на главную страницу

18 Марта 2006 года

100 лет подводному флоту России

Суббота

...до «Тайфуна»

Капитан 2 ранга Андрей ГАВРИЛЕНКО.



     

     За выдающиеся боевые успехи, достигнутые в этом походе, все члены экипажа С-13 получили государственные награды, а сама подводная лодка в апреле 1945 года была награждена орденом Красного Знамени.
     Другая балтийская подводная лодка Л-3 под командованием капитана 3 ранга В. Коновалова 17 апреля 1945 года атаковала вражеский конвой и потопила транспорт «Гойя» водоизмещением 5.230 тонн, на борту которого находилось 5.385 человек, в том числе около 1.300 подводников - офицеров, курсантов и матросов (около 30 экипажей). Через два дня Л-3 одержала новую победу, уничтожив судно водоизмещением около 400 тонн с боеприпасами на борту. Коновалов в июле 1945 года был удостоен звания Героя Советского Союза.
     Много славных дел внесли в летопись Великой Отечественной подводники-североморцы. В июле 1942 года к берегам Советского Союза (в Мурманск) из Исландии шел конвой «PQ-17», сформированный союзниками для доставки грузов по ленд-лизу. Для уничтожения «PQ-17» немцы направили эскадру в составе линкора «Тирпиц», тяжелого крейсера «Адмирал Шеер» и восьми эсминцев. В это время возле Альтенфьорда находилась подводная лодка К-21 под командованием капитана 2 ранга Н. Лунина. Вражеская эскадра была обнаружена 5 июля около 17 часов. Лунин решил атаковать «Тирпиц». В 18 часов 01 минуту с дистанции около 18 кабельтовых лодка выпустила четыре торпеды с интервалом в 4 секунды. Опасаясь преследования противника, Лунин сразу опустил перископ, лодка ушла на глубину и увеличила скорость. Через 2 минуты 15 секунд акустик доложил о двух взрывах. Лунин передал по радио, что атаковал «Тирпиц». Это донесение было перехвачено немцами. Гитлеровское командование, считая, что цель похода преждевременно раскрыта, и опасаясь за судьбу новейшего линкора, приказало эскадре возвратиться в базу.
     Советские подводные лодки, созданные в годы первых пятилеток, в ходе тяжелых боевых испытаний подтвердили свои конструктивные достоинства и надежность. В Баренцевом, Балтийском и Черном морях они уничтожили торпедами и минным оружием более 300 транспортов общим водоизмещением свыше 1 млн. тонн и около 100 боевых кораблей противника.
     За мужество и героизм около 6.000 подводников нашей страны были награждены орденами и медалями, 20 из них были удостоены звания Героя Советского Союза, 12 лодок стали гвардейскими, 23 награждены орденом Красного Знамени, а подводные лодки Северного флота Д-3, С-56, Щ-402 и М-172 стали одновременно и гвардейскими, и краснознаменными.
     Следствием войны явилось бурное развитие подводного кораблестроения во многих странах мира. Подлодки входят в состав уже более сорока иностранных государств. Развивался подводный флот и у нас в стране. Так, на счету отечественного подводного атомного судостроения немало достижений. Среди них: создание крылатых ракет с подводным стартом и применение в широком масштабе титана. В этих направлениях мы были первыми. В нашей стране построены и самые большие подлодки в мире - системы «Тайфун». Кстати, на одной из таких лодок автору этих строк в 1995 году довелось участвовать в подледном походе на Северный полюс…
     Среди многих подвигов в мирное время походы подо льдами Арктики занимают особое место. Настоящими хозяевами арктических широт наши подводники стали с июля 1962 года, когда первая советская атомная подводная лодка «К-3» впервые в истории нашей страны всплыла в районе Северного полюса. Весь экипаж атомохода был награжден орденами и медалями, а командир корабля капитан 2 ранга Л. Жильцов, командир электромеханической боевой части подлодки инженер-капитан 3 ранга Р. Тимофеев и руководитель похода контр-адмирал А. Петелин стали Героями Советского Союза.
     В период с 3 по 30 сентября 1963 года два атомохода: «К-115» (командир капитан 2 ранга И. Дубяга) и «К-178» (командир капитан 1 ранга А. Михайловский) совершили первый в истории отечественного мореплавания переход подводных лодок на Тихоокеанский флот подо льдами Арктики со всплытием у полярных станций «Северный полюс-12» и «Северный полюс-10». Этот поход стал значительным шагом в изучении условий плавания в различных районах Арктики, возможностей всплытия во льдах в высоких широтах.
     11 декабря 1965 года флотилию подводных лодок посетил первый космонавт Земли Юрий Гагарин. Он вышел в море на АПЛ «К-35» и записал в исторический журнал этой подводной лодки такие слова: «Отличный боевой корабль. Большая честь служить на нем. Товарищи моряки! Вам доверено грозное боевое оружие. Умело владейте им. Зорко охраняйте границы нашей Родины, мирный труд наших людей. Будьте продолжателями славных боевых традиций североморцев!»
     В феврале-марте 1966 года отряд кораблей объединения в составе АПЛ «К-116» (проект 675) 7-й дивизии под командованием капитан 2 ранга В. Виноградова и «К-133» (проект 627 А) 3-й дивизии подводных лодок под командованием капитана 2 ранга Л. Столярова совершил переход в подводном положении от причалов губы Западной Лицы до бухты Крашенниникова на Камчатке, обогнув Южную Америку через пролив Дрейка. Командиром отряда атомоходов был командующий флотилией контр-адмирал А. Сорокин. За 53 дня подводные атомоходы прошли по подводной орбите расстояние, примерно равное экватору. Многие участники похода были отмечены государственными наградами, а контр-адмирал А. Сорокин, капитаны 2 ранга Л. Столяров, В. Виноградов, Н. Усенко, И. Морозов и капитан 3 ранга С. Самсонов удостоились звания Героя Советского Союза. За образцовое выполнение задания подводным лодкам впервые в послевоенное время было присвоено Гвардейское звание.
     В марте 1967 года в дальний поход в составе экваториальной экспедиции особого назначения ушла подводная лодка «К-22». 25 октября 1967 года тогдашний главнокомандующий ВМФ СССР Адмирал флота Советского Союза С. Горшков передал на вечное хранение экипажу этого подводного ракетоносца флаг с подлодки «Д-3» («Краногвардеец»). Глубоко символичен тот факт, что гвардейские знаки и ленточки всему личному составу экипажа вручил на торжественном собрании прославленный подводник-североморец, Герой Советского Союза контр-адмирал И. Колышкин.
     Это лишь малая толика героических подвигов подводников нашей страны. Нынешние покорители глубин успешно продолжают традиции своих предшественников. Наш флот по-прежнему остается одним из сильнейших в мире. Российские подлодки славятся и своим качеством. Об этом говорят, например, такие факты. Индия и Китай вот уже несколько десятилетий покупают субмарины у нас, а не у западно-европейских стран или США. Наши вдвое дешевле, а по боевой эффективности выше. «Варшавянки» российской постройки благодаря своей малошумности не обнаруживаются даже самыми современными американскими ПЛА типа «Лос-Анджелес», которые ходят в боевом охранении авианосцев США.
     У подводного флота России не только великое прошлое и славное настоящее. Экипажи отечественных субмарин, как и прежде, будут успешно выполнять все поставленные перед ними задачи. Уверенности в этом придает и успешный пуск морской стратегической ракеты «Булава», осуществленный недавно атомным подводным крейсером Северного флота «Дмитрий Донской». Ракеты такого типа должны поступить на вооружение Российского флота в 2007 году, они предназначены для вооружения новейших АПЛ проекта 955 (типа «Борей»). Две субмарины такого проекта сейчас строятся на Северодвинском машиностроительном предприятии. Головная из них - «Юрий Долгорукий» - будет спущена на воду в конце 2006 года. Вторая лодка - «Александр Невский» - в 2007 году. Эти корабли станут первым пополнением российского подводного флота, вступающего во второй век своей истории.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex