18 апреля 2006 года исполняется 100 лет со дня рождения выдающегося организатора ядерных испытаний и освоения ядерного оружия армией и флотом генерал-полковника инженерно-технической службы Виктора Анисимовича БОЛЯТКО.
Военную службу Болятко начал в 1928 году в саперном эскадроне прославленной кавалерийской дивизии имени Котовского в Бердичеве. Усердие ревностного кавалериста неоднократно отмечало командование. Как результат, в 1930 году он был направлен на учебу в Военно-техническую академию РККА в Ленинград. Через два года академия была реорганизована, а на ее базе создан ряд новых военно-учебных заведений, в том числе Военно-инженерная академия. Для продолжения учебы Болятко был переведен в Москву.
В 1935 году в числе лучших выпускников академии Виктор Анисимович направляется в подмосковный поселок Нахабино для дальнейшего прохождения службы в Военном испытательном институте инженерной техники. Исключительная работоспособность и организованность, умение применять полученные в академии знания на практике обусловили блестящий старт военной карьеры офицера.
В 1938 году молодой военный инженер, участвуя в одном из учений, во время заслушивания своим четким и обстоятельным докладом обратил на себя внимание наркома обороны СССР К. Ворошилова. Климент Ефремович высоко оценил уровень его подготовки, широту мышления и распорядился перевести Болятко в отдел укрепрайонов Генерального штаба. Здесь он и встретил Великую Отечественную войну.
Болятко принимал непосредственное участие в организации инженерного обеспечения боевых действий войск, нередко выезжал на фронт. Для расширения оперативно-стратегического кругозора по решению начальника Генерального штаба маршала Б. Шапошникова Виктор Анисимович наряду с другими наиболее перспективными офицерами был направлен на краткосрочные курсы Академии Генерального штаба.
Сразу после завершения войны перед нашей страной встала невероятно сложная задача – ликвидация ядерной монополии США. Развертывание в Советском Союзе работ по созданию отечественного ядерного оружия и привлечение к атомному проекту военного ведомства обусловили создание в сентябре 1947 года Специального отдела Генерального штаба, который возглавил генерал-майор инженерных войск Болятко. Он внес большой личный вклад в создание в короткие сроки первого атомного полигона под Семипалатинском. Именно здесь 29 августа 1949 года было проведено первое ядерное испытание.
Реализация советского атомного проекта осуществлялась в условиях эскалации «холодной войны» и реальной опасности перерастания ее в войну «горячую». Для организации обороны страны от атомного нападения по личному распоряжению Сталина в 1949 - 1950 годах в военном ведомстве была создана система специальных учреждений.
Шестое управление Министерства обороны, возглавляемое Болятко, на протяжении ряда лет было основным органом Вооруженных Сил, который координировал научно-исследовательские работы, проводимые силами военных институтов и академий, а также разработку специальных требований по боевому использованию войск в условиях применения атомного оружия. На это управление были возложены организация и проведение испытаний ядерных зарядов, контроль за работой специальных отделов в видах Вооруженных Сил и подготовкой специалистов по ядерному оружию в военно-учебных заведениях.
Оценку деятельности Болятко как главного организатора ядерных испытаний вполне справедливо отождествлять с той исключительной ролью, которую сыграли эти испытания в создании ядерного и термоядерного оружия, модернизации ядерного арсенала, исследовании поражающих факторов ядерных взрывов, совершенствовании технологии самих ядерных испытаний.
С 1949 года до 26 ноября 1965 года (в это время Виктор Анисимович возглавлял сначала Шестое управление, а затем – 12-е Главное управление Министерства обороны) в СССР было произведено 243 ядерных испытания, в том числе 136 – на Семипалатинском полигоне. В большинстве ядерных экспериментов Болятко принимал непосредственное участие. Первопроходцам ядерных испытаний он запомнился энергичным, требовательным, справедливым руководителем, умеющим разбираться в людях. Дело для него было превыше всего.
Неординарность Болятко заключалась не столько в его прекрасной подготовке, сколько в сочетании глубочайших знаний с даром технической интуиции, умением за конкретными фактами и явлениями видеть причины, их обусловливающие, – ценнейшее качество для испытателя ядерного оружия.
Большую роль в освоении войсками атомного оружия и обучении их действиям в условиях его применения сыграли корпусные опытно-показные учения, проведенные 14 сентября 1954 года на Тоцком учебно-артиллерийском полигоне Южно-Уральского военного округа под руководством Маршала Советского Союза Г. Жукова. На учения впервые в истории советских Вооруженных Сил была доставлена на самолете-носителе Ту-4 атомная бомба РДС-3, взятая непосредственно из боезапаса, и взорвана на высоте
350 м над местностью, где развертывались действия войск.
На этом учении генерал-лейтенант инженерно-технической службы Болятко был заместителем руководителя по специальным вопросам и одновременно возглавлял группу специального обеспечения. Наряду с вопросами изучения поражающих факторов ядерного взрыва на него была возложена одна из самых сложных задач - обеспечение общей и радиационной безопасности войск и населения при применении атомной бомбы. Вопрос стоял настолько серьезно, что запланированные меры безопасности сначала были рассмотрены и одобрены специально созданной комиссией во главе с И. Курчатовым, а затем их утвердил своим решением ЦК КПСС.
Видимо, наиболее красноречивой оценкой того, как справился с этой задачей Виктор Анисимович, служат слова министра обороны Маршала Советского Союза
Н. Булганина: «Столь масштабное, столь приближенное к неосвоенной еще войсками боевой действительности учение обошлось без потерь. Ни одного погибшего, ни одного раненого или травмированного». А ведь в учениях участвовали около 45 тысяч военнослужащих!
Два года спустя - 10 сентября 1956 года — на Семипалатинском полигоне в СССР было проведено еще одно учение с применением тактической атомной бомбы среднего калибра (мощность - 40 кт), в ходе которого был получен первый опыт высадки в тактической глубине обороны противника воздушного десанта на вертолетах вслед за взрывом атомной бомбы. И вновь Виктор Анисимович принял в учении самое активное участие.
В. Болятко был одним из идеологов и инициаторов проведенной реорганизации ядерного обеспечения, в результате которой в 1956—1958 годах в военное ведомство был передан из Министерства среднего машиностроения ядерный боезапас с соответствующей инфраструктурой хранения и эксплуатации ядерных боеприпасов.
Логическим завершением процесса централизации воинских частей и учреждений, занимающихся ядерным оружием, явилось создание в феврале 1959 года нового органа военного управления – 12-го Главного управления Минобороны СССР, принявшего на себя всю ответственность за реализацию военной ядерно-технической политики. Его начальником был назначен генерал-лейтенант инженерно-технической службы Болятко.
Становление нового органа военного управления как единой целостной организационной структуры по времени совпало с периодом активного насыщения видов Вооруженных Сил ядерным оружием. Это обусловливало расширение задач и масштабов деятельности Главного управления. Особенно увеличился объем задач в связи с созданием нового вида Вооруженных Сил – Ракетных войск стратегического назначения.
За годы руководства Болятко 12-м Главным управлением ядерный боезапас увеличился на несколько порядков, в 2 раза возросло количество центральных баз и более чем в 4 раза – войсковых баз ядерного оружия. Стремительно росло количество типов эксплуатируемых ядерных боеприпасов. Только в 1959 - 1965 годах в разработке находилось 52 типа ядерных боеприпасов.
Совершенствование ядерных боеприпасов шло по пути уменьшения их габаритов, улучшения конструкции, повышения надежности и предполагало увеличение срока гарантии, расширение климатических условий эксплуатации, ресурса транспортирования, оптимизацию процесса перевода в высшие степени готовности, сокращение объема работ при техническом обслуживании, обеспечение безопасности на всех этапах эксплуатации и т.п.
Наряду с созданием и совершенствованием новых образцов ядерного оружия большое внимание уделялось повышению его надежности и боеготовности. В целях проверки ядерного оружия в условиях, близких к боевым, в 1961 - 1962 годах по инициативе Болятко были проведены пуски ракет всех классов на ядерные полигоны Министерства обороны, а также проведены учения Дальней авиации с применением ядерных авиабомб мегатонного класса.
При проверке состояния боезапаса Вооруженных Сил были продемонстрированы высокая надежность и эффективность как самого ядерного оружия, так и системы его эксплуатации. В ходе проведенных многочисленных боевых стрельб и бомбометаний не было ни одного отказа в срабатывании ядерных зарядов, носители ядерных боеприпасов обеспечили надежную доставку их до целей.
Реальная готовность возглавляемого Болятко 12-го Главного управления Министерства обороны СССР к практическому осуществлению задач ядерного обеспечения войск (сил) была подтверждена при проведении стратегической операции «Анадырь», связанной с известными событиями 1962 года - Карибским кризисом.
На Кубе ядерные боеприпасы находились с 4 октября до 1 декабря 1962 года (59 суток). В ходе реализации ядерного обеспечения прошли все этапы обслуживания 160 единиц ядерных боеприпасов 6 типов, находившихся на вооружении РВСН, Сухопутных войск, ВВС и ВМФ в 1962 году. Весь боезапас три раза подвергался глубоким проверкам, результаты которых подтвердили отсутствие недостатков и стабильность параметров.
Проверка ядерных боеприпасов после эксплуатации их в экстремальных условиях перевозки автомобильным транспортом на расстояние более 1.000 км и морским - более 10.000 км, содержания в неблагоприятном температурном и влажностном режиме показала их работоспособность и высокую надежность.
Подтвердила свою эффективность и сама система ядерного обеспечения, сложившаяся в Вооруженных Силах в связи с передачей функций эксплуатации ядерного оружия от Министерства среднего машиностроения Министерству обороны. Таким образом, и люди, и техника, и организация продемонстрировали высокий уровень решения самых сложных и ответственных задач.
Деятельность генерал-полковника инженерно-технической службы Болятко на посту начальника
12-го Главного управления Министерства обороны СССР была исключительно разносторонней и плодотворной. Он был строгим, требовательным начальником. Но строгость к подчиненным неизменно сочеталась у него со справедливой, реалистичной оценкой их деятельности и заботой. Как человека и как руководителя Виктора Анисимовича неизменно отличали скромность и щепетильность, высокая порядочность и требовательность к себе. Он был полон жизненной энергии, любил спорт, был заядлым рыбаком, много читал.
Его жизнь трагически оборвалась 26 ноября 1965 года – он погиб в автомобильной катастрофе.
Родина высоко оценила заслуги Виктора Анисимовича Болятко. Он был награжден четырьмя орденами Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденами Кутузова II степени, Отечественной войны I степени, тремя орденами Красной Звезды и многими медалями. Дважды ему присваивалось звание лауреата Государственной премии. Его имя присвоено одному из Центральных научно-исследовательских институтов Министерства обороны.