на главную страницу

6 Апреля 2006 года

История Отечества

Четверг

Юность полководцев

Подготовил Александр БОНДАРЕНКО.



     Александр Сергеевич Пушкин с восторгом писал о них, «покрытых славою чудесного похода и вечной памятью двенадцатого года» в стихотворении «Полководец»; Марина Ивановна Цветаева называла их «молодыми генералами своих судеб»… Действительно, герои Отечественной войны 1812 года представляются нам именно генералами – такими, как изображены они на портретах Военной галереи Зимнего дворца, где, по словам Пушкина, «все плащи, да шпаги, да лица, полные воинственной отваги». Спроси – и далеко не каждый сможет ответить, как и с чего начинались боевые биографии даже самых известных из них - князя Багратиона, графа Милорадовича, Ермолова, Раевского…
     Между тем свое крещение огнем каждый из них получил еще задолго до нашествия на Русь «двунадесяти языков», и не во главе армий, корпусов или дивизий, но командуя ротами, эскадронами, артиллерийскими подразделениями. Командовали они умело и отважно, что и определило дальнейшие судьбы этих людей, про которых говорили, что свои генеральские эполеты они получили посредством собственной шпаги… Подтверждение тому можно найти в роскошном шеститомнике генерал-лейтенанта А.И. Михайловского-Данилевского «Император Александр I и его сподвижники в 1812, 1813, 1814 и 1815 годах. Военная галерея Зимнего дворца», изданного в 1840-х годах.
     Мы предлагаем вашему вниманию фрагменты из этой книги.

     


     
«36 часов в беспрерывном огне»

     Генерал-лейтенант Иван Семенович ДОРОХОВ (1762 - 1815); в 1812 г. командовал кавалерией арьергарда и авангарда, летучим партизанским отрядом. Умер от раны, полученной при взятии города Вереи.
     В 1791 году, в день Мачинской битвы, Дорохов, командуя ротой Фанагорийского гренадерского полка, овладел одним из неприятельских укреплений.
     По заключении Ясского мира 13 октября 1792 года Дорохова перевели в Черниговский пехотный полк, бывший на походе в Польшу. Во время восстания поляков в Варшаве 5 апреля 1794 года, обхваченный со всех сторон мятежной чернью, Дорохов успел присоединиться со своей ротой к батальону Киевского гренадерского полка, четыре раза отражал возмутителей штыками, был дважды ранен, держался 36 часов в беспрерывном огне, пробился сквозь толпы поляков и вышел из Варшавы.
     
«Одушевлял своим примером»

     Генерал от инфантерии Павел Николаевич УШАКОВ (1779 - 1853); в 1812 г. командовал Рыльским пехотным полком, батальоном лейб-гвардии Измайловского полка, был шефом Полтавского пехотного полка. В 1831 г. был назначен начальником 1-й гвардейской пехотной дивизии.
     Под Фридландом, в битве, хотя и потерянной, но ознаменованной со стороны наших войск множеством подвигов геройского мужества и изумительного самоотвержения, л.-гв. Измайловский полк сражался на левом крыле, которым начальствовал князь Багратион и против которого французы действовали с девяностосаженного расстояния из 36 орудий. Под самым убийственным их огнем измайловцы бились храбро в продолжение девятнадцати часов и к концу боя отошли за реку Алле с значительною потерею. В этом сражении Ушаков был ранен штыком в правую руку, но не оставил командуемой им роты и, как доносил генерал Беннигсен государю, «примером своим одушевлял ее в сопротивлении напиравшему в больших силах неприятелю». Наградою за это отличие был орден св. Владимира IV степени с бантом.
     Генерал-лейтенант Федор Федорович ЛЕВИЗ (1767 - 1824) – в 1812 г. во главе отдельного отряда защищал Ригу, был награжден орденом св. Георгия III класса; в 1813 г. осаждал Данциг, затем командовал 25-й пехотной дивизией. В 1814 г. вышел в отставку.
     В 1789 г. во время войны со Швецией первый раз был под огнем 24 июля при нападении неприятеля на наши укрепленные посты у Ликола и Кодби, близ Фридрихсгама. В сем деле Левиз, командуя ротой Нарвского полка, ударил на правое крыло шведов и разбил его. Через день потом, 27 июля, шведы возобновляли покушения против наших постов, но опять безуспешно, после чего Левиз был послан для истребления моста на реке Кюмени. Он исполнил поручение под жестоким, четыре часа продолжавшимся огнем неприятельской артиллерии и был за то произведен главнокомандующим нашими войсками в Финляндии графом Мусиным-Пушкиным в капитаны.
     Награда восхитила юношу. Он атаковал и взял в ночь на 3 августа со своей ротой и 160 охотниками из других рот шведскую батарею и за новое сие отличие получил чин секунд-майора. Так, менее нежели в месяц, он приобрел боевыми трудами два чина
     Участвовав еще в нескольких делах и движениях наших войск, в остальную половину похода 1789 года, Левиз пошел в ноябре месяце на зимовые квартиры в окрестности Фридрихсгама. В апреле 1790 года он перешел с двумя ротами по рыхлому льду через озеро Сайму и взял 20-го числа приступом занятую и укрепленную шведами крепость Кумарандо, потом ударил с тыла на стоявшую поблизости неприятельскую батарею, отбил пушку и захватил в плен до 30 человек. Наградою сего подвига был премьер-майорский чин.
     
«Со знаменем в руках»

     Генерал от инфантерии Федор Федорович ЭРТЕЛЬ (1768 - 1825) – в 1812 г. командовал 2-м резервным корпусом, затем был назначен генерал-полицеймейстером всех действующих армий. С 1823 г. – генерал-полицеймейстер 1-й армии.
     Поручик 1-го флотского батальона Гатчинских войск. В 1789 году, во время войны с Швецией, был назначен командиром канонерской лодки № 75. С нею пошел Эртель в море и ночью с 3 на 4 августа участвовал в небольшом морском деле близ Фридрихсгама, а 13 августа – в генеральном сражении недалеко от Роченсальма, где после четырехчасового боя овладел шведской галерой, вооруженной тремя пушками, и взял на ней в плен 3 офицеров и 85 нижних чинов. На другой день был он при высадке на финский берег и полонил еще офицера и 235 рядовых, за что получил чин капитана. Августа 21-го Эртель находился вторично на неприятельском берегу с десантным войском и, предводя своим отрядом, со знаменем в руках взошел на две шведские батареи. Секунд-майорский чин был наградой его подвига. Через два дня сражался он потом с неприятелем на море, был сильно ранен пулею в лоб и лишился правого глаза…
     
«Искусство, усердие и неустрашимость»

     Генерал-лейтенант Александр Борисович ФОК (1763 – 1825) – в 1812 году был начальником штаба Финляндского корпуса. Затем вышел в отставку за ранами.
     18 апреля 1790 года русские войска в Финляндии тремя колоннами начали скрытное наступление на позиции шведов, имея целью захватить противника врасплох, но это предположение не сбылось. Только что вторая колонна генерал-майора Сухтелена приблизилась к Керникоски, шведы грянули по ней ядрами. Сухтелен был в невозможности отвечать неприятельской канонаде. Задержанная гористыми дорогами, артиллерия его отстала. Наспех послал он за ней, когда явился поручик 1-го Бомбардирского батальона Фок со своими тремя орудиями: опередив остальную артиллерию колонны, быстро ввез их на возвышение, небольшим заливом отделявшееся от неприятельской батареи, осыпал ее выстрелами и заставил замолчать. Под огнем орудия Фока наши гренадеры бросились на шведскую батарею. За ними пошли остальные войска для овладения другими неприятельскими укреплениями, но вскоре были остановлены близ узкого моста, на который, как град, сыпались шведские ядра.
     «В сию минуту колебания, - писал граф Салтыков, - Фок оказал отменное свое искусство, усердие и неустрашимость; подоспел к мосту с пушками и, расположив их на высоте позади авангардных полковых орудий, открыл на правую и левую стороны дороги, против неприятельской батареи и в шанцы, сильную пальбу». Вспомоществуемая действием артиллерии пехота также открыла огонь, и шведы несколько раз принуждаемы были оставлять свои окопы, но, подкрепляемые свежими войсками, они удержались и наконец заставили нападающих отступить. Фок был ранен пулею в ногу. Перевязав рану, он не оставлял поля сражения и прикрыл отступление, произведенное в порядке.
     Приводим опять выражения графа Салтыкова. «Фок, - говорит он в своем донесении, - действовал всюду с отменным искусством и неустрашимостью, поспевая везде с орудиями на поражение неприятеля». <…>
     Произведенный в капитаны, Фок был представлен к ордену св. Георгия IV класса. Императрица Екатерина не только утвердила представление, но по окончании войны, вслед за тем последовавшем, повелела Фоку явиться в Санкт-Петербург, пригласила его к своему обеденному столу и своеручно украсила его орденом храбрых.

     На снимке: Молебен перед Бородинской битвой. 25 августа 1812 года.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex