на главную страницу

14 Апреля 2006 года

Планета людей

Пятница

Сделать мир более тесным

Александр БОНДАРЕНКО,«Красная звезда».



     Общеизвестно, что все в жизни повторяется в том или ином варианте и все, в общем-то, постепенно забывается... Сегодня, за многоразличными событиями нашего бытия, уже мало кто помнит, что ровно 20 лет тому назад Соединенные Штаты Америки, обвинив Ливию и ее руководителя Муамара Каддафи «в поддержке терроризма», нанесли 15 апреля 1986 года по ливийским объектам удар с воздуха.
     Об этих событиях нам рассказал их непосредственный свидетель полковник в отставке Михаил ЖДАНОВ, который, проходя службу в Инспекции по вопросам противовоздушной обороны дружественных стран Главного штаба Войск ПВО страны, в 1983 – 1986 годах находился в Ливии в качестве старшего офицера по ВВС и ПВО в аппарате старшего Группы советских военных специалистов. Михаил Иванович также познакомил нас с подборкой очень интересных документов и публикаций.
     

     Рассказывает полковник Михаил ЖДАНОВ:
     — Непосредственным толчком к проведению воздушной операции США явились события 24 марта 1986 года. По международным нормам принято, что граница территориальных вод составляет 12 морских миль - 22,2 км - от побережья. Однако ливийцы заявили, что их граница проходит по горловине весьма просторного залива Сидра, или Сирт. Американцы на то не отреагировали и проводили здесь, в непосредственной близости от ливийских границ, учения своих ВВС. Тогда ливийская ПВО произвела пуск зенитных ракет, и в результате, по заявлению ливийского командования, были сбиты три американских самолета...
     По материалам газеты «Аль Фадр Аль-Джадид» (Ливия) от 25 и 29 марта 1986 г.
     «Более подробная информация об этих событиях была дана
     М. Каддафи в его выступлении
     28 марта... Он подтвердил и конкретизировал, что ракетами SAM-5 ливийской ПВО были сбиты три американских самолета F-14 с шестью летчиками... Ливийский руководитель добавил также, что по пригородам Сирта были выпущены две <американские> ракеты, одна из которых «разорвалась, не причинив урона», а вторая не разорвалась вообще».
     Рассказывает полковник Михаил ЖДАНОВ:
     — Я сомневаюсь в таких успехах ливийских ПВО: полеты осуществлялись при наличии американских самолетов-разведчиков, фиксировавших малейшее изменение обстановки. Пуск ракет был зарегистрирован ими мгновенно, истребителям была дана команда «Резко вниз», и они ушли...
     Вечером американцы произвели по этому зенитно-ракетному комплексу пуск новейших, ранее не применявшихся противорадиолокационных ракет «Харм», и комплекс был выведен из строя... Я приезжал туда на следующий день, видел поврежденную кабину и скажу, что так получилось только потому, что ливийцы недостаточно использовали возможности этого комплекса. Станция защищена от таких ударов...
     Журнал «Тайм» (США) 28 апреля 1986 г.
     «Попытайтесь сделать мир более тесным для террористов», - скомандовал президент Рейган 7 апреля, когда США искали пути предупреждения новой волны ливийского терроризма. Планирование удара с воздуха, в котором в итоге будут задействованы 150 боевых самолетов и будет сброшено 60 тонн бомб на Ливию, было запутанным и сдерживалось множеством политических, дипломатических и военных соображений».
     Рассказывает полковник Михаил ЖДАНОВ:
     — События назревали, и о том, что ожидается удар, мы знали, даже не имея разведданных... Есть различные признаки: например, был активный радиоэфир, а примерно за два дня до нанесения удара он стал замолкать... Ливийское командование определило ряд мер для отражения воздушной агрессии, но, если говорить откровенно, эти меры были выполнены только процентов на пять... У нас люди были опытные – лично я прошел Вьетнам, работал в Главном штабе ПВО, и мы подсказали, что наиболее вероятен удар не со стороны Средиземного моря, а с юга...
     Журнал «Ньюсуик» (США) 28 апреля 1986 г.
     «Идеальным вариантом было использование самолетов F-111, базирующихся на британских аэродромах, однако для этого нужно было разрешение премьер-министра Маргарет Тэтчер. Тэтчер потребовала и получила от Вашингтона на утверждение список объектов, подлежащих бомбардировке. Она также настаивала на том, чтобы в соответствии со статьей 51 устава ООН налет имел «оборонительный», а не ответный характер. Этот мелочный педантизм объяснялся тем, что она сама объявила незаконным использование бомбового удара в ответ на террористические акты».
     Рассказывает полковник Михаил ЖДАНОВ:
     — Использование F-111 для нас явилось неожиданностью… Американское командование намеревалось направить самолеты над Европой, но даже союзники по НАТО им в этом отказали. Операция была перепланирована – было решено лететь в обход Европы, над морями. А это 2.800 морских миль! Чтобы их преодолеть, самолетам F-111 пришлось проводить четыре дозаправки в воздухе. А, как говорят летчики, одна дозаправка – четыре килограмма веса долой! И еще две были на обратном пути - всего шесть дозаправок. Вылетели, по-моему, 24 машины F-111, после первой дозаправки вернулись шесть, поднятые в виде резерва, и один самолет – постановщик помех. 18 F-111 долетели до Ливии, их сопровождали 28 самолетов-заправщиков... Получалось, что по степени досягаемости тактическая авиация – истребитель-бомбардировщик
     F-111 – приближается к стратегической авиации.
     Журнал «Тайм» (США) 28 апреля 1986 г.
     «Это был неожиданный удар, освещенный уже в ночном выпуске новостей. В тот самый момент, когда три радиостанции начали свои вечерние выпуски новостей в прошлый понедельник, боевые самолеты США приближались к своим пяти целям на территории Ливии».
     Рассказывает полковник Михаил ЖДАНОВ:
     — Все началось с того, что за пять минут до появления над Триполи основной группы F-111 с кораблей 6-го флота США были запущены беспилотные летательные аппараты. Это была новинка! Беспилотные должны были взять огонь на себя, убедив ливийскую сторону, что это и производится налет, в то время когда F-111 заходили с юга. Естественно, беспилотники были обстреляны – я составлял график боевых действий... Были пуски ракетных комплексов, работала зенитная артиллерия. К сожалению, сбитых беспилотников нам не показали.
     Журнал «Ньюсуик» (США) 18 апреля 1986 г.
     «Около 2 часов 18 F-111 пересекли территорию Ливии на скорости 540 миль и высоте 200 футов двумя группами по 6 F-111, резко взяли влево в направлении ВМБ Бадель, Азизия. Третья группа зашла на юг и атаковала аэропорт Триполи. После этого авиация поднялась на высоту 500 футов. Второй пилот захватывал цель в перекрестье и наносил удар. Через несколько минут ливийцы открыли огонь из зенитных средств. Бенгази и его объекты бомбила морская авиация с авианосцев.
     Бомбовый удар продолжался 12 минут. В Триполи для F-111 были выбраны три цели: азизийские бараки, ВМБ, где готовятся палестинские водолазы, и база ВВС, где базируются Ил-76. В Бенгази две цели – школа младших специалистов и летное поле МиГ-23. В Триполи бомбили лагерь палестинских террористов, которые производят взрывы, и здание штаба ливийской разведки, которое находится в опасной близости от французского посольства. Было много жертв».
     Рассказывает полковник Михаил ЖДАНОВ:
     — Что я видел? Море огня! Взрывы бомб и шквал огня – в основном зенитной артиллерии. Наш комплекс попытался выйти в эфир в районе Триполи, но его сразу подавили. Были комплексы французского производства, и они были подавлены. Станции подавляла палубная авиация противорадиолокационными снарядами. Диапазоны были известны, поэтому как только в эфир вышли - постановка помех сразу же и пуск противорадиолокационной ракеты... Успешнее всего действовала зенитная артиллерия.
     На военно-воздушной базе в Бенгази дислоцировались современные по тому времени МиГ-23 - летчики, естественно, были ливийцы, но на перехват они не вылетали и частично были выведены из строя...
     Журнал «Тайм» (США) 28 апреля 1986 г.
     «Над целями американские пилоты были встречены очень сильным огнем ливийских средств ПВО. Ночное небо над Триполи было расцвечено оранжевыми вспышками трассеров и ракетами, устремившимися к самолетам. «Они стреляли из всего, что у них было, - заявил высший чин Пентагона, - включая ракеты советской постройки и зенитные пушки ЗСУ-23-4».
     Рассказывает полковник Михаил ЖДАНОВ:
     Один F-111 напоролся на огонь «Шилки», был сбит и упал в море. Есть предположение, что, когда его подбили, он, пытаясь освободиться от тысячекилограммовых бомб, сделал резкий маневр, и бомбы сорвались, упав в районе французского посольства... Второй F-111 был вынужден произвести посадку на авиабазе в Испании – американцы говорят, что из-за неисправности двигателя, но мы считаем, что он был частично поврежден...
     Журнал «Ньюсуик» (США) 28 апреля 1986 г.
     «Атакующие не попали в Каддафи, но, как было передано, убили его 15-месячную дочь и ранили двоих из шестерых сыновей. Случайные бомбы разрушили жилое здание недалеко от французского посольства. Ливийцы заявили, что во время налета погибли 37 человек и 93 были ранены. После таких потерь никто уже не говорил о прицельном бомбометании или же о надежном оборудовании».
     Рассказывает полковник Михаил ЖДАНОВ:
     — F-111 показали недостаточную эффективность: основная причина, по моей оценке, в том, что они боялись ПВО. Солидное количество бомб – процентов 40, а может, даже и 50, не взорвалось - слишком малой была высота, поэтому они падали плашмя, а не взрывателем. Эти бомбы должны взрываться, если их сбрасывают с высоты свыше 25 метров, и хотя, по данным печати, бомбометание велось с высоты 60, но реально получается, что те, которые не взорвались, сброшены метров с 20. F-111 оборудован современнейшей по тем временам системой огибания рельефа местности, пилот только контролирует действия самолета и может идти на высоте порядка 10 – 15 метров.
     Газета «Аль Фадр Аль-Джадид» 7 мая 1986 г.
     «Волны Средиземного моря выбросили на берег труп американского летчика, самолет которого был сбит ливийскими средствами ПВО... Это приоткрывает гнусное лицо империализма, во главе которого стоят убийцы детей Рейган и Тэтчер. Обнаружение трупа американского летчика опровергает ложь американской администрации, пытающейся скрыть свои потери гнусными измышлениями...»
     Рассказывает полковник Михаил ЖДАНОВ:
     — Можно подвести итоги. Ударная группировка составляла 30 самолетов: 18 F-111 летели на Триполи, 12 палубных самолетов – на Бенгази, хотя всего в операции принимали участие 150 машин. На один ударный – четыре самолета обеспечения: группа электронного помехоподавления, группа подавления противорадиолокационными снарядами, группа отвлекающая, группа прикрытия от истребительной авиации...
     Однако, по оценке как ливийского, так и нашего командования, цель операции американцами достигнута не была. Они хотели убить Каддафи, наказать Ливию и показать всем, кто правит миром. Ничего из этого не получилось! А потому еще длительное время ливийцы продолжали проводить свою политику, не обращая внимания на могущественные США.
     P.S.
     Прошло двадцать лет, в очередной раз доказавших, что история учит только тому, что она ничему не учит. Правительство США все теми же методами продолжает глобальную войну с «международным терроризмом»... Но мир-то не стал от этого более спокойным и безопасным – он просто становится все более тесным.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex