на главную страницу

11 Марта 2006 года

Армия и регионы

Суббота

Нас нельзя равнять под один шаблон

На вопросы «Красной звезды» отвечает первый заместитель губернатора Камчатской области Наталья ЕРМОЛЕНКО

Подготовил Владимир МОХОВ при содействии пресс-службы администрации Камчатской области.



     
Визитная карточка

     Камчатская область образована 20 октября 1932 года в составе Хабаровского края, с 23 января 1956 года выделена в самостоятельную область РСФСР.
     Численность экономически активного населения области составляет 200,8 тыс. человек, из них 178 тыс. заняты в экономике. Численность официально зарегистрированных безработных составляет 9,1 тыс. человек, или 4,4% от экономически активного населения.
     Среди регионов Дальневосточного федерального округа по производству валового регионального продукта (ВРП) на душу населения Камчатская область занимает 5-е место, по Российской Федерации – 17-е. В сумме региональных продуктов России доля Камчатской области незначительна и составляет 0,3%.
     Ведущими отраслями, обеспечивающими основной объем ВРП, являются промышленность, строительство, торговля и общественное питание, транспорт и связь, сельское хозяйство.
     Базовой отраслью промышленности и экономики в целом является рыбно-хозяйственный комплекс. Продукция рыбной промышленности в структуре промышленного производства составляет порядка 60%.  Электроэнергетика (в условиях локальной энергосистемы – отрасль инфраструктуры) формирует 22,7% объема промышленного производства, цветная металлургия – 8,0%, машиностроение и металлообработка – 5,0%, пищевкусовая – 4,9%. Другие отрасли промышленности в совокупности формируют около 4% объема промышленного производства.
     В объемах промышленного производства Российской Федерации доля области крайне незначительна и составляет на протяжении последних лет 0,3%, по Дальневосточному федеральному округу – около 7%.
     В то же время Камчатская область формирует 13,6% производства пищевой рыбной продукции по РФ и 17,4% вылова рыбы и добычи морепродуктов по РФ.
     В Дальневосточном федеральном округе по производству потребительских товаров в расчете на душу населения Камчатская область занимает первое место, по производству рыбной промышленности – второе, по газовой и полиграфической – третье.



     - Наталья Львовна, из 350-тысячного населения Камчатской области львиную долю составляют военнослужащие разных силовых ведомств и члены их семей. Как учитывается данное обстоятельство в деятельности областной администрации?

     - Камчатка всегда была форпостом России. Это не риторика, поскольку, чтобы защищать дальневосточные рубежи, здесь необходимы воинские формирования. Собственно, и осваивать полуостров начинали казаки, которые на Руси всегда относились к воинскому сословию. Что касается Петропавловска-Камчатского, то изначально он создавался как город, где дислоцировались военные с их семьями и обслуживающими структурами. В советские времена Камчатка оставалась закрытым регионом, и приехать сюда так просто было нельзя. Поэтому значительная часть гражданского населения области действительно имеет «военные» корни. Теперь Камчатка открыта. И она представляет собой своеобразное единение гражданского и военного населения. Единение это исторически сложилось, и взаимодействие между нами осуществляется, так сказать, в рабочем режиме.
     Безусловно, власти учитывают факт нахождения в регионе частей и соединений Войск и Сил на Северо-Востоке РФ. Это наши люди, которыми мы дорожим. Мимо нас не проходят ни беды, ни праздники нашей армии. День защитника Отечества, День Военно-морского флота давно стали не ведомственными, а общенародными праздниками. То же самое можно сказать о Дне пограничника. Это те традиции, которые стали для нас привычными.
     Органы государственной власти субъекта Федерации напрямую не могут оказывать финансовую помощь федеральным структурам, к которым относятся Вооруженные Силы. Это запрещено бюджетным кодексом. Но что касается взаимодействия в решении социальных, каких-то иных проблем, то помощь эта, безусловно, оказывается.
     Органы власти участвуют в организации и проведении призывных кампаний. Кроме того, наш регион заинтересован в том, чтобы возобновить поставку для нужд армии своей сельхозпродукции.
     В свое время на полях Камчатки выращивали для дислоцированных на полуострове частей картофель, капусту, морковь. Но потом тыловые структуры Минобороны почему-то переориентировались на других поставщиков, другие регионы. Мы хотели бы привлечь армейских потребителей обратно к нашему сельскохозяйственному комплексу, увеличить для него квоты на поставку продовольствия в Вооруженные Силы. Это было бы выгодно не только нам, но и военному ведомству. Зачем возить откуда-то картофель или капусту, если осенью она здесь остается на полях? Между тем на Камчатке есть не только овощи, но и яйца, мясо, рыба. Есть практически все, что требуется в солдатской столовой. Проблема такая существует, и комитет сельского хозяйства администрации Камчатской области будет ею дальше заниматься. Хотелось бы, чтобы к ее решению подключились и в Министерстве обороны. Надо не возить продовольствие через всю страну, а брать его на месте. Тем более есть что брать!

     - Недавно камчадалы отметили юбилей. 23 января 1956 года Камчатская область была выделена из Хабаровского края в отдельную область РСФСР. Сегодня, спустя полвека, это решение выглядит оправданным?


     - Безусловно. Камчатка однозначно состоялась как самостоятельный субъект Федерации. Но надо сказать, что за эти 50 лет Камчатка была не очень-то вспоминаема в союзном, а потом в федеральном центре. И только в последние годы решение вопроса развития дальних рубежей, на мой взгляд, обретает положительную динамику. Если до поры до времени в фокусе государственного и общественного внимания традиционно была центральная часть России, то сегодня ориентиры меняются на Дальний Восток и северные территории. Россия крепка своими рубежами, и необходимо обращать больше внимания на развитие именно отдаленных регионов. Они не должны развиваться сами по себе и по причине своей географической отдаленности, и в силу своего геополитического значения.

     - К тому же скоро название «край света» станет почти официальным. С 1 июля 2007 года в России появится Камчатский край…

     - Совершенно верно. Новый субъект Федерации создается путем объединения Камчатской области и Корякского автономного округа. На состоявшемся в прошлом году референдуме население безоговорочно поддержало такое решение. В его основе – и политическая, и экономическая целесообразность. А для Корякского округа это прежде всего обеспечение нормальной жизнедеятельности населения. Разрозненные, но находящиеся практически на единой территории, когда-то сформировавшиеся в единой экономической инфраструктуре субъекты должны воссоединиться.
     В Корякском автономном округе экономики как таковой практически нет. Там разве что добывают золото. Но это опять-таки федеральный ресурс, и от этого только налоги в бюджет пойдут. А население там не имеет возможности достойно развиваться, не имеет возможности получить доступ к культуре, полноценному здравоохранению и образованию. Между тем в Камчатской области очень много своих учебных заведений, филиалов московских и питерских вузов. Поэтому и учиться, и лечиться из Корякии едут к нам. Так зачем нужен субъект, который сам себя все равно не обеспечивает? Или, образно говоря, создавать что-то новое для 25 тысяч человек? Вряд ли это серьезно. Когда в 1992 году при «параде суверенитетов» и подписании Федеративного договора появился новый национально-территориальный субъект Федерации, выделенный из состава нашей области, все вроде бы было замечательно. Но иллюзии ушли. На самом деле эти десять с лишним лет показали, что такое разделение оказалось неоправданным. Собственно, об этом сказал в ходе референдума и народ.
     Вообще предстоящее воссоединение - еще одна историческая веха преобразования Камчатки в некое новое качественное состояние. Во всяком случае мы надеемся на это. Интерес к нашему региону в последние годы резко вырос. Кто уже здесь только из федерального центра ни побывал! Недавно, например, прилетал Герман Греф. Хотелось бы, чтобы все эти визиты принесли определенную пользу. Но зачастую они являются «туристическими». А воз региональных проблем даже не сдвигается с места. Решать их приходится только своими силами…

     - То есть дефицит государственного внимания к Камчатке все-таки существует?

     - Я бы назвала это дефицитом государственных решений. У нас в стране, например, до сих пор нет четкой концепции развития Севера и Дальнего Востока. В виде мертворожденного документа она существует еще с 1990-х годов, но под ней нет никаких правовых основ. Я, например, считаю, что необходим закон о развитии северных и дальневосточных территорий. Это особые территории с особым статусом. И даже особым дискомфортным состоянием экономики. Их просто нельзя равнять под другие субъекты Федерации. Здесь, может быть, не стоит говорить о донорах и реципиентах. Тут вообще другое положение дел. И, естественно, мы тоже не хотим жить за счет кого-то. На Камчатке хватает собственных богатств и ресурсов. Здесь живут трудолюбивые и выносливые люди. И если бы экономически и политически ситуация здесь была немного изменена, прежде всего на законодательном уровне, то мы сами справились бы со всеми стоящими задачами. И уж точно не бегали бы в федеральный центр с протянутой рукой.
     Пока же зачастую получается так. Приезжают на Камчатку высокопоставленные чиновники, подписывают различные протоколы, даются протокольные поручения, а потом… мы же просим эти поручения вспомнить! Вместо того чтобы «наверху» кто-то сам себя контролировал, нам приходится напоминать, чтобы кто-то что-то сделал. То есть по-прежнему преобладает такая идеология: на местах вы сами должны о себе заботиться, все обеспечивать. Но к северным и дальневосточным территориям отношение, на мой взгляд, все-таки должно быть более внимательным. Нам не нужно помощи, нам нужна поддержка. Регионом-донором Камчатка не станет, но выживать, развиваться сможет самостоятельно.

     - Наталья Львовна, один из местных жителей высказал мне такое мнение: дескать, если мы сами толком не способны освоить Камчатский полуостров, то лучше уж сдать его в аренду, продать…

     - Такая точка зрения, уверяю вас, совершенно нехарактерна для наших жителей. В основном-то они – патриоты России и своей земли. И никому отдавать, продавать ее не собираются. У нас достаточно большой потенциал квалифицированных кадров, который сформировался еще в советские годы, когда на полуостров ехали специалисты из Ленинграда, Севастополя, Центральной России. И нам по силам самостоятельно решать проблемы использования природных ресурсов, благоустройства территории и т.д. Было бы, повторяю, желание на законодательном уровне услышать наши проблемы. Они известны.
     Мы давно ставим вопрос об оставлении здесь части налогов, таможенных сборов. Чтобы не гонять их через Москву, получая затем в виде процентного отчисления, как для других субъектов Федерации. Если бы этот и подобные вопросы были решены, ситуация на Камчатке стала бы принципиально иной. Ведь в последнее время у нас возобновилось замороженное некогда строительство жилья. Пусть по 2—3 дома в год, но сдаются.

     - Кстати, почему Петропавловск-Камчатский выглядит столь уныло, почему те же дома такие серые, обшарпанные?..

     - Приезжайте летом и увидите, что наш город утопает в зелени! А зима и осень для Камчатки - действительно унылая пора. И длится она не месяц-два, а все 8 месяцев. И вот из-за такого длительного зимнего периода, когда не прекращаются сильные ураганы, когда в стены и окна потоком льет вода, фасады домов постепенно ветшают и со временем действительно являют собой унылое зрелище. Но в ходе строительства уже стали применяться новые технологии, износостойкие отделочные материалы.

     - Сейчас на один квадратный километр на Камчатке приходится меньше одного жителя. И, к сожалению, ситуация меняется только к худшему. Редко остаются здесь и увольняющиеся в запас офицеры. Можно ли, по-вашему, заинтересовать их в том, чтобы не уезжать с полуострова? Нужны ли для этого какие-то дополнительные льготы, механизмы стимулирования?

     - У тех, кто уходит в запас, по федеральному законодательству определенные льготы сохраняются. И у субъекта Федерации нет дополнительного права льготировать эту категорию населения. Если только эти люди в целом как семья не относятся к социально незащищенным слоям населения. А заинтересовать людей можно только развитием экономики. Все остальное у каждого индивидуально. Чтобы человек видел здесь перспективу дальнейшей жизни, ему нужно иметь интересную и доходную работу, возможность организовать свой досуг. А для этого нужно развивать ту экономическую инфраструктуру, где человек мог бы найти себе применение. Соответственно если офицер не имеет востребованной гражданской специальности, ему надо помочь получить ее. Пока, будем говорить откровенно, военнослужащие и их семьи предпочитают выехать на материк, где гораздо больше возможностей для того, чтобы жить нормально. Может быть, кто-то устает от Камчатки. Но, на мой взгляд, первопричина здесь в том, что у нас пока еще недостаточно развита экономическая инфраструктура. В любом случае мы заинтересованы в том, чтобы люди здесь оставались. Будущее у Камчатки все-таки есть. Это не тот регион, который всеми правдами и неправдами хотят покинуть.

     - А с чем местные власти связывают это будущее: с добычей полезных ископаемых, биоресурсов, с туризмом? Какие здесь приоритеты?

     - В общем-то вы их назвали. Но крен мы делаем сейчас именно на развитие туризма. Как я уже сказала, раньше Камчатка была закрытой и, по сути, неизведанной. Да и сами камчатцы редко куда выезжали. Не все были даже в знаменитой Долине гейзеров. Поэтому сегодня совместно с профильными федеральными структурами мы разрабатываем программу, которая предполагает строительство нескольких крупных туристических баз, развитие инфраструктуры туризма.
     Второй наш приоритет – недропользование. Добыча золота, платины, других полезных ископаемых позволит резко повысить экономический потенциал Камчатки. У нас уже заключено немало соответствующих контрактов, которые дадут результаты в ближайшем будущем. Дело в том, что сама процедура по недропользованию затянута по своей схеме федеральным законодательством. Пока получишь лицензию на разведку полезных ископаемых, пока начнешь разработку месторождений... Все это длится долго. Но в этом году мы уже планируем получить в бюджет первые доходы от этих разработок.
     Что касается нефти, то говорить об этом тоже пока сложно. Этот вопрос изучается сегодня на федеральном уровне. У нас долго говорили о континентальном шельфе, где есть немалые запасы «черного золота». Сейчас «Роснефть» занята разработкой здешних месторождений, правительство предоставило ей такое право. А газ для Камчатки – уже реальность. В некоторых населенных пунктах он теперь есть. В перспективе – завершение строительства газопровода до Петропавловска-Камчатского. И тогда проблема завоза топлива, которое обходится нам сегодня слишком дорого, будет практически решена. Делается это также в соответствии с федеральной программой, подкрепленной соответствующим указом Президента России, подписанным в октябре прошлого года. А если мы будем меньше тратить из бюджета на покупку завозного топлива, это будет большой помощью для развития других отраслей. Естественно, в орбиту этой программы попадут и военные городки, в том числе ЗАТО Вилючинск.
     Что касается этого закрытого административного территориального образования, то если раньше его финансирование шло только из федерального бюджета, то в этом году ситуация немножко меняется. Вилючинск уже включен в число областных бюджетополучателей. И перспективы в этом плане большие. Главное, чтобы по-прежнему существовала поддержка федерального центра.

     - Камчатка всегда ассоциировалась у обывателя с морепродуктами и их переработкой. Даже в военном санатории «Паратунка», где я отдыхал этой зимой, подпольная торговля красной икрой процветает. Ясно, что икра эта браконьерская, но другой-то никто не предлагает!

     - Явление браконьерства само по себе очень живучее. Каким-то административным порядком исключить его из жизни человечества очень сложно. Всегда будет существовать соблазн незаконного получения дохода, либо убив и продав медведя, либо добыв и продав икру. Мы знаем, что все те меры, которые предпринимались на протяжении многих десятков лет, например по черной икре, по вылову осетра на Каспии, особых результатов не дали. И теперь в Госдуме опять собираются рассматривать вопрос об ужесточении мер по пресечению незаконного вылова осетровых пород рыбы. Но на Каспии хоть как-то можно было контролировать этот процесс. Что же касается Камчатки, то на протяжении последних лет мы неоднократно обращались в правительство с инициативой, чтобы был разработан проект закона о пресечении браконьерства и незаконного оборота красной икры. И даже представляли в Москву разработанный нами законопроект. Кроме того, мы инициировали предложения в Административный кодекс об усилении штрафных санкций в отношении браконьеров, так как нынешние мизерные штрафы их не пугают. Доход, который они получают, несравнимо выше.
     К сожалению, реакции на наши предложения нет. И здесь невольно приходишь к выводу, что когда процесс никем не регулируется, то это кому-то выгодно, кому-то нужно. Кому? Только тем, кто на этом «сидит», для кого коррупция стала нормой жизни. Не раз на Камчатке менялись руководители «Рыбвода», не раз возникали «икорные» скандалы. В любом случае человек, который держит руку на «красном золоте», всегда чем-то искушен. Мне кажется, все мы еще не до конца осознали, что этот природный источник когда-то может иссякнуть. Добывая в таком количестве икру, продавая ее (обрабатывая при этом неизвестно чем!), мы просто можем оставить будущие поколения без горбуши, нерки, кижуча и других пород лососевых рыб.
     Об этом надо наконец задуматься.
     Пора выработать и более жесткие меры в отношении тех, кто занимается вывозом биоресурсов в Японию и Корею или перегрузкой их в открытом море на иностранные суда. Насколько я знаю, поправки в Закон о Государственной границе это предусматривают. Надеюсь, в каком-то варианте это обязательно будет принято. Но прежде всего необходимо развивать на побережье инфраструктуру переработки, охлаждения рыбы. Чтобы мы могли в этом плане реально конкурировать с теми же японцами.

     - Наталья Львовна, бытует мнение, что для Камчатки, как и для Чукотки, нужен «свой олигарх». Дескать, только тогда в регионе можно кардинально изменить ситуацию…

     - Я считаю, что кардинально изменить ситуацию должен сам народ, населяющий этот субъект Федерации. Надеяться на то, что придет «добрый дядя» и все сделает, все-таки неправильно. Люди, если они живут здесь, должны уважать прежде всего себя. Тем более что сегодняшнее законодательство предполагает не избрание, а фактически назначение губернаторов. Поэтому уж кто будет, тот и будет. Но все же я считаю, что субъекты Федерации – не чья-то личная вотчина. Они должны развиваться при активном участии всего населения.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex