на главную страницу

14 Февраля 2006 года

Планета людей

Вторник

Барьер южной угрозе

Роман СТРЕШНЕВ.



В своем недавнем выступлении Президент РФ Владимир Путин, отвечая на вопрос журналиста агентства Ассошиэйтед пресс, заявил: «Нам не нужен в Средней Азии второй Афганистан, и мы будем действовать очень аккуратно. Нам не нужны там революции, нам нужна эволюция». К сожалению, угроза для этого региона повторить путь соседнего Афганистана все еще существует. Незримые на первый взгляд силы все настойчивее пытаются завладеть центрально-азиатскими просторами и превратить их в оплот экстремизма и терроризма. Именно это представляет ныне серьезную опасность.

     
Под знамена Халифата

     Так, в Киргизии эти силы не прекращают попыток насадить населению страны фундаментальные идеи ислама, посеять межнациональную рознь и опрокинуть республику в пучину гражданской войны, которой она буквально чудом избежала в прошлом году. Вот и на днях в селе Искра Чуйской области возникли беспорядки, прошли столкновения между киргизами и дунганами. В результате сожжены 6 жилых домов, несколько человек получили ранения. Власти вынуждены были с целью наведения и поддержания порядка направить в село дополнительные формирования МВД республики. Как сообщается, конфликтные ситуации на бытовой и хозяйственной почве между дунганами и киргизами в этом селе возникают частенько, однако в последнее время определенные силы стремятся придать им характер межнациональной вражды.
     Такие события конечно же оказывают негативное воздействие на мирное и созидательное развитие Киргизии. Тем более что оно и так осложняется из-за отсутствия взаимодействия между ветвями республиканской власти. На днях президент страны Курманбек Бакиев заявил, что киргизский парламент осознанно идет на конфронтацию с действующей исполнительной властью и президентом. «Парламент превратился в место политических склок, порождающих нестабильность в стране. Любое событие используется как повод для политической истерии», - сказал глава государства. Он обвинил депутатов в саботировании принятия важных законопроектов, а также в том, что они обсуждают темы, которые не имеют отношения к их работе. «С апреля прошлого года саботируется принятие программы приватизации, до сих пор - уже февраль - не принят бюджет», - сказал Бакиев. По его словам, только осенью из-за отсутствия кворума было сорвано 17 пленарных заседаний. После этого спикер парламента Омурбек Текебаев по причине, как он заявил, «складывающейся в стране сложной обстановки» подал в отставку. По киргизским законам в данном случае необходимо, чтобы решение спикера об уходе с поста одобрило большинство депутатов. Парламент Киргизии назначил рассмотрение вопроса об отставке спикера на 20 февраля.
     Столь же непросто развивается ситуация и в соседнем Узбекистане, который оказался еще и под политическим и экономическим прессом Запада. Обвинив Ташкент в необоснованной жесткости действий в ходе прошлогодних андижанских событий, США прекратили оказывать Узбекистану финансовую помощь, а Евросоюз ввел эмбарго на продажу вооружений и запретил въезд в ЕС высшим правительственным чиновникам республики.
     И это в то время, когда факты показывают, что андижанский мятеж был хорошо спланированной акцией, имеющей целью свержение в стране конституционного строя. Причем организаторы данных событий в отличие от втянутых в демарш народных масс были вооружены и не гнушались провокаций. Например, стрельба боевиков по митингующим выдавалась за действия узбекских силовиков. Экстремисты под прикрытием толпы захватили здание областной администрации, воинскую часть, тюрьму, отделение милиции и взяли заложников.
     По данным узбекской прокуратуры, во время массовых беспорядков в Андижане погибли 60 мирных граждан, 33 сотрудника правоохранительных органов и военнослужащих, были уничтожены 94 террориста. С 20 сентября в Узбекистане осуждены 121 активный участник андижанских беспорядков, 38 милиционеров и военных, не сумевших предотвратить мятеж. Как выяснилось в ходе следствия, беспорядки были организованы членами подпольной радикальной организации «Акрамия», лидер которой отбывает наказание за серию взрывов в Ташкенте в феврале 1999 года.
     На днях правоохранительные органы Узбекистана вскрыли махинации в незарегистрированной организации «Клуб пламенных сердец» и передали в верховный суд уголовное дело о вымогательстве, обмане и ложном предпринимательстве. Кстати, определенные суммы на деятельность клуба перечисляли посольства США и Франции в Ташкенте. Ферганская областная прокуратура считает, что полученные от посольств деньги «использовались для нарушения общественного спокойствия, клеветы, обмана».
     Определенная напряженность и нестабильность существуют и в других странах региона, куда проникают идеи фундаментального ислама, а также преступный бизнес. Щупальца международных террористических организаций, радикальных исламских движений и транснациональной преступности пытаются расшатать ситуацию и взорвать Центральную Азию. Главная цель экстремистов – образование в регионе так называемого «Исламского халифата», который должен стать плацдармом борьбы против «неверных», а для наркобаронов обеспечить беспрепятственный транзит смертельного зелья. И многие эти беды исходят с территории Афганистана.
     
Афганский нарыв

     Эта страна продолжает оставаться одним из главных региональных детонаторов, подрывающих стабильность и безопасность в Центральной Азии. Дело в том, что внутриполитическая ситуация в Афганистане по-прежнему сложна и непредсказуема. Ярким свидетельством этого стала прокатившаяся на прошлой неделе по стране волна долгосрочных антизападных демонстраций, вызванных публикацией карикатур на пророка Мухаммеда. В Баграме около 2 тысяч демонстрантов предприняли попытку захватить американскую военную базу. А в городе Мехтарламе во время манифестации боевики, открыв стрельбу, спровоцировали столкновения демонстрантов с полицией. В провинции Забуль полиция была вынуждена открыть огонь по бунтовщикам, которые также с откровенно негативными намерениями направлялись к американской базе.
     В ходе манифестаций досталось и натовским миротворцам. Около 250 демонстрантов в городе Меймене (провинция Фарьяб) атаковали базу, где несут службу норвежские миротворцы. Афганцы стали забрасывать солдат камнями, в результате чего последние были вынуждены применить слезоточивый газ. Вслед за этим в миротворцев полетели боевые гранаты. В город были переброшены дополнительные силы НАТО и выведены сотрудники миссии ООН. За этими выступлениями стоят вполне определенные силы. Как сообщается, в рядах манифестантов были талибы и боевики «Аль-Каиды», которые первыми и открывали огонь.
     Факты свидетельствуют, что движение «Талибан» и террористическая организация «Аль-Каида» продолжают довольно уверенно действовать в стране. Так, недавно на юге Афганистана в провинциях Кандагар и Гильменд развернулись самые масштабные за последние месяцы бои между правительственными войсками и отрядами боевиков, в ходе которых погибли около пятидесяти человек. Стычки начались после нападения талибов на администрацию района Мусакала (провинция Гильменд). Боевиков усмирили только при поддержке американской авиации.
     Наблюдается и еще одна тенденция: все чаще Афганистан сталкивается с террактами, в которых участвуют боевики-смертники. Лишь за последние три месяца прогремело более 20 взрывов, причиной которых были камикадзе. Это вызывает определенное беспокойство как у афганского правительства, так и у международного сообщества. Как заявил афганский министр обороны генерал Абдул Рахим Вардак, террористы-смертники стали для Афганистана «новым феноменом».
     Интересно, что на этом фоне некоторые высокопоставленные политики призывают Кабул начать с талибами диалог, а также активнее вовлекать раскаявшихся исламистов в политическое обустройство Афганистана. Заигрывания с боевиками ведут и представители спецслужб некоторых западных стран. О том, что талибы имеют своих людей в афганских силовых структурах, говорит недавний побег семерых высокопоставленных руководителей «Талибана» из самой охраняемой тюрьмы Пули-Чархи, которая находится близ Кабула. Кстати, в июле прошлого года оттуда совершили побег четверо арабских наемников, воевавших на стороне «Аль-Каиды».
     Тем временем в Афганистане происходит постепенное сращивание коррупционеров, преступности, наркобизнеса и террористов, окончательные цели у которых хотя и разные, но заинтересованность одна – слабость центральной власти. Как признал афганский министр по борьбе с наркотиками Хабибулла Кадери, масштаб, которого достиг нелегальный оборот героина, может быть объяснен только причастностью к нему высокопоставленных чиновников, включая членов правительства в Кабуле, и безнаказанностью лиц, промышляющих «провозом наркотиков в огромном объеме через различные части страны». «Главный вопрос в том, как найти доказательства против них», - заявил министр, добавив, что коррупция запустила свои щупальца и в юстицию Афганистана. По данным ООН, хотя площади посевов опия уменьшились, объем производства наркотиков не снизился, а прибыль от их продажи даже возросла и достигла 3 млрд. долларов.
     Недавно в Лондоне прошла международная конференция, посвященная этой стране. В ней приняли участие представители более 60 государств мира, которые обсудили пути дальнейшего укрепления мира, безопасности и стабильности в Афганистане, а также строительства национальной экономики, армии и борьбы с наркопроизводством.
     Участники конференции приняли план комплексного развития Афганистана на ближайшие пять лет. Международное сообщество определило дальнейшие направления афганского политического процесса. Стране также была обещана помощь в размере 10,5 млрд. долларов США. Для дальнейшей стабилизации в Афганистане планируется расширить численность и зону действия международных миротворческих сил, которые действуют под эгидой НАТО. Тем не менее большинство экспертов утверждает, что вряд ли этот шаг серьезно улучшит ситуацию в стране. Во-первых, потому что численность миротворческого контингента для такой обширной территории явно мала, а во-вторых, по причине того, что представители НАТО сами признают - пока военнослужащие альянса не готовы принимать непосредственное участие в антитеррористических операциях против сторонников «Талибана» и «Аль-Каиды».
     Следует отметить, что многие афганские высокопоставленные чиновники выражают недовольство слишком большой зависимостью политического обустройства страны от Запада и иностранного военного присутствия. По их мнению, США и другие страны антитеррористической коалиции реально не заинтересованы в наличии сильной афганской власти и армии. Более того, афганский парламент даже высказался за пересмотр некоторых решений, принятых правительством страны до его формирования. А председатель афганского национального собрания Юнус Кануни заявил, что парламент страны имеет право согласиться или отклонить решения лондонской международной конференции по Афганистану.
     Россия, как подчеркнул в Лондоне глава МИД РФ Сергей Лавров, «настроена использовать председательство в «большой восьмерке» для помощи афганскому руководству в продвижении к стабильности и экономическому процветанию, а также для мобилизации соответствующих усилий донорского сообщества». Он также отметил, что хотя «Россия не брала на себя обязательств ни на Токийской, ни на Берлинской конференциях, тем не менее за период с 2002 по 2005 год Афганистану было оказано широкое содействие на двусторонней основе, включая как гуманитарную помощь в становлении новой власти, так и поставки военной техники афганской национальной армии». Последнее направление нашей деятельности, заметил министр, особенно «актуально в свете сохраняющейся угрозы со стороны экстремистов». В доказательство этих слов Москва заявила о готовности списать Кабулу долг в 10 млрд. долларов (к примеру, США заявили о списании долга в 108 млн. долларов).
     
Общая архитектура безопасности

     Однако особое внимание Россия уделяет странам Центральной Азии, стремясь, чтобы они развивались, говоря словами Владимира Путина, не революционно, а эволюционно. Причем, учитывая рост вызовов региону, Москва выступает за укрепление коллективной безопасности, создание совместными усилиями надежного барьера на пути южных угроз. И в этом плане наша страна активно действует как на двусторонней основе, так и в рамках международных структур. Например, уверенно набирает обороты Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Недавно штабом ОДКБ разработан проект соглашения о создании и функционировании Объединенной группировки войск (сил) Центрально-Азиатского региона (ЦАР) коллективной безопасности. Главной целью группировки должны стать локализация и прекращение возможных приграничных конфликтов на внешних границах ЦАР, а также ликвидация формирований агрессора. Соглашение об Объединенной группировке войск (сил) ЦАР планируется подписать на весенней сессии высших органов ОДКБ в мае-июне 2006 года в Минске.
     А 7 февраля в Москве представители стран - членов ОДКБ обсудили проекты документов по созданию в рамках организации Коллективных сил чрезвычайного реагирования, задачей которых станет ликвидация последствий возможных стихийных бедствий, обеспечение химической, энергетической, биологической, эпидемиологической безопасности.
     Успешному продвижению интеграционных процессов способствует и политика стран региона. Например, глава киргизского правительства Феликс Кулов на днях заявил, что расположенная на территории республики в городе Канте авиабаза ВВС России, которая действует в интересах ОДКБ, является «составляющим компонентом» обороноспособности Киргизии. «Бишкек всегда уделял и уделяет большое значение сотрудничеству с Москвой, и мы всегда стремимся к взаимовыгодным отношениям с РФ», - сказал премьер. «Мы не ошиблись, когда решили, что здесь должна находиться военно-воздушная база российских Вооруженных Сил. Это дает основание быть уверенным, что небо над нашей головой защищено», — подчеркнул Кулов. Премьер также заверил, что новое киргизское руководство будет всячески поддерживать деятельность российской авиабазы в Канте, в том числе создавать необходимые условия для ее военнослужащих.
     В свою очередь Ташкент в последнее время не только взял уверенный курс на сближение с Москвой и другими странами региона, действуя по принципу «старый друг – лучше новых двух», но и проявляет все больший интерес к интеграционным объединениям, создаваемым на постсоветском пространстве. После того как президент республики Ислам Каримов призвал крепить союзнические отношения между Узбекистаном и Россией, нижняя палата узбекского парламента единогласно ратифицировала договор о союзнических отношениях между двумя странами, подписанный президентами в Москве 14 ноября 2005 года. Узбекистан также вступил в экономическую интеграционную структуру – Евразийское экономическое сообщество. А сегодня Узбекистан, некогда вышедший из Договора о коллективной безопасности, вновь проявляет повышенный интерес к ОДКБ. На прошлой неделе Генеральный секретарь ОДКБ Николай Бордюжа посетил Ташкент и обсудил с узбекским президентом перспективы развития сотрудничества между организацией и республикой в сфере противодействия новым угрозам и вызовам.
     За активизацию интеграционных процессов выступают и другие страны региона. Например, Казахстан и Таджикистан постоянно подчеркивают необходимость укрепления коллективной безопасности. Только на этой основе и можно успешно вести борьбу с терроризмом, экстремизмом, наркобизнесом, противостоять иным угрозам и вызовам.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex