на главную страницу

23 Марта 2006 года

Тема номера

Четверг

«ТРИДЦАТЬЧЕТВЕРКА» для ВВС

Юрий АВДЕЕВ, «Красная звезда».



Цифра 34 для нашей армии знаковая. Достаточно вспомнить легендарный танк времен Второй мировой войны. Теперь на небосклоне всходит новая звезда отечественной конструкторской мысли - Су-34 станет эталоном боевой мощи фронтовой авиации России.К 2010 году ВВС получат полк многоцелевых ударных самолетов Су-34, которые заменят стоящие на вооружении фронтовые бомбардировщики Су-24. Как сообщил главком ВВС генерал армии Владимир Михайлов, это произойдет в соответствии с заключенным трехлетним государственным контрактом с Новосибирским авиационным производственным объединением имени Чкалова, входящим в Авиационную холдинговую компанию «Сухой». В начале этого года началась опытная эксплуатация первой десятки самолетов Су-34. По сути, главком объявил о начале перевооружения фронтовой авиации.

     Концепция многоцелевого ударного самолета была сформулирована еще в конце прошлого века. Она объединила в себе, казалось бы, противоречивые требования высокой маневренности и скорости, с одной стороны, а также большой боевой нагрузки и дальности полета - с другой. Ее предстояло реализовать на основе новейших достижений аэродинамики, авиационных технологий и перспективных образцов оборудования и вооружения.
     Прототипом стал серийный истребитель Су-27, поэтому новинку на начальном этапе именовали Су-27ИБ (истребитель-бомбардировщик). Работы велись на базе варианта палубного учебно-тренировочного самолета с расположением мест инструктора и обучаемого летчика рядом. В дальнейшем стало очевидно, что такая компоновка двухместной кабины имеет большие резервы для расширения области применения новой машины. Первый полет Су-27ИБ совершил весной 1990 года.
     В декабре 1993 года в небо поднялся уже первый предсерийный вариант Су-27ИБ, получивший название Су-34. По сути это был второй опытный самолет, но уже в серийной конфигурации. Применение интегральной компоновки и новейших композиционных материалов и титана в конструкции позволило по сравнению с Су-24 увеличить боевую нагрузку и дальность полета. При этом были сохранены хорошие взлетно-посадочные качества Су-27.
     Следует особо отметить одну особенность нового самолета. Конструкторы Су-34 учли, что полеты на большие расстояния и длительное время нахождения в воздухе всегда утомительны для экипажа. Они реализовали концепцию комфортной кабины, скомпоновав ее не только для боевой работы, но и для отдыха членов экипажа в полете. Она получилась настолько просторной, что специалисты проводят аналогию с кабиной стратегического бомбардировщика Ту-160. Члены экипажа могут поочередно покидать рабочие кресла и занимать в закабинном отсеке вертикальное положение в полный рост для раскрепощения. Помимо этого, есть возможность кому-либо из экипажа при необходимости отдохнуть лежа. В НПО «Звезда» создали вариант катапультного кресла К-36ДМ, в спинку которого вмонтировали электромассажер. Все это обеспечивает высокую работоспособность летчиков в длительном полете, еще более увеличивая боевой потенциал Су-34. Но не все зависело от разработчиков техники.
     Экономический кризис 90-х годов и задержки по финансированию проекта, как прогнозировали аналитики, могли все перспективные решения конструкторов сделать днем вчерашним. Однако когда финансирование стабилизировалось, главком ВВС генерал армии Владимир Михайлов перед принятием ударного самолета на вооружение настоял на обновлении его «начинки».
     В итоге Су-34 приобрел облик многофункционального ударного авиационного комплекса. Его возможности по обнаружению целей увеличились за счет использования двух независимых систем - инфракрасной и телевизионной. Они могут использоваться как раздельно, так и совместно в зависимости от погодных условий и времени суток, обеспечивая применение широкой номенклатуры боеприпасов. Все это делает авиакомплекс уникальным средством поражения практически всех целей. В частности, обеспечена возможность, которой не обладает ни один зарубежный ударный самолет, – поражение управляемых ракет противника.
     Главком ВВС особо подчеркивает, что использование Су-34 возможно в условиях активного огневого противодействия противника и в случае применения им средств радиоэлектронных помех. При этом интегральная компоновка планера, а также радиопоглощающие покрытия и материалы делают Су-34 значительно менее заметным на экранах РЛС, чем F-15E. Отсутствие подфюзеляжных килей также снизило отражающую поверхность самолета. По мнению специалистов, при полете на малой высоте Су-34 имеет такую же степень радиолокационной заметности, как и современная крылатая ракета.
     Сочетание высоких летно-технических характеристик, боевой живучести, мобильности и простоты в эксплуатации позволяют обеспечить применение этого авиационного комплекса в любом географическом районе и успешно поражать наземные, заглубленные и надводные цели.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex