на главную страницу

24 Марта 2006 года

Армия и общество

Пятница

Окончательный диагноз

Ирина ЖИРНОВА.



В последние дни судьба Андрея Сычева вновь оказалась в центре внимания общественности. Газеты, телевизионные каналы и радиостанции не скупятся на комментарии, суть их сводится к тому, что военные в очередной раз «спасают честь мундира», ссылаясь на заключение ведущих специалистов Главного военного клинического госпиталя им. Н. Н. Бурденко, где пострадавший солдат оказался после перевода из гражданской больницы Челябинска.

     Напомним, что первоначально появились сообщения о том, что причиной тяжких увечий, повлекших за собой ампутацию обеих ног и жизненно важных органов, стало якобы жестокое избиение молодого солдата пьяными старослужащими. В СМИ утверждалось, что «деды» не только били Сычева, но и заставляли его сидеть на корточках в течение длительного времени, что в итоге привело к развитию острого тромбофлебита и последующей гангрене. Называлось и имя солдата, особо «отличившегося» в издевательствах. Сам пострадавший солдат практически ничего не рассказал юристам, но назвал имя своего мучителя матери.
     И вот настоящей бомбой стал окончательный диагноз, поставленный после тщательного обследования и сложных анализов, проведенных по рекомендации академика Андрея Воробьева в Гематологическом научном центре РАМН: Андрей Сычев страдает тяжелым наследственным заболеванием крови – тромбофилией. Болезнь эта имеет генетическую природу и встречается редко. Причиной этой редкой патологии могут стать либо генетические нарушения в клеточном составе крови, либо дефекты факторов свертываемости крови. При тяжелых формах человек уже в юности может стать инвалидом.
     По мнению военных медиков госпиталя им. Н.Н Бурденко, поставленный изначально диагноз «тромбофлебит» был единственно верным. Он подразумевает, что у больного имеется воспаление вен при наличии в них тромбов. Позже удалось установить, что у болезни Андрея природа генетическая. Поэтому врачи утверждают, что сейчас у него имеются и тромбофлебит, и тромбофилия.
     - Поставить такой диагноз в Челябинске, - говорит начальник Центра анестезиологии, реанимации и интенсивной терапии ГВКГ им. Н. Н. Бурденко полковник медицинской службы Владимир Пасько, - просто невозможно из-за отсутствия соответствующих аппаратуры и технологий. В Москве все это есть только в Гематологическом научном центре РАМН, где и было проведено исследование, давшее окончательный ответ о природе заболевания Андрея Сычева.
     При столь пристальном и заинтересованном внимании всевозможных СМИ к судьбе Андрея Сычева трудно предположить, что уважаемые специалисты-гематологи из научного академического центра вступили в некий сговор с военными, чтобы у тех появилась возможность отвести от себя обвинения в неумении справиться с «дедовщиной», которая якобы царила в казармах танкового училища. Академик Андрей Воробьев, директор упомянутого центра, чей авторитет в медицинском мире весьма высок, принимал личное участие в обследовании и лечении Сычева. Он утверждает, что поврежденные копии гена юноша, скорее всего, унаследовал от обоих родителей. И хотя нет достоверных данных о болезни умершего отца Андрея, академик предполагает, что тот страдал этим редким заболеванием в легкой форме. Не отличается богатырским здоровьем и мама солдата.
     О семейных болезнях разговор особый. При всем уважении к квалификации и опыту медиков фельдшерско-акушерского пункта поселка Воронцовка, откуда родом Андрей Сычев, трудно всерьез относиться к их настоятельным заверениям в том, что никакого наследственного заболевания у Андрея Сычева нет. Мол, у мамы Андрея нет отметок в медицинской карте о каких бы то ни было заболеваниях крови. В глубинке и некому, и негде проводить сложные анализы.
     Вопрос из вопросов состоит в том, могла бы болезнь дать такие тяжкие последствия, не попади Андрей в армию? Что послужило спусковым механизмом для столь бурного ее проявления? На этот счет есть только предположения. Медики считают, что толчком для проявления тромбофилии могли стать и физические воздействия, и инфекция, и переохлаждение, и стресс. Госпитальные врачи склоняются к мысли, что в случае Сычева имел место сценарий с инфекцией: у него еще с августа болел вросший ноготь на ноге. Там образовался гнойничок. Были у рядового и множественные гнойничковые поражения пальцев рук. Скорее всего, сами эти гнойнички были следствием нарушения микроциркуляции сосудов на фоне тромбообразования, но при этом они же способствовали распространению инфекции в организме.
     Не менее важный вопрос к призывной комиссии: а куда же смотрели местные врачи, давая «добро» на службу недообследованному парню? Начальник Центральной военно-врачебной комиссии Минобороны РФ генерал-майор медицинской службы Валерий Куликов прямо заявляет: «За 80 лет существования экспертизы мы никогда не сталкивались с подобной ситуацией. На призывной комиссии не делают таких дорогостоящих и сложных генетических анализов. Болезнь может не проявляться годами, а потом резко дебютировать в силу определенных обстоятельств. Так что сложно рекомендовать медикам и родителям обратить пристальное внимание на какие-то симптомы. Человек может иметь предрасположенность к болезни, но она необязательно проявится. Анализировать все гены на предмет врожденного генетического дефекта крайне дорого и сложно».
     Врачи военного госпиталя по-прежнему расценивают состояние Андрея как тяжелое, хотя артериальное давление у него в норме, отсутствует дыхательная недостаточность. Проблема заключается в том, что у него в любой момент могут развиться осложнения - от кровотечения до образования новых тромбов. Со следователями ему не разрешат общаться по крайней мере еще месяц. В целом, по мнению академика Воробьева, прогноз для жизни у него благоприятный, но впереди солдата ждет длительное лечение. Госпиталь им. Н.Н. Бурденко - одно из самых лучших медучреждений нашей страны, где есть все условия, для того чтобы Андрей Сычев получил необходимую ему помощь.
     Окончательный вердикт по этой трагической истории вынесет суд, но уже сейчас известно, что в заключении судебно-медицинской экспертизы, проведенной в Челябинске, ясно сказано: отсутствуют повреждения на ампутированных у рядового конечностях.
     Отметим также, что не установлен, по словам главнокомандующего Сухопутными войсками генерал-полковника Алексея Маслова и факт массовой пьянки в новогоднюю ночь среди военнослужащих, не выявлено никаких насильственных действий в отношении рядового Сычева. Более того, не установлено и то, что его вообще заставляли сидеть на корточках. Так что суду будет непросто установить истину.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex