на главную страницу

11 Марта 2006 года

Армия и общество

Суббота

За честь, за родину, за веру!

Об истории взаимодействия армии и религии в России рассказывает заместитель главнокомандующего Внутренними войсками МВД России по военно-научной работе Герой России генерал-полковник Валерий БАРАНОВ

Подготовил Виталий ДЕНИСОВ.



Во все времена армия в государстве была гордостью нации. Нравственные устои в армии всегда были выше, и общество равнялось на своих защитников. Армия несет волю и дух Куликова поля, Полтавы, Бородино, Сталинграда, Ленинграда. Она воспитала не только величайших полководцев А.В. Суворова, М.И. Кутузова, А.А. Брусилова, Г.К. Жукова, К.К. Рокоссовского, но и видных деятелей науки, культуры и искусства.
После распада СССР Россия, переживая трудное становление своей государственности, долгое время находилась в полосе глубокого духовного кризиса. И больше всего это отразилось на армии - государственном институте, идеологизированном во все времена в силу своего специфического предназначения и поэтому наиболее чувствительном к любым социальным потрясениям. И естественно, что в армейской среде, как и во всем обществе, возникает необходимость обретения новых источников духовных и нравственных сил, которые способствовали бы укреплению национального самосознания, единства народа и армии, возрождению, сохранению преемственности в традициях российского государства и его Вооруженных Сил. В этих условиях возрастает влияние религиозных конфессий на все стороны нашего общества, в том числе и на Вооруженные Силы.
Поэтому в современных условиях проблема восстановления отношений религиозных конфессий (и прежде всего Русской Православной церкви) и Вооруженных Сил требует глубокого изучения, объективного анализа и практического решения в ходе проведения военной реформы.


     В истории государства российского Православная церковь всегда занимала особое место, оказывая исключительное влияние на формирование морально-нравственного климата в обществе и особенно в армии.
     Крещение Руси началось с дружины великого князя Владимира, и это было символично и послужило примером для всех подданных. Христианские традиции, складывающиеся на протяжении тысячелетия, - представление о грехе и добродетели, святости и преступлении, чести и бесчестии - вошли в жизнь народа, и в первую очередь в духовно-нравственный облик русского воина.
     В изданной первой военной книге на русском языке «Учение и хитрость ратного строения пехотных людей» определено и жалованье полкового священника - тридцать форинтов (рубль равнялся трем форинтам). Во времена Федора Алексеевича (1676 - 1682) церковная служба в полках проходила под непосредственным руководством и с участием царя.
     При экстренном отправлении полков в поход царь непосредственно сам назначал в полку священнослужителей.
     Организационно структура военного духовенства начала формироваться в связи с созданием Петром I постоянных армии и флота.
     В 1700 г. упраздняется стрелецкое войско и организовано 27 полков. Семеновский и Преображенский стали лейб-гвардейскими.
     В ходе реформы организованы три рода войск: пехота, кавалерия, артиллерия. Основной тактической единицей в пехоте и артиллерии становится полк (1.200 - 1.500 человек). На период военного времени они сводились в бригады, дивизии, корпуса. Увеличилось количество и полковых священнослужителей, на содержание которых с каждой области из архиерейских епархий собиралось по одной гривне с церкви.
     История военно-морского духовенства, так же как и история самого флота, связана с деятельностью Петра I. С появлением кораблей, увеличением их численности, возрастанием срока их пребывания в походах появилась необходимость иметь на борту священнослужителя, задачами которого являлись отправление духовных треб и контроля за умонастроениями матросов и офицеров.
     Для решения проблемы укомплектованности корабельных священников Петр I предписывает в корабельном флоте на каждом корабле иметь по одному иеромонаху, которых брали из Александро-Невского монастыря.
     Общее руководство духовной сферой на флоте и контроль за благоповедением корабельных священников осуществлял старший (обер) иеромонах. Старшими (обер) иеромонахами назначались наиболее достойные и авторитетные священнослужители. Первым иеромонахом корабельного флота стал префект Гавриил Бужинский - проповедник, писатель, впоследствии епископ Рязанский, Муромский.
     Одной из особенностей прохождения службы первыми обер-иеромонахами была их преемственность. Они соединяли обязанности руководства судового священства с обязанностями епархиального руководства.
     С 1716 г. ратная служба становится не только службой царю, но и вере, отечеству, государству. Устав и артикулы, произнося «Богу единому слава», вместе с тем предписывали весь процесс воспитания нижних чинов и генералов строить «в страхе Божьем». Важное значение имело при этом охранение законом высокого статуса священника. Артикул 13-й воинского устава гласил: «Всем офицерам, рядовым надлежит священников любить и почитать, и никто да не дерзнет оным как словом, так и делом досаду чинить, и презирать, и ругаться. А кто против того погрешит, иметь по изобретению его преступления вдвое так, как бы над простолюдином (над другим) учинил, наказан быть!»
     Обер-иеромонах находился на корабле аншеф-командующего.
     Права судовых иеромонахов, вопросы материального положения были определены в Морском уставе от 13.01.1720 года. 15 марта 1721 г. издается «Инструкция флотским иеромонахам», состоящая из 17 пунктов, где конкретизировались обязанности обер-иеромонахов.
     Полевой обер-священник сухопутной армии наравне с флотским обер-иеромонахом являлся полноправным представителем духовно-административной власти в вооруженных силах государства.
     Утверждая новые формы государственного правления, Петр I «превратил церковь в составную часть правительственно-административной системы и сделал из нее надежную опору в своем абсолютизме».
     Введя систему коллегий в государственном управлении, Петр I для руководства церковью и религиозными делами в 1721 г. учредил Духовную коллегию, а вскоре по просьбе иерархов - Святейший Правительствующий Синод. Первым президентом Синода стал Стефан Яворский. Святейший Синод принял на себя дела патриаршего правления. Он был призван наблюдать за системой православного учения и благочинием богослужения, за избранием и определением на должности достойнейших архипастырей, за руководством их в церковном управлении.
     Ведению Синода подлежали церковные организации военно-духовной сферы, в том числе и право определять духовенство в армейские полки и на флот. По делам, совместно касающимся церкви и государства, Синоду было предоставлено право иметь отношения с Сенатом. В отсутствие монарха общими решениями Сената и Синода представлена сила решений верховной власти.
     С 1722 г. указом Петра I вводится должность обер-прокурора - «око государя и стряпчий по делам государственным», своеобразный посредник между государем и Синодом. Первоначально на эту должность назначались люди военные: полковник Болтин (1721 - 1725 гг.), гв. капитан А. Баскаков (1725 - 1726 гг.), гв. капитан Р. Раевский.
     Несмотря на то что церковь утратила Патриаршее возглавление, этот период стал эпохой величайших духовных достижений, временем расцвета старчества и укрепления монашеского подвига (благодаря преподобным Пантелею Величковскому, Серафиму Саровскому, оптинским старцам), создания высоких образцов русской патриотической литературы (святителями Тихоном Задонским, Игнатием Брянчениновым, Феофаном Затворским и др.), временем достижений богословской мысли и коллективных трудов практически во всех сферах церковной науки, временем успехов православных миссионеров как в России, так и за ее пределами, временем пастырского служения святым Иоанном Кронштадтским и многими другими пастырями.
     Павел I высочайшим повелением вводит должность обер-священника с непосредственным подчинением Святейшему Синоду, непременным правом состоять членом Синода, которым предоставляется полномочие самостоятельного управления всем гвардейским, армейским и флотским духовенством.
     Первым обер-священником армии и флота был назначен член Святейшего Правительствующего Синода протоиерей П. Озерецковский, ему также особым распоряжением были подчинены священнослужители, находящиеся в гвардии. 9 мая 1800 г. Павел I наделяет обер-священника обязанностями по вопросам назначения, увольнения и награждения священнослужителей. 6 июня Государственные Военная и Адмиралтейская коллегии получили указания: «Его Императорское Величество Государь Император всевысочайше указать соизволил, чтобы дети армейского и флотского духовенства, обучающиеся в семинарии, ни в какое другое состояние не поступали, как только в армию на священнические места, и чтобы все они обучались в одной семинарии».
     Все обучающиеся были на казенном содержании. В ходе обучения могли по желанию перевестись в другие учебные заведения. По окончании Армейской семинарии - в полки.
     Наиболее многочисленный отряд военного духовенства представляли полковые священники, которые приравнивались к офицерам в звании капитан и имели соответствующие права. Военнослужащие обязаны были приветствовать их и называть при обращении «Ваше благословение».
     В 1812 г. в ведомстве армейского духовенства состояли 240 человек, более 200 из них участвовали в Отечественной войне и заграничном походе. Полевые священники в сражении шли впереди воинов рядом с командиром, своим примером ведя к победе.
     В 1812 г. впервые в истории России единственный за всю Отечественную войну священник 19-го егерского полка Василий Васильковский был награжден орденом Святого Георгия Победоносца 4-го класса, семь священников были награждены орденом Святой Анны. И это при том, что орденами священники не могли быть награждены, пока были ими получены награды от Синода в последовательности: скуфья, камилавка, золотой наперсный крест.
     Надо отметить, что духовенство Русской Православной церкви сыграло большую роль в победе России над наполеоновской коалицией. Накануне войны в стране действовало 26.747 православных церквей (без монастырских и домовых), 456 монастырей (358 мужских и 96 женских). Численность священнослужителей (без монахов) составляла около 35 тысяч человек. Помимо поддержания в обществе религиозно-патриотического настроения, духовенство приняло непосредственное участие в организации и деятельности народного ополчения, партизанском движении. В ополчение поступили 412 человек духовного сословия.
     К концу XIX века в армии и на флоте насчитывалось около 5 тыс. лиц духовного сословия. В эти годы было разработано Положение о полевом обер-священнике, которое конкретизировало его обязанности в армии и на флоте по отношению ко всем священнослужителям.
     В 1890 г. Александр III завершил процесс формирования военно-духовного ведомства, утвердив «Положение об управлении церквями и духовенством военного и морского ведомств». Высшим духовным лицом стал протопросвитор. Это наименование должности указывало на духовный сан, характер его должности, сферу его административного влияния и круг его служебных обязанностей. Сформировалась структура духовной службы. Военные священники стали носителями двух великих образований - Российской армии и Русской Православной церкви. Протопросвитор по жалованью был приравнен к генерал-лейтенанту, главные священники округов - протоиереи - к полковникам, полковые священнослужители - к капитану.
     Обязанность полкового священника во время боя - быть неотлучно при личном составе - требует от него всегда быть готовым положить живот свой на поле брани за веру, царя и Отечество.
     Так, 22 сентября 1854 г. священник Судковский на Николаевской артиллерийской батарее под огнем противника благословлял каждого, а после гибели расчета заряжал орудие.
     Священник Могилевского полка Пятибоков в критический момент боя - после гибели офицеров - принял на себя командование подразделением. Немало военных священников сложили свои головы в этих войнах. Из 200 военных священников - участников Крымской войны два награждены офицерским орденом Георгия Победоносца 4-й степени, 58 - золотым крестом на Георгиевской ленте, 5 - золотым крестом Его Императорского Величества, 29 - золотым наперсным крестом Синода, 30 - орденами святого Владимира 3-й и 4-й степеней.
     В годы русско-японской войны с изменениями характера войны изменилось и содержание работы священников. Остро встал вопрос опознания павших воинов и сообщения на родину о погибших. В январе 1905 г. главный полевой священник подал заявку на имя командующего армией, в которой доказывалась необходимость иметь специальные значки (патрон) со сведениями о воине и адресом его родственников.
     1 июля 1914 года состоялся первый Всероссийский съезд военного и морского духовенства, на котором были приняты изменения в Положении об управлении церквями и духовенством военного и морского ведомств, выработана Инструкция для военно-морского духовенства в условиях военной обстановки.
     С увеличением поступления в армию и на флот молодого пополнения из южных регионов России возникла необходимость активизации в Вооруженных Силах России деятельности духовенства иных исповеданий. Для этого было создано Главное управление Духовных Дел Иностранных Исповеданий, которое сначала было самостоятельным, затем было департаментом в Министерстве Духовных дел и Народного Просвещения, с 1832 г. - Департамент Духовных Дел Иностранных Исповеданий высочайшим указом был переведен в Министерство внутренних дел. В Департаменте было 4 отделения. Первое - греко-российского исповедания, второе — римско-католического, греко-унистского и «армянского» исповеданий, третье - всех протестантских исповеданий, четвертое - иудейских, мусульманских и других нехристианских исповеданий.
     После октябрьской революции правовое положение Русской Православной церкви регулировалось постановлениями ВЦИК и СНК РСФСР от 8.04.1929 г. «О религиозных объединениях», которое сохраняло силу до 1980 г. Оно ограничивало деятельность религиозных объединений кругом религиозных потребностей верующих в пределах молитвенных зданий.
     С первых дней Великой Отечественной войны церковь по собственной инициативе начала сбор средств для фронта. Только приходы г. Ленинграда к концу 1941 гоа собрали 2.144 тыс. рублей. В дальнейшем эта помощь наращивалась и к концу войны превысила 300 миллионов рублей. Так, верующими Саратовской области только в 1943 г. было собрано 2,3 миллиона рублей, которые были направлены на танковую колонну имени Дм. Донского и авиаэскадрилью имени Александра Невского.
     Свыше 100 представителей Русской Православной церкви за годы Великой Отечественой войны были награждены орденами и медалями.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex