Авторы статьи, опубликованной недавно в американском журнале «Форин афферс», утверждают, что США вернули себе ядерную монополию и если Вашингтон нанесет ядерный удар первым, то у России не будет шансов на ответ. Насколько это утверждение соответствует действительности и что надо сделать, чтобы такой прогноз не воплотился в реальность? Об этом, а также о других вопросах, связанных с проблемами ядерного сдерживания и ядерной безопасности, на страницах «Красной звезды» рассуждает авторитетный военный эксперт Виктор ЕСИН.
Визитная карточка
Есин Виктор Иванович, генерал-полковник в отставке. Родился в Москве. В Ракетных войсках стратегического назначения прошел должности от начальника отделения до заместителя начальника оперативного отделения дивизии, с 1989 года – начальник оперативного управления – заместитель начальника Главного штаба РВСН, с 1994 года – первый заместитель начальника Главного штаба РВСН, в 1994 - 1996 годах – начальник Главного штаба РВСН – первый заместитель главнокомандующего РВСН.
С 1997 по 2002 год – в администрации Президента РФ, сначала начальник отдела – заместитель руководителя аппарата Совета обороны РФ, затем начальник управления военной безопасности в аппарате Совета Безопасности РФ. В настоящее время – первый вице-президент общественной Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка.
УТВЕРЖДЕНИЕ сотрудников двух американских университетов Кейра Либера и Дэрилла Пресса, опубликовавших статью «Становление американского ядерного господства» в журнале «Форин афферс», о том, что вскоре Соединенные Штаты получат возможность безнаказанно одним ракетно-ядерным ударом уничтожить все стратегические силы России, - это плод воображения. Желаемое выдается за действительное. Не исключаю, что эта профанация может быть преднамеренной и преследовать скрытые военно-политические цели.
Да, сегодня не приходится вести речь о паритете стратегических наступательных потенциалов США и России. Превосходство на стороне американцев. Но истина в деталях. Это превосходство отнюдь не такое, чтобы даже при самых неблагоприятных для России условиях – при внезапном ракетно-ядерном нападении американцев (что, впрочем, сегодня нереально) – лишить российские Стратегические ядерные силы возможности для ответных действий. СЯС России обладают потребным – не избыточным, как это было во времена СССР – потенциалом полноценного ядерного сдерживания и способны в ответном ракетно-ядерном ударе причинить заданный ущерб любому агрессору.
Здесь поясню, что имеется в виду под заданным ущербом. Это та степень поражения всей совокупности объектов агрессора, которая задана планом применения СЯС России и гарантированно достигается в любых условиях. Но для агрессора, не сомневайтесь, этот заданный ущерб будет неприемлемым. Он обесценит все те выгоды, на которые рассчитывает агрессор, нанося внезапный ракетно-ядерный удар по России.
Смею утверждать, поскольку знаю об этом не понаслышке, что баланс возможностей США и России по нанесению друг другу неприемлемого ущерба, в нынешнем его понимании, сохранен. Нет принципиальной разницы в том, что США способны уничтожить Россию несколько раз, а Россия Соединенные Штаты – один или два раза.
Другой вопрос, есть ли «прорехи» в «ядерном щите» России. К сожалению, они имеются, и на ряд из них, пусть и в утрированном виде, указали К. Либер и Д. Пресс. Об этих «прорехах» знает военно-политическое руководство России и принимает меры к их ликвидации.
Сегодня не 90-е годы прошлого столетия, когда состояние СЯС России системно ухудшалось. Нынешним руководством России принята и в основном в плановые сроки реализуется программа качественного совершенствования как самих СЯС России, так и обеспечивающих их применение систем, в том числе и такой, как система предупреждения о ракетном нападении (СПРН).
В НАСТОЯЩЕЕ время выбран, научно обоснован и утвержден к реализации гораздо менее затратный вариант развития СЯС России. Он базируется не на расширении номенклатуры ракетных комплексов (в советское время их число, к примеру, в РВСН доходило до 13), а на их унификации. При этом реализуются такие технические решения, которые позволяют придать этим ракетным комплексам способность прорыва любой противоракетной обороны.
Вместе с тем это отнюдь не означает, что уже сейчас следует отказаться от всех тех ракетных комплексов, которые были созданы в советское время. В частности, в РВСН принят и реализуется на практике подход, когда ни одна пусковая установка не снимается с боевого дежурства, если у ракеты, которой она оснащена, не выработан эксплуатационный ресурс и надежно обеспечивается ядерная безопасность. Такой подход позволяет не форсировать темпы перевооружения группировки РВСН, избегать пиковых нагрузок на оборотный бюджет, а сэкономленные средства обратить на другие насущные нужды.
Особое место в обеспечении ядерного сдерживания занимает система предупреждения о ракетном нападении. Российская система, как и американская, имеет два эшелона - космический и наземный. Космический эшелон фиксирует факт старта баллистических ракет с континентов или морских акваторий, наземный – обнаруживает и отслеживает полет боеголовок ракет с определением района их падения.
Нынешнее состояние российской системы, безусловно, нуждается в улучшении. И в этом правы К. Либер и Д. Пресс. Но известно и то – кстати, об этом писала и «Красная звезда», - что в России уже начали реализовываться меры по закрытию «пробелов» в эшелонах СПРН. Совсем недавно министр обороны России Сергей Иванов посетил возводимую под Санкт-Петербургом новую радиолокационную станцию высокой заводской готовности типа «Воронеж». С вводом ее в строй будет закрыта «брешь» в отношении ракетоопасного направления из Северной Атлантики. После наступит черед закрытия «бреши» и в отношении ракетоопасного направления на северо-востоке России. Со временем Россия возведет и ряд других радаров на своей территории, с тем чтобы отказаться от устаревших радиолокационных станций еще советской постройки, которые ныне оказались на территории наших соседей (Украины, Азербайджана и Казахстана).
ЧТО ЖЕ КАСАЕТСЯ создаваемой американцами системы национальной ПРО в том облике, как это предусмотрено президентской директивой от 16 декабря 2002 года, то она будет обладать ограниченными возможностями по перехвату боевых блоков стратегических ракет по меньшей мере, как прогнозируется, до 2020 года.
Наличие же любой ПРО у одной из сторон априори снижает эффективность наступательных вооружений другой стороны. Суть же состоит в том, насколько падает эта эффективность. Так вот, до 2020 года американская ПРО не будет обладать способностью серьезно ослабить эффективность российских СЯС. Большинство российских баллистических ракет оснащено мощным комплектом средств преодоления ПРО, а при создании новых ракетных комплексов типа «Тополь-М», «Булава» и других предусмотрены такие технические решения, которые позволят вообще обесценить разрабатываемые американцами противоракетные средства. К их числу, в частности, следует отнести разработку ядерных боеголовок, способных совершать маневр на траектории полета, уклоняясь от встречи с противоракетой.
Если же американская ПРО примет иной облик и ее системы будут развернуты вблизи границ России, то соответственно будут внесены изменения и в стратегию развития российских СЯС.
И все же хотелось бы надеяться на присущий американцам прагматизм и что они проявят сдержанность в развертывании национальной ПРО. В противном случае неизбежен новый раунд гонки вооружений с переносом ее в космическое пространство. Вновь в прожорливую «топку» гонки вооружений будут вброшены огромные ресурсы в ущерб решению реальных проблем в сфере безопасности. При этом о декларируемом сегодня стратегическом партнерстве России и США придется напрочь забыть.
ТЕПЕРЬ о развитии ядерных потенциалов других государств. Соединенные Штаты действительно стремятся к тому, чтобы закрепить свое превосходство в ядерной мощи на глобальном уровне. И надо признать, что для реализации поставленной цели они обладают огромными ресурсами, их военные расходы не сопоставимы ни с какой другой страной. Сейчас американцы завершают программу перевооружения своего ракетоносного подводного флота на корабельный ракетный комплекс Д-5 с БРПЛ последнего поколения «Трайдент-II». При этом в отличие от недавнего прошлого наиболее мощная группировка ПЛАРБ формируется в акватории Тихого океана, а не в Атлантике.
Что касается наземной составляющей американской «ядерной триады», то предпочтение отдается модернизации МБР «Минитмен-3» с оснащением их более мощными и более точными ядерными боеголовками. В этом году Пентагон должен определиться с основными требованиями к перспективной МБР с тем, чтобы она поступила на вооружение к 2020 году. Имеется информация о том, что американцы уже работают над созданием стратегической ракеты в неядерном оснащении. Создается она на базе ракет «Минитмен-2» и «Минитмен-3», предусматривается достигнуть точности стрельбы порядка 10 м.
В стратегической авиации этап замены самолетного парка пока не наступил. Стратегические бомбардировщики В-52Н и В-2А сохранятся в боевом составе до середине 2020-х годов, безусловно, с проведением восстановительного ремонта. Завершено оснащение этих самолетов более совершенной крылатой ракетой воздушного базирования AGM-129А с дальностью пуска до 4.400 км. В 2020 году может поступить на вооружение сверхзвуковая крылатая ракета воздушного базирования. Одновременно американские атомные лаборатории развернули работы по усовершенствованию ядерных боезарядов, в том числе перед ними поставлена задача создания малогабаритных проникающих ядерных боеприпасов, способных разрушать сильно укрепленные бункеры.
Программы в области ядерных вооружений у других ядерных держав по сравнению с США более умеренные.
ВЕЛИКОБРИТАНИЯ в 1994 – 1999 годах
обновила свой ракетоносный подводный флот, и ныне в его составе четыре ПЛАРБ типа «Вэнгард» с БРПЛ «Трайдент-II» американского производства. Франция продолжает выполнять программу строительства ПЛАРБ нового поколения типа «Триумфан». Последнюю, четвертую по счету, подводную лодку этого типа планируется ввести в строй к 2010 году. Ожидается, что к этому сроку будет завершена разработка новой БРПЛ М-51 с дальностью стрельбы до 9.000 км. Именно этими ракетами предусмотрено вначале оснастить строящуюся французскую ПЛАРБ, а затем и три другие лодки, находящиеся в боевом составе.
Китай вынужден реагировать на развертывание американцами национальной ПРО и приступил к разработке МБР с разделяющейся головной частью. Первый испытательный пуск такой МБР «Дунфэн-5Б» возможен в середине этого года. Начаты работы по модернизации сравнительно недавно принятой на вооружение МБР «Дунфэн-31» с целью оснащения ее разделяющейся головной частью типа «Мирв» и установки в шахту. В настоящее время эта ракета смонтирована на грунтовой подвижной пусковой установке. Наращивается количество мобильных БРСД «Дунфэн-21А» с принятием мер по их оснащению средствами преодоления ПРО. Реализуется проект создания новой ПЛАРБ со сроком завершения в 2010 году.
В ПОСЛЕДНЕЕ время строится немало прогнозов относительно возможного применения США ядерного оружия в случае эскалации их конфликта с Ираном.
Вашингтон продекларировал стратегию превентивных ударов, не исключая и применение ядерного оружия, если возникнет угроза национальной безопасности Соединенных Штатов. Поэтому все будет зависеть от того, какие иранские угрозы американцы классифицируют как угрозы их национальной безопасности. Этим обстоятельством и будет диктоваться выбор президента США: применить или не применить ядерное оружие.
История свидетельствует, что в конце Второй мировой войны американцы решились на ядерную бомбардировку японских городов Хиросима и Нагасаки. Тогда была дилемма: либо высадка десантов на Японские острова с неизбежными огромными потерями в личном составе при осуществлении этой операции и последующих боевых действиях, либо убедительная демонстрация нового оружия небывалой разрушительной силы с целью принуждения Японии к капитуляции. Тогдашний американский президент Гарри Трумэн выбрал ядерную бомбардировку и решил исход войны в свою пользу.
И все же исходя из реалий ХХI века, как мне представляется, вероятность мировой или крупномасштабной ядерной войны ничтожна. Попытаться добиться победы в такой войне могут лишь Соединенные Штаты. А им в развязывании такой войны нет никакой необходимости, они и без этого господствуют в мире и наверняка не захотят рисковать своим благополучием.
Что касается войн и военных конфликтов малой интенсивности, участниками которых могут быть ядерные державы, то нельзя исключать ситуацию, когда может быть выборочно или ограниченно применено ядерное оружие. Но очень хотелось бы надеяться, что этого никогда не случится.
В принципе же пока в мире остается ядерное оружие будет сохраняться и вероятность его применения в войнах. С «ядерной дубиной» никто из тех, кто ею обладает, расставаться не спешит. Наоборот, ряд государств, пусть их и немного, мечтает приобщиться к владению этой «дубиной».
СейЧас наиболее близка к вхождению в «ядерный клуб» Северная Корея. Пхеньян в прошлом году уже заявил, что обладает ядерным оружием. Полагаю, что это заявление может имееть под собой почву. В КНДР создана инфраструктура, необходимая для создания ядерного оружия, а МАГАТЭ вот уже более трех лет как не контролирует северокорейские ядерные объекты.
Вместе с тем Пхеньян пока не проводил ядерных испытаний, как это сделали Индия и Пакистан. Поэтому от однозначного утверждения, что КНДР обладает ядерным оружием, я бы воздержался. Возможно, северокорейцы собрали ядерное взрывное устройство, но не ядерный боеприпас. Хотя я могу и ошибаться.
Что касается Ирана, то он еще не создал полноценную инфраструктуру, которая позволила бы Тегерану создать ядерное оружие. Но через два-три года он, вероятно, сможет реализовать свой ядерный проект. Лично я убежден, что такое намерение у правящих кругов Ирана имеется и вряд ли персы добровольно от него откажутся.
Как представляется, путь к достижению мира без ядерного оружия лежит через обретение доверия и установление союзнических отношений между пятеркой ведущих ядерных держав. Просто партнерских отношений между ними для этого недостаточно.