на главную страницу

14 Марта 2006 года

Культура

Вторник

России нужен герой

Беседу вел Александр БОНДАРЕНКО,
«Красная звезда».



Вряд ли кто станет возражать, что многие поколения наших соотечественников были воспитаны на лучших образцах русской и советской литературы. Большинство из нас могло без всякой натяжки повторить применительно к себе такие крылатые фразы, как «Всем лучшим в себе я обязан книгам» или «Чтение – вот лучшее учение».
Однако времена изменились, а с ними не к лучшему изменилось и наше отношение к чтению, впрочем, как и качество самой печатной продукции. Недаром на недавнем заседании оргкомитета «Победа» заместитель председателя Правительства РФ – министр обороны Сергей Иванов прямо сказал о «дебилизации населения» России. Причем такую обеспокоенность руководитель военного ведомства высказывает уже не раз: отрицательные процессы, происходящие в обществе, очень негативно влияют и на обстановку в Вооруженных Силах, которые всегда являлись подлинной элитой нашего общества, концентрацией его молодых сил.
О состоянии сегодняшней российской литературы и ее роли в обществе, о воспитании культуры чтения и многих иных вопросах, связанных с этими важнейшими темами, наш корреспондент беседует с председателем правления Московской городской организации Союза писателей России, прозаиком, критиком, доктором наук Владимиром Ивановичем ГУСЕВЫМ.

     

     Нашей молодежи сегодня не хватает внутренней обеспокоенности, напора, социального темперамента.
     


     - Когда СССР называли самой читающей страной, то даже в самых больших книжных магазинах на прилавках не было такого количества наименований, как в современных супермаркетах. Однако складывается впечатление, что серьезная литература уходит в прошлое…

     - Нет, настоящая литература есть. Просто народ по части чтения сбит с толку. Во-первых, это совершенно дикий напор самых массовых средств пропаганды – телевидения и Интернета. Во-вторых, книги очень подорожали, далеко не всем они по карману. И третье, выброс на рынок этой самой «беллетристической» - в смысле массовой - литературы.

     - Скажем, дешевой...

     - Да, во всех смыслах дешевой: легко покупается, легко читается - чтение не требует никаких усилий. Мне кажется, телевидение влияет на выбор литературы не только прямо, но и косвенно - уровень ТВ у нас страшно низкий, а его все равно смотрят, куда от него денешься? Этот уровень влияет и на выбор литературы. Поэтому широкие массы выбирают примерно те книги, которые соответствуют стандартам, предлагаемым ТВ.

     - То есть, я так понимаю, на характер чтения прежде всего влияет внешний фактор - дороговизна серьезных книг, навязчивая пропаганда дешевого чтива?

     - Нет, есть и серьезный внутренний фактор: народ именно сбит с толку и, честно говоря, устал – причем, на мой взгляд, устал еще и генетически. В ХХ веке было несколько очень действенных поколений, которые породили уже каких-то усталых наследников. Не говоря о том, что генетический фонд нации в ХХ веке был очень сильно выбит, начиная даже не с 1905 года, а с какой-нибудь Ходынки... Непрерывно шло уничтожение этого фонда — и прежде всего молодых, сильных и смелых, здоровых мужчин.

     - Как писал Сергей Колбасьев, «по неизбежному закону войны на фронте собирается самое лучшее общество»...

     - Тем более что у нас довольно долго русские уничтожали русских - говоря биологически, наиболее сильные духовно особи уничтожали именно таких же. Окопы красных и окопы белых - там русские и тут русские. «В атаку, вперед!» - кто встает первым? Самые храбрые – они же первыми и погибают. А тот, кто похитрее, тот оставался на дне окопа, чтобы потом вернуться с войны...

     - Чтоб никого случайно не обидеть, оговоримся, что и самых храбрых пули порой обходили, и трусов, бывало, в тылу доставали.

     - Конечно! Но вот эта усталость нации, и физическая, и духовная, сегодня ощущается. Народ, не в целом, конечно, но довольно широкий его слой, уже не хочет разбираться в жизни. Он хочет отвлечься и развлекаться, и для этого ему в широком ассортименте предлагается массовая литература. А настоящая литература, которая, конечно, есть, остается в тени...

     - Настоящая литература сегодня – это кто?

     – Мне не хочется называть имена, потому что это сразу сузит сам вопрос. К тому же, если я назову какие-то имена, создастся впечатление, что эти вот - хорошие, а все остальные, не названные, – плохие. Я ведь почему перестал писать текущую критику? Однажды написал статью о сегодняшней литературе. Наутро захожу в свой кабинет – за столом сидят человек десять, перед каждым бутылка. Это были упомянутые в статье... А потом пошли не упомянутые - человек двести...

     - Разумеется, без бутылок?

     - Зато с претензиями: «Вы расхвалили графоманов, а мы – серьезные люди, и вы нас не упомянули!» Поэтому мне не хочется называть какие-то пять-шесть фамилий, которые кого-то успокоят, но у многих вызовут раздражение. Я ведь бюрократ, «писательский начальник» и вынужден это учитывать... Ограничимся констатацией, что серьезная литература и интересные авторы у нас, конечно же, есть.

     - А можем ли мы определить основную тему современной литературы?

     - В основном – я это хорошо знаю и по Литинституту, и по нашим слетам, и по повседневному общению – это, к сожалению, проблемы индивидуального существования, индивидуальной психики и индивидуальных комплексов. Так сказать, я – она, она меня любит, я ее - нет, и почему это так, и нужна ли вообще любовь... Нынешних социальных, политических и всяких иных острых вопросов в текущей литературе, особенно молодой, крайне мало!
     

     В советские времена литература заменила церковь. Писатели - и это в традициях русской литературы – взяли на себя роль пророков, «инженеров человеческих душ».
     

     - Вы можете сказать, почему?

     - Потому, что и в молодое поколение литераторов, к сожалению, проникла та самая усталость. Политику - к черту: там одни воры, жулики, проходимцы и все друг друга обманывают... Это даже не пишут, но четко имеют в виду. Поэтому мы занимаемся нашим личным существованием – именно личным, не обязательно даже сексуальным, а просто: я вышел на улицу, ветер дует, листья летят... Сегодня это резко преобладает, а литературы, поднимающей социальные, общественно-значимые вопросы – я бы сказал, «некрасовского плана», - очень и очень мало.

      - Что в этой связи можете сказать о военной литературе?

     - Вы знаете, пожалуй, социальный момент сегодня больше всего присутствует именно в военной литературе. Если Михаил Алексеев, Юрий Бондарев, Владимир Карпов пишут о событиях 1941 – 1945 годов, о той войне, в которой они сами участвовали, то молодое, новое поколение – это те, кто был в Афганистане, Чечне, участвовал в спецоперациях... Тут, как понимаете, без осмысления сегодняшнего дня, без социальных обобщений просто невозможно. Эта литература есть, читаема, и, кстати, качество у нее хорошее.

     - А настоящая, скажем так, большая поэзия в России осталась?

     - Может быть, я и субъективен, но что касается какого-то общезначимого поэта, на котором бы все сошлись, сейчас, по-моему, такого нет. Последним из таких, видимо, был Юрий Кузнецов, хотя и его больше знали в наших профессиональных кругах... Но сейчас, по-моему, нет и такой несомненной фигуры - пусть и с ограниченным диапазоном... Хотя, повторяю, технически грамотных стихов много и талантливые люди есть. Но вот я говорю своим студентам, и их это бесит: «Стихи у тебя на четверку с плюсом. А вообще-то стихи должны быть на семерку – по пятибалльной системе. Тогда только это дело несомненное!»

     - Согласен... Владимир Иванович, а можно ли, по вашему мнению, народ опять повернуть к чтению?

     - Вы имеете в виду к серьезному чтению? Думаю, что весь народ к серьезному чтению уже не повернешь. Да, собственно, оно и всегда так было... А сейчас под мощнейшим давлением ТВ и Интернета это вообще невозможно. Но можно создать какую-то – не люблю это слово, но другого нет – элиту, которая была бы авторитетна в народе... Элита – в духовном плане.

     - Сегодня «элитой» себя именует довольно, скажем так, своеобразная часть общества... Вы говорите о читающих или пишущих?

     - Конечно, и о серьезно пишущих, и – это как бы уже следующий слой – серьезно читающих. Это, кстати, тоже своеобразный талант: бывает, что человек и умный, а читать не умеет. А бывает, ну внешне простак простаком, но начинаешь говорить – он все, оказывается, читал... Так вот, необходимо, чтобы пишущие имели авторитет, который, приходится признать, был у советских писателей. Ведь в советские времена – согласитесь — писатели заменили церковь. Они, и это, собственно говоря, в традициях русской литературы, взяли на себя роль пророков, «инженеров человеческих душ».

     - Не только пророков, но и проповедников...

     - Читатели осознанно обращались к писателям со своими вопросами. В этом, кстати, одна из причин больших тиражей - люди хотели знать, как надо жить.

     - И наша литература могла дать реальный ответ на этот вопрос, или же, как сейчас утверждается, все в ней было придумано?

     - Нет, почему - это получалось и даже очень. Другое дело, что получалось чаще в моральном плане, но не в художественном. Допустим, «Повесть о настоящем человеке» все читали, и, кстати, все относились к ней положительно. Если угодно, многие действительно учились жить по этой книге... И в Китае сейчас эта книга переводится вовсю...

     - Заведующая библиотекой одного из госпиталей мне недавно говорила, что у солдат «Повесть о настоящем человеке» пользуется огромной популярностью...

     - Вот видите! Кстати, к юбилею Николая Островского Литинститут решил для проформы провести конференцию... Так сбежалась толпа студентов, молодые интеллектуалы, уставшие «от того, кто подражал тому, кто...» Массовой была конференция, и все слушали. Почему? Да потому, что, оказывается, Островский для них - пример мужчины, пример действенного мужественного поведения. Выступали, говорили: «Если ты сделал свой выбор, то за него надо биться - так, как бился Павел Корчагин! Это человек, который бьется за свой выбор». Такие дела... Вот она, советская литература – только руками разведешь. Хотя, повторю, что и «Повесть о настоящем человеке», и «Как закалялась сталь» - не шедевры художественности.

     - Ну да, хотя в советской литературе есть немало и по-настоящему высокохудожественных произведений...

     - Действительно – тот же «Тихий Дон», например. Его, наверное, читали не затем, чтобы научиться жить, а для того, чтобы понять, что происходило в ХХ веке... Хотя для многих и Григорий Мелехов – образец поведения. Бывает, студенты говорят: «Вот мужик каким должен быть!» На это я обычно возражаю, что он не мужик, а казак. Отвечают: да наплевать на эти тонкости, «мужик» - в смысле «мужчина».

     - Ну а теперь, признаем, подобных книг нет...

     - И это, кстати, одна из причин малых тиражей. Ты занят своей индивидуальной психикой? Ну и разбирайся с ней!.. Вот на семинаре студентка 18 лет на вопрос, что читала из современной литературы, отвечает: «Я наших авторов не читаю». Когда же я спросил, почему она выбирает зарубежную литературу, она сказала, что наши молодые стараются писать так же, но пишут хуже. А поскольку там, на Западе, эти новаторы уже все написали и написали лучше, то по индивидуальной психике она читает западных писателей. И задает контрвопрос: «Вы мне укажите нынешний «Тихий Дон». Говорю: «Не могу!» - «Вот видите...» Они же, молодые, все понимают.

     - Действительно, хотя есть мнение и несколько иное: «дети перестройки», одним словом...

     - Да, у нас обычно считают, что молодежь изрядно подпорчена. Нет, я-то знаю молодежь и по Союзу писателей, и по Литинституту. Молодежь сегодня в большинстве своем как раз очень нравственная. Умные, начитанные – ну, это я про своих положительных семинаристов, - но спокойные. Я им так и говорю: у вас все хорошо, но вам не хватает внутренней обеспокоенности, напора, темперамента – и в первую очередь социального. У нас все дела сейчас обстояли бы иначе, если бы он у вас был, у молодежи.

     - Вы говорите о своих «положительных семинаристах», которые знакомы с литературой гораздо лучше, чем многие другие... И вот такой вопрос: а не слишком ли рано школа знакомит молодых людей с самыми серьезными произведениями отечественной литературы?

     - Вы затрагиваете тему, на которую я могу говорить часами! Это был огромный просчет в школьном образовании нашего времени, что самую серьезную русскую литературу мы начинали постигать с 8-го класса и заканчивали в 9-м. В 10-м же проходили советскую литературу: тех же Островского, Полевого… Хотя и Шолохова тоже.

     - Сейчас, когда в большинстве школ нет 4-го класса, 8-й называется 9-м и программа фактически остается такой же: сначала русская классика, затем – современность, только нет «Повести о настоящем человеке» и «Как закалялась сталь». Впрочем, не будем давать оценок школьной программе – это слишком далеко уведет...

     - Да, речь у нас о другом: большинство основополагающих произведений русской литературы наши соотечественники читают в совершенно юном возрасте, ничего не понимают, но считают, что прочитали... Я по ряду причин недавно перечитал «Войну и мир», «Анну Каренину», «Обрыв», «Обыкновенную историю», «Тихий Дон» - и это совсем уже другое чтение, чем когда-то. Мало того, все персонажи воспринимаются совершенно иначе, чем привык о них думать...

     - По-моему, каждый человек должен все это периодически перечитывать...

     - Ну, не каждый, прежде всего умный, чтобы понимать... К тому же мешают именно школьные впечатления. Толстой ведь нарочито коряво писал: когда он видел у себя гладкую фразу, то ее нарочно разрушал, вставлял придаточные предложения. Он однажды сказал: «Я не люблю дистиллированную воду, я люблю, чтобы вода была как из родника – с соринками, с травой...» Но «трава и соринки» не всем нравятся. Чтобы Толстого осилить, нужна и стилистическая какая-то грамота, и, конечно, духовная. Как можно читать Толстого в 15 лет?! Зато человек считает, что он все это якобы прочел и читать второй раз ему не надо.

     - Что делает Московская организация Союза писателей, чтобы народ и творил, и читал?

     - Мы исходим из лозунга: «Человека научить писать невозможно, но помочь ему можно». Можно помочь стать профессионалом. Московская писательская организация очень много занимается молодыми писателями: проводим совещания, семинары, таскаем по издательствам, организуем встречи с журналами... Научить читать - тут, конечно, тяжелее. Эти дела мы в основном поручаем нашим поэтам – прозаику увлечь слушателей гораздо сложнее... А вот поэты у нас разъезжают повсюду: от Чечни и Афганистана до Крайнего Севера и аудиторию собирают огромную. Обычно залы битком. Конечно, победить ТВ невозможно, но надо стремиться, в надежде, что когда-нибудь и оно займет прогосударственную позицию... Кстати, в работе по пропаганде книги не могу не отметить Студию военных писателей, которой руководит известный читателям «Красной звезды» поэт полковник Владимир Силкин. Здесь люди работают творчески, с большой инициативой – и немало делают полезного. Недаром вокруг студии группируются талантливые люди.

     - И все же главное для писателя, поэта, критика - книга. Если раньше Союз писателей рекомендовал издательствам...

     - ...То теперь издательства что хотят, то и делают. Правда, иногда получается, что мы и помогаем, когда с нами советуются. Например, звонят: «Нужны молодые критики!» - мы называем имена. Но настоящего влияния, как раньше, на издательства, конечно, не имеем.

     - Воениздат пытался издавать серию «Армия сегодня», но она оказалась недолговечной - о невоюющей армии, особенно в современных условиях, писать очень трудно...

     - По-моему, тут сказывается и неопытность наших издательств. Вот французские издательства, насколько я знаю, выпуская массовую литературу – как у нас, только повыше уровнем – издают для своего престижа и не дающую дохода серьезную литературу. Наши же предпочитают выпускать то, что дает немедленную прибыль. Что, впрочем, не удивительно: они находятся в капитало-младенческом состоянии, а опытный капиталист всегда умнее... Впрочем, у нас ведь сейчас ни капитализма, ни социализма нет.

     - И это очень многое в нашей жизни определяет и объясняет. А потому, Владимир Иванович, последний – традиционный – вопрос: о ваших творческих планах.

     - Говорить о собственных планах не люблю, и вообще переводить разговор о столь важной проблеме на личные дела не стоит.

     - Согласен. А потому спасибо за беседу и больших успехов во всех делах!


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex