается НАТО, то, по моему мнению, участие в этой организации – это плата Европы за чрезмерные экономические и политические амбиции, за право командовать на всей планете. О каких амбициях может идти речь для Украины, только начинающей свое экономическое развитие, учитывая, что больше половины населения категорически против вступления в этот блок?..
     - На недавней более чем трехчасовой пресс-конференции Владимир Путин заметил, что Россия ежегодно дотировала украинскую экономику на 3—5 миллиардов долларов, а там этого никто не замечал…
     - А как могут замечать, если Сергей Терехин - министр экономики в бывшем правительстве Юлии Тимошенко заявлял, что Украина должна вступить в ВТО раньше России. Иначе, мол, она потом будет вставлять нам палки в колеса. Ну не хотите вы вступать в ВТО вместе, как предлагают россияне, так зачем обгаживать соседей? Все попытки представить ценовую политику России как некий энергетический и иной шантаж несправедливы. Платой за товар – газ, нефть, лес - могут быть деньги, изделия, а частично, может быть, и политическая позиция. Во всем мире крупные державы, имеющие геополитические интересы, оказывают соседям, дружественным странам материальную и иную помощь в обмен на доброжелательную, союзническую или нейтральную позицию. Но нигде такая поддержка несовместима с позицией безразличия или более того – вражды. Разве мы не слышим и не видим, как о своих геополитических интересах заявляют США? А кому они выделяют миллиарды долларов на том же Ближнем Востоке? Египту, Ирану или, может быть, Сирии? Да нет же – Израилю и Иордании. Потому что они их стратегические союзники.
     А как поступает украинское руководство за последний год? В ЕЭП, оказывается, Украина вступать не желает, во всех кризисах, что потрясли ее при «оранжевой» власти, виновата Россия. В то же время государственные руководители на весь мир оповещают об укреплении ГУАМ – своеобразной дуги вдоль границ России из государств, чьи режимы сейчас не в ладу с российским руководством. И после этого у кого-то поворачивается язык говорить о высокой цене на газ? Господа хорошие, а чего вы ждете? К вам с душой, а вы к соседям с чем…
     - Некоторые украинские СМИ идут дальше - лепят из России образ врага. На телевизионном «5-м» канале на явно провокационный вопрос: «До каких пор будут враждовать Украина и Россия?» якобы 90 процентов «интерактивных» виртуальных зрителей ответили: «Всегда».
     - Какой канал, такие у него и зрители. Радует только то, что в рейтинге он не оказался даже в первой десятке. А если серьезно, то некоторые СМИ занимают иногда неадекватную позицию. С какой стати представители «студенческого братства» из Львова оказались у маяков в Крыму? По собственной инициативе? А как они демонстрировали по многим каналам табличку на русском языке, снятую с ограды одного из маяков? Вот, мол, какие мы смелые. Вот как надо поступать с русскими. А когда те решили усилить охрану маяков, какой шум поднялся? А кто спровоцировал? Или тот же мясо-молочный конфликт. Правительство Юлии Тимошенко сняло таможенные барьеры для импорта, и индийская или бразильская буйволятина при помощи нечистоплотных украинских и российских бизнесменов под видом украинской телятины пошла в Россию. Об этом украинские СМИ молчат. Зато какой шум поднялся, когда Россия решила обезопасить свой рынок!
     - Лидер прогрессивных социалистов Наталья Витренко считает, что нынешнее руководство Украины сознательно проводит линию на конфронтацию с Россией в надежде отвлечь внимание от своих неудач в экономике.
     - Наталья Витренко – человек чрезмерно радикальных взглядов, но политик известный. Несомненно, часть ее высказываний имеет под собой основания. В экономике «оранжевым» похвалиться абсолютно нечем. Внешнеторговый баланс из положительного в 2004 году превратился в отрицательный, «съедено» более 5 миллиардов долларов, экономический рост снизился в 4 раза, иностранные инвестиции сократились еще больше. Казалось бы, надо налаживать, улучшать экономические и политические отношения с Россией, воспользоваться возможностями ее огромного рынка, тем более что между нами существуют годами отлаженные экономические связи. А что мы видим? Под руководством Виктора Ющенко проходит день памяти героев Крут – студентов, молодежи, погибших недалеко от Нежина в бою с большевистскими войсками Муравьева в далеком 1918 году. Подчеркиваю – с большевистскими войсками, поскольку там были русские, украинцы, белорусы, поляки. Но в прессе, на телевидении, везде заявляют: украинцев, надежду нации, убивали русские. И никакой реакции со стороны мидовцев, государственных властей.
     Нынешние руководители целенаправленно ликвидируют общий исторический контекст в образовании, в учебниках для школ и вузов принижают роль нашей совместной Победы в Великой Отечественной войне. Судите сами. В учебнике истории события четырех лет войны освещаются на три страницах, а действия ОУН-УПА – на 12-ти. Сегодня внешняя политика полностью ориентирована на страны западного мира. Я, как непосредственный участник переговорных процессов со многими западными лидерами, хорошо знаю цену их обещаний. Чего нам только не обещали: и за отказ от Бушерского проекта в Иране, и при закрытии ЧАЭС. А в итоге – ноль. Пока что украинская политическая элита не может или не хочет понять, что Россия является свехдержавой, которая крепнет с каждым днем. Пусть без любви, но хотя бы с пониманием и уважением политики должны осознавать, что сверхдержава вправе иметь свои геополитические интересы. Никто меня не убедит в том, что для хороших отношений с США или Европой нужно испортить их с соседями. Более того, те же Штаты, видя все возрастающее влияние России, найдут с ней общие интересы – антитеррор, энергоконтакты, сдерживание ядерных амбиций Ирана. И тогда Украина может оказаться на обочине.
     - Как, по-вашему, изменятся ли украинско-российские отношения после мартовских выборов в Верховную раду? Станут они лучше, или наоборот?
     - Расчистить «авгиевы конюшни» даже при желании будет непросто. Строить мост через Днепр нужно годы, а взорвать его, разрушить можно в один миг. Если придет проукраинское прагматичное правительство, дело пойдет на лад. Сейчас основной принцип - «фарширование» министерств и ведомств безграмотными чиновниками: главное, чтобы были из Львова, Тернополя, Ивано-Франковска. Там самые «щирые» украинцы. Но я надеюсь, что после выборов во власть придут представители восточных, южных, центральных областей, прекратится доминирование национал-патриотов, тогда и отношения с Россией должны наладиться.
     - Более 10 лет назад в своем интервью для «Красной звезды» вы, Дмитрий Владимирович, говорили, что «никому не удастся вбить клин между нашими народами». А сейчас некоторые кликушествуют, что мы обречены на вечную вражду. Не убавилось у вас оптимизма?
     - Не убавилось. Эквилибристы от политики есть и в России, и на Украине. Мне не раз приходилось встречаться с Владимиром Жириновским. Когда послушаешь его публичные выступления, хочется крепче держаться за стул. Немало и у нас подобных политиков. Правда, Владимир Вольфович не руководит российским МИДом, а у нас… Когда более половины украинских граждан говорят на русском языке, а думают еще больше, то очень сложно подорвать дружбу двух братских славянских народов, несмотря на неуклюжую государственную политику. Приведу пример, который мне очень близок. Национальный академический театр русской драмы им. Леси Украинки, где работает моя жена Таня, постоянно гастролирует в Москве и всегда с огромным успехом, с полными аншлагами. Это самый посещаемый театр на Украине, за 10 лет в нем побывали 1 млн. 327 тысяч зрителей. Не учитывая тех, кто воспользовался контрамарками. Как же можно игнорировать позиции русской культуры, искусства в Украине?
     Знаете, вражда – удел слабых, неразвитых стран. Пусть Россия и Украина как можно быстрее крепнут, а не прячутся друг от друга по блокам, становятся богаче - и тогда все забудут о распрях.
     - Как давний наш автор, полковник запаса, что вы хотели бы пожелать «Красной звезде», ее читателям в преддверии 23 февраля - Дня защитника Отечества, который отмечают и в Украине?
     - «Красной звезде» – быть верной спутницей людям в форме, в погонах, такой, какой она была с далекого 1924 года. А в праздничный, торжественный день нужно вспомнить тех, кого нет с нами, поздравить живых. Я обойду в этот день надгробные камни, под которыми лежат два моих деда, сражавшихся и победивших в Великой Отечественной войне.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex