на главную страницу

30 Марта 2006 года

Тема номера

Четверг

СДЕЛАТЬ СЛУЖБУ ПРЕСТИЖНОЙ

Подполковник Владимир КАРПУШЕНКО,
командир десантно-штурмового батальона
морской пехоты ЧФ, Герой России.




     Одно из важных направлений реформирования Вооруженных Сил – постепенная замена военнослужащих по призыву воинами-контрактниками, то есть профессионалами. Проводится такая работа и в нашем полку. Но, к сожалению, желающих служить по контракту немного. У нас нет конкурса, и мы не можем проводить качественный отбор кандидатов. Служба в морской пехоте трудная, напряженная, не каждому по силам, а денежное довольствие относительно невысокое – в зависимости от должности, звания, выслуги — от 700 до 1.200 гривен (оплата в дислоцированных на территории Украины частях ЧФ производится в местной валюте). Поэтому кандидаты в контрактники, как правило, из малообеспеченных семей, часто из сельской местности, с невысоким уровнем образования. Словом, это те, кто «звезд с неба не хватает». Служат многие из них без особой заинтересованности. С теми, кто начинает нарушать дисциплину, допускает злоупотребление спиртным, приходится расставаться. И многие оставляют службу без сожаления, поскольку не видят перспективы получения жилья, не чувствуют социальной защищенности. На сегодняшний день контрактников в полку (с учетом женщин-военнослужащих) меньше 14 процентов.
     Скажем, после истечения первого срока контракта военнослужащего ставят на электронный учет для получения жилья. Но когда контрактник его получит, если у нас в полку не могут обеспечить жильем многих офицеров, прапорщиков? Общежития в полку нет. Не в казарме же контрактнику жить, особенно если он уже женат, а тем более если есть ребенок. Жилье приходится снимать. А это дополнительные расходы.
     Неопределенность в вопросе о том, где же все-таки – на территории части или за ее пределами – должен жить контрактник, порождает еще одну проблему. К примеру, если сержант-контрактник живет отдельно от матросов и сержантов срочной службы, то как он сможет осуществлять постоянный контроль за подчиненными в утреннее время - во время подъема, физзарядки и вечером - после вечерней поверки?
     Нахождение контрактника, скажем, замкомвзвода, в утреннее и вечернее время в казарме для обеспечения правопорядка, предупреждения неуставных взаимоотношений весьма желательно. Но тут возникает вопрос о регламентации служебного времени. Продолжительность рабочего времени оговорена соответствующими документами. И получаются своеобразные «ножницы» между «нужно» и «возможно». Трудно, а порой просто невозможно обеспечить выполнение поставленных задач (кроме боевой подготовки это еще несение дежурной и караульной служб, полевые выходы, несение боевой службы на кораблях в море) и нормально, в соответствии с законодательством и приказами, регламентировать служебное время. Приходится ущемлять контрактников в отдыхе. Однако не всякого это устраивает. А эффективных рычагов материального стимулирования добросовестной службы контрактника, который жертвует личным временем ради служебного, нет. Уравниловка в оплате труда старательного и безответственного контрактников не стимулирует первого и не «бьет по карману» последнего. Необходимо усовершенствовать систему оплаты.
     Требует, на мой взгляд, совершенствования и система подготовки высокопрофессиональных воспитателей. Сейчас их, психологов, социологов, готовят разные вузы. Причем нередко без учета специфики вида Вооруженных Сил и рода войск. Некогда порушенная система подготовки политработников (с водой выплеснули и ребенка) не восстановлена на должном уровне в новом качестве. И потому воспитанием военнослужащих нередко занимаются не самые лучшие, порой даже случайные люди, не обладающие необходимыми для этого личностными качествами, знаниями, навыками. Да и в частях они принижены, ущемлены в оплате своего труда (с них, например, сняли надбавку за классность).
     Похоже, пробелы в системе подготовки кадров для воспитательных структур в Вооруженных Силах замечены. Объявлено, что в Новосибирске будут готовить высокопрофессиональных офицеров-воспитателей.
     В заключение хотел бы высказать свое мнение по поводу надежд, возлагаемых общественностью на военную полицию, о целесообразности введения которой заговорили после случая с рядовым Сычевым из батальона обеспечения Челябинского командного училища. Если военная полиция будет действовать в основном за пределами воинской части, то вряд ли она сможет существенно повлиять на ситуацию в казармах. Неуставные взаимоотношения ведь чаще всего возникают в расположении части, в помещениях казармы (умывальниках, баталерках, сушилках), притом в вечернее или ночное время. Каким образом именно эти места в такое время окажутся в зоне внимания военной полиции?
     А вообще, чтобы всерьез повысить престиж военной службы, нужно сделать ее высоко- или хотя бы достойно оплачиваемой, а офицеров и их семьи - социально защищенными людьми. И прежде всего обеспеченными жильем. Разве можно сравнить напряженность и ответственность труда офицера и смотрителя эскалатора в московском метро? А ведь зарплата последнего соизмерима с денежным довольствием старшего офицера.
     Впрочем, в последнее время наметились меры по совершенствованию военной системы государства. Лишь бы дело не забуксовало, не превратилось в говорильню, а принесло реальные плоды.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex