Перейти на главную страницу

15 Апреля 2006 года

Азимут

Суббота




Альма-матер флотских инженеров

    Гость клуба

    ANOT Военно-морской инженерный институт ведет свою историю с августа 1798 года, когда законом Российской империи № 18634, высочайше утвержденным императором Павлом I, в Санкт-Петербурге было основано первое в мире военно-морское инженерное учебное заведение – Училище корабельной архитектуры. Сегодня у нас в гостях начальник ВМИИ кандидат технических наук, профессор контр-адмирал Николай МАРТЫНОВ.


    
Визитная карточка

    Мартынов Николай Павлович родился 29 апреля 1950 года в поселке Сокольское Ивановской области. Окончил Ленинградское высшее военно-морское инженерное училище (1973 г.), 6-е Высшие специальные офицерские классы ВМФ (1978 г.), Военно-морскую академию (1989 г.). Служил на командно-инженерных должностях на Черноморском флоте – от командира машинной группы дивизиона движения электромеханической боевой части БПК «Очаков» до заместителя командующего ЧФ по эксплуатации и ремонту. В 1998 – 2000 гг. – главный механик Военно-морского флота. Действительный член Санкт-Петербургской инженерной академии, Международной академии наук экологии, безопасности человека и природы, Международной энергетической академии, Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка, Российской инженерной академии, член-корреспондент Петровской академии наук и искусств.


    - С практической и научной деятельностью профессорско-преподавательского состава, выпускников училища и созданных ими научных школ неразрывно связано становление и развитие парусного, парового, броненосного, дизельного и современного ракетно-ядерного атомного океанского флота России. Из поколения в поколение воспитанники учебного заведения верны его девизу: «Знание – делу, верность – службе, польза – Отечеству».
    Все войны нашего государства, в которых участвовали морские инженеры – воспитанники вуза (в честь 100-летия в 1898 г. получившего наименование «Морское инженерное училище Императора Николая I», а с 1927-го переименованного в «Высшее военно-морское инженерное училище имени Ф.Э. Дзержинского»), показали высочайший уровень их инженерной, военно-морской подготовки и моральных качеств.
    После Великой Отечественной войны развернувшееся строительство флота Советского Союза потребовало значительного расширения подготовки военно-морских инженерных кадров. Было принято решение о создании военно-морских инженерных училищ в городах Пушкине (Ленинградской области), Севастополе и химического факультета в г. Баку (позднее переведенного в СевВВМИУ).
    После распада Советского Союза СевВВМИУ прекратило свое существование. Подготовка инженерных кадров Военно-морского флота была сосредоточена в ВВМИУ имени Ф.Э. Дзержинского (г. Санкт-Петербург) и ВВМИУ имени В.И. Ленина (г. Пушкин Ленинградской области). В этот период, несмотря на практически полное отсутствие финансирования на развитие учебно-материальной базы и капитальное строительство, а также непрерывные изменения структуры, штатов и содержания военно-профессионального образования военных учебных заведений, удалось сохранить подготовку инженерных кадров по всем требующимся флоту специальностям. На базе вышеназванных училищ 1 ноября 1998 г. постановлением Правительства РФ № 1009 от 20 августа 1998 г. был образован Военно-морской инженерный институт.
    Сегодня наш вуз – уникальный и единственный в стране многопрофильный научный центр и центр подготовки офицеров-инженеров корабельной службы и мичманов-техников для Российского флота, Федеральной пограничной службы, Федеральной службы безопасности и управлений Министерства обороны РФ. В настоящее время ВМИИ на основе межгосударственных договоров готовит военно-морских инженеров и для военно-морских сил зарубежных стран. В общей сложности для флотов зарубежных государств за прошедшие столетия были подготовлены свыше 1.300 человек для более чем 32 стран мира, за что институт награжден орденами «За военные заслуги» 2-й степени Республики Вьетнам и «Антонио Масео» Республики Куба.
    Значима роль вуза, его профессорско-преподавательского состава и воспитанников в развитии военно-морской науки, вооружения и техники, отечественного и мирового кораблестроения. Четырнадцать выпускников удостоены высокого звания Героя Советского Союза, восемь – Героя Социалистического Труда, пятеро – Героя Российской Федерации. Около 150 наших питомцев стали лауреатами Ленинской и Государственной премий. Среди выпускников около 40 заслуженных деятелей науки, свыше 260 адмиралов и генералов, более 400 докторов наук и профессоров, порядка 900 кандидатов наук, доцентов и старших научных сотрудников, более 50 академиков и членов-корреспондентов отраслевых академий, свыше 30 писателей, художников, поэтов, артистов. Более трех тысяч награждены орденами и медалями.
    Среди известнейших выпускников училища кораблестроители Андрей Попов – создатель технологии постройки крупных кораблей с металлическими корпусами, Василий Афанасьев – один из создателей первого в мире ледокола, Иван Бубнов – создатель первой боевой подводной лодки и теории боевой защиты корпусов кораблей, корабельный инженер Иван Амосов – автор первого в России винтового фрегата и многие другие.
    В разные годы в Морском инженерном училище Императора Николая I – ВВМИУ имени Ф.Э. Дзержинского – преподавал академик Алексей Крылов – выдающийся математик, механик, кораблестроитель. Так, в 1906 году он прочитал в училище курс лекций о приближенных вычислениях. Тогда же этот курс был отлитографирован, а в 1911 году Алексеем Николаевичем были изданы «Лекции о приближенных вычислениях». Эта книга явилась первой в мировой литературе монографией о приближенных вычислениях и послужила образцом для всех последующих курсов по данной проблеме других авторов.
    Академик Крылов не терял связи с ВВМИУ имени Ф.Э. Дзержинского. Он преподавал в нем в тридцатые годы ХХ века. Много внимания уделял корректировке учебных планов и программ училища, руководству дипломным проектированием выпускников, работе в Государственной экзаменационной комиссии. Великий ученый неоднократно подчеркивал, что в основе военно-морского инженерного образования обязательно должна быть наука. Только таким путем можно подготовить для отечественного флота высококвалифицированных офицеров-инженеров корабельной службы.
    Ныне в институте, как и ранее, научным исследованиям уделяется первостепенное внимание. У нас трудятся 60 докторов наук, 69 профессоров, 205 кандидатов наук, 162 доцента, 28 старших научных сотрудников, 46 академиков и членов-корреспондентов отраслевых академий наук, более 10 заслуженных деятелей науки. Свыше восьмидесяти процентов преподавателей из числа военнослужащих окончили военные академии, подавляющее их большинство обладает немалым опытом службы на надводных кораблях, подводных лодках и соединениях флота.
    Обучение курсантов проводится на уникальной учебно-материальной базе, созданной за последние десятилетия. Институт располагает действующими учебно-тренировочными комплексами (УТК) по эксплуатации атомной, котлотурбинной, газотурбинной, дизельной энергетических установок, УТК по борьбе за живучесть надводных кораблей и подводных лодок, УТК по подготовке водолазных специалистов, электронными тренажерами по управлению атомными, дизельными и газотурбинными энергетическими установками, электроэнергетическими установками подводных лодок и надводных кораблей, действующими образцами корабельной техники.
    Созданы именные аудитории для проведения учебных занятий: академиком РАН Игорем Спасским, начальником ЦКБ МТ «Рубин» (кафедра ядерных реакторов и парогенераторов); генеральным конструктором подводных лодок Юрием Кормилициным (кафедра теории корабля); генеральным директором завода «Звезда» Валерием Радченко (кафедра ДВС); руководителем НПО «Аврора» Витольдом Войтецким (кафедра комплексных систем управления техническими средствами подводных лодок). Техническими средствами обучения оборудованы кабинет русского языка и лингафонный кабинет.
    По инициативе института при учебно-методическом объединении, организованном Министерством образования РФ при Государственной морской академии имени адмирала С.О. Макарова, был создан учебно-методический совет, в который вошли и представители ВМИИ. Это позволило институту первым из военно-морских вузов утвердить право использования в учебном процессе учебников и учебных пособий по всем читаемым дисциплинам.
    Были отремонтированы поточные аудитории кафедр: паровых турбин; вспомогательных механизмов; электроэнергетики; казарменные и классные помещения общей площадью 16.500 квадратных метров. Выполнен ремонт банно-прачечного комбината; конференц-зала, адмиральского коридора, парадного холла первого этажа и парадного входа на кораблестроительный факультет в Главном адмиралтействе; внутренних систем электроснабжения, водопровода, канализации, газоснабжения, оборудования кухонь, санузлов, наружных систем теплоснабжения, котельных и тепловых узлов от ТЭЦ, жилых блоков и обеденного зала с учетом современных требований к жилому фонду для иностранных военнослужащих, столовой, санчасти, еще ряда служебных и жилых помещений и объектов. В поселке Низино создано свое подсобное хозяйство, а в поселке Приветненское восстановлен летний лагерь ВМИИ.
    Курсанты первого курса из поселка Низино были переведены на места основного базирования в Главное адмиралтейство и Пушкин, а в Низино сформирована школа техников ВМФ на базе четырех школ (Санкт-Петербурга, Кронштадта, Северодвинска и Владивостока).
    Одним из основных направлений в своей работе мы считаем военно-патриотическое воспитание курсантов. Оно многогранно. За последние годы были установлены мемориальные доски питомцам института, погибшим на подлодках «Комсомолец» и «Курск». На кафедре физических полей и защиты кораблей появилась мемориальная доска в честь 100-летия со дня рождения академика, бывшего директора Института атомной энергии имени И.В. Курчатова, президента Академии наук СССР, трижды Героя Социалистического труда, лауреата Ленинской и Государственных премий Анатолия Петровича Александрова. Выделены дополнительные помещения для музея ВМИИ в Главном адмиралтействе и Пушкине. Выпуски молодых офицеров стали проводиться на Дворцовой площади Санкт-Петербурга. В институте регулярно организуются празднования дней электрика, энергетика, дизелиста, инженер-механика, подводника и надводника.
    Значительно активизирована работа с учащейся молодежью Санкт-Петербурга, Пушкина, Москвы, Севастополя и других регионов страны. Так, например, в летнем лагере Гора-Валдай учащиеся школы № 1700 Москвы прошли морскую практику. В стенах вуза проходят занятия с учениками средних школ, кадетами Кронштадтского морского кадетского корпуса. Институт взял шефство над школой № 8 Павловска и является членом попечительского совета сиротской школы Гатчины. В обеих школах организованы кадетские классы, ученики которых по итогам выпускных экзаменов зачисляются в ВМИИ.
    В институте имеется спортивный комплекс, включающий в себя зал тяжелой атлетики, зал для спортивных игр и плавательный бассейн длиной 25 метров. Организованы секции гимнастики, бокса, классической борьбы, волейбола и баскетбола, гребли на ялах, тяжелой атлетики и лыжной подготовки. В свободное время курсанты занимаются в кружках самодеятельности, в военно-научном обществе. Будущие офицеры постоянно участвуют в шлюпочных гонках и походах. В дни увольнений они посещают музеи и театры.
    В 2005 году курсантами нашего вуза стали около 500 человек. Кандидаты зачисляются в институт, если имеют положительные характеристики, отвечают требованиям приема по состоянию здоровья и физическому развитию, прошли профессиональный психологический отбор и успешно сдали вступительные испытания по общеобразовательным предметам: поступающие на 1 – 6-й факультеты (ядерных энергетических установок; комплексных систем управления техническими средствами подводных лодок; кораблестроительный; паросиловых и газотурбинных энергетических установок; дизельных энергетических установок; электротехнический) – по математике (письменно); физике (письменно); русскому языку (изложение); поступающие на 7-й факультет (радиационной, химической и биологической защиты) – по математике (письменно); химии (письменно); русскому языку (изложение).
    Окончившим институт по программе высшего профессионального образования присваивается воинское звание лейтенант, устанавливается квалификация «инженер» и выдается диплом о высшем профессиональном образовании государственного образца.
    В институте также осуществляется подготовка и по программе среднего профессионального образования. По окончании обучения, срок которого 2 года 10 месяцев, выпускникам присваивается воинское звание мичман и выдается диплом специалиста среднего профессионального образования.
    Также в институте действуют трех- и шестимесячные подготовительные курсы.
    В марте и ноябре мы проводим дни открытых дверей. Словом, мы ждем молодежь, которая хочет посвятить себя служению Отечеству на Военно-морском флоте.

    От редакции. Информацию о поступлении в ВМИИ можно получить по телефонам в Санкт-Петербурге: (812) 313-02-18; 465-35-82.
 ||  Записал Андрей ГАВРИЛЕНКО.



Властелины ракет

    65 лет исполнилось Серпуховскому военному институту Ракетных войск
    Этот вуз ведет свою историю со 2-й Московской военной авиационной школы механиков спецслужб. В 1949 году это учебное заведение было реорганизовано в Серпуховское военное авиационно-техническое училище спец-
    служб ВВС, а в 1960-м оно было включено в состав Ракетных войск стратегического назначения. В нем проходили подготовку техники-ракетчики со средним специальным образованием. В 1962 году на его базе образовано Серпуховское высшее командно-инженерное училище, которое 28 августа 1998 года было переименовано в Серпуховской военный институт Ракетных войск.
    Сегодня здесь проходят обучение по семи специальностям. Это стартовые и технические комплексы ракет и космических аппаратов; автомобили и автомобильное хозяйство; системы управления летательными аппаратами; приборы и системы ориентации, стабилизации и навигации; информационно-измерительная техника и технологии; управление и информатика в технических системах с присвоением квалификации «инженер»; электроника и автоматика физических установок с присвоением квалификации «инженер-физик».
    Институт – единственный в Министерстве обороны, где готовят специалистов по эксплуатации многоосных колесных транспортных средств. Нет больше такого вуза в Ракетных войсках, где проходят подготовку специалисты по навигационным системам и средствам контроля за ядерными взрывами.
    Срок обучения – пять лет. Окончившим институт выдается диплом о высшем профессиональном образовании и присваивается воинское звание лейтенант.
    В учебном процессе широко применяются современные тренажеры, электронно-вычислительные машины. Каждый курсант за период обучения нарабатывает более 300 часов за компьютером, а всего в институте около 650 специализированных компьютерных рабочих мест.
    На территории вуза, кроме учебных корпусов, размещаются техническая ракетная база, стрельбище, химический, инженерный, геодезический и караульный городки, автопарк, автодром, водная станция, спортивный комплекс, полевой палаточный городок и прочие необходимые для жизнедеятельности сооружения. Полевая база института обеспечивает общевоенную, тактико-специальную, военно-специальную и физическую подготовку курсантов.
    Для более быстрой подготовки курсантов первого курса к учебе в высшей школе в период начальной военной подготовки здесь введены адаптивные курсы по физике и математике, способствующие более качественному изучению этих предметов. Кроме того, в процессе обучения используются различные формы и методы обучения, среди которых – метод огневого урока, проблемно-поисковый метод, специальные военно-исследовательские игры, метод мозгового штурма и другие.
    В вузе налажена плодотворная работа по профориентации гражданской молодежи и военнослужащих. Заключены договора с восемью дивизиями и более чем 20 военкоматами на подготовку абитуриентов к поступлению в институт. В кадетских классах средних учебных заведений Серпухова проходят обучение абитуриенты.
    В 2005 году офицерами стали более 500 выпускников. Распределение они получили в различные воинские части Ракетных войск. Ребята стараются служить на совесть. Быть достойными своих предшественников стремятся и многие нынешние курсанты. Им есть с кого брать пример. Ведь среди выпускников учебного заведения немало достойных, известных людей. К примеру, Герой Советского Союза летчик-космонавт Александр Артюхин, совершивший полет в космос в качестве бортинженера космического корабля «Союз-14» в июне 1974 года, Герой Советского Союза полковник Александр Александров, побывавший в космосе дважды – в 1983 и 1987 годах.
    Выпускники Серпуховского института выполняли различные задания и в Чечне. За проявленные героизм и мужество лейтенанту Валерию Попову было посмертно присвоено звание Героя Российской Федерации. Указом Президента РФ был посмертно награжден орденом Мужества и капитан Михаил Яковлев, выпускник 1986 года. Выполняя задачу по обеспечению транспортировки подвижной пусковой установки, он предотвратил ее столкновение с грузовым автомобилем, прикрыв своей машиной. Установка и личный состав были спасены.
    Еще один выпускник – лейтенант-инженер Владимир Басов ценой своей жизни в 1966 году предотвратил гибель людей, вывод из строя боевой ракетной техники. Его подвиг был отмечен орденом Красной Звезды.
    О каждом из этих офицеров, их подвигах курсанты узнают уже в первые дни пребывания в вузе. Память о героях хранят мемориальные доски. Об этом рассказывают и экспонаты институтского музея.
    Один из главнейших показателей уровня образования, получаемого в вузе, – научная работа, которая в нем проводится. Сегодня в институте трудятся более 200 человек, имеющих различные ученые степени. Действуют два докторских диссертационных совета, на которых ежегодно защищаются 2 – 3 доктора и более 10 кандидатов наук.
    Среди основных форм научной работы – исследования фундаментального и прикладного характера, разработка научных трудов, монографий и учебников, написание диссертаций и статей, организация и проведение научных конференций, изобретательская, рационализаторская и патентно-лицензионная работа. Неотъемлемая часть научной работы в институте – исследования по проблемам совершенствования системы военного образования, актуальность которых растет с каждым годом.
    С 2002 года вуз принимает активное участие в организации и проведении ежегодного Международного салона промышленной собственности «Архимед», на котором экспонаты, представленные институтом, отмечаются в лучшую сторону и удостаиваются дипломов.
    Научными коллективами института, кроме оборонных исследований, проводятся изыскания по конверсионным вопросам, в частности получены уникальные результаты по созданию малогабаритных навигационных измерителей, комплексов систем управления и связи, геоинформационных технологий, по управлению подвижными объектами с использованием радиокомпьютерных сетей и цифровых карт местности, телевизионных систем обнаружения и наблюдения, а также плазмохимических систем для двигателей внутреннего сгорания, супернадежных спецвычислителей.
    Не забывают здесь и о спорте. За последнее десятилетие в институте подготовлены более 50 мастеров спорта по различным видам, более 300 кандидатов в мастера, свыше 800 перворазрядников.
    Команда по гиревому спорту – многократный чемпион Московской области и РВСН. На базе института проведено несколько чемпионатов Вооруженных Сил по гиревому спорту, чемпионат России по гиревому спорту и силовому жонглированию гирями, четыре чемпионата РВСН. Высокие результаты показывают сборные команды института по волейболу, гандболу, военному многоборью, рукопашному бою.
    Так что учиться здесь интересно. В вузе можно получить и хорошее образование, и закалиться физически. Его двери открыты для всех, кто хочет стать офицером и служить в Ракетных войсках.

Огнеборцы

    Талантливый русский писатель Владимир Алексеевич Гиляровский служил, оказывается, еще и пожарным. Вот как в своей знаменитой книге «Москва и москвичи» он, в частности, отзывался о представителях этой славной профессии: «Каждый пожарный – герой, всю жизнь на войне, каждую минуту рискует головой».
    А вот еще некоторые любопытные наблюдения Гиляровского: «…и сейчас немало москвичей помнят подвиги этих удальцов на пожарах, на ходынской катастрофе во время царского коронования в 1896 году, во время наводнений и при пожаре артиллерийских складов на Ходынке в 1920 году…»
    Впрочем, о пожарных не только книги написаны, но и фильмы сняты, в том числе и российского производства – «Тревожное воскресенье» и «Огнеборцы», и песни написаны.
    Самое известное произведение – «Отважные пожарные России». Там такие строки: «Звучит опять тревожно «ноль один». Срываются машины по сигналу. Наш ратный труд всегда необходим – спешим навстречу новому пожару». А вот припев: «Секунда дорога, смелее на врага, чтоб он не сомневался в нашей силе. Пройдем огонь и дым и снова победим. Отважные пожарные России!»
    Один из тех, кто еще, будучи школьником, увлекся творениями на пожарную тематику, Сергей Ошкин. Жил этот паренек до недавнего времени в селе Зубова Поляна, что в Мордовии. Мама Нина Ильинична – воспитатель в детском садике, папа Юрий Иванович – электромонтер. В родне с силовыми структурами только двоюродный брат был связан, в милиции служил.
    Сергей учился хорошо, читал много. Как-то попалась упомянутая выше книга Гиляровского. Потом еще фильмы смотрел, песни слушал и, уже когда оканчивал среднюю школу, однозначно для себя решил – будет пожарным.
    Экзамены в столичную Академию государственной противопожарной службы Сергей, окончивший школу с серебряной медалью, сдал на «отлично». А конкурс был более пяти человек на место. Сегодня он уже курсант 4-го курса, сержант внутренней службы. В 2007 году – выпуск. А менее чем через полгода Ошкин со своими сокурсниками наденет погоны младшего лейтенанта.
    Учиться в вузе интересно. Причем не только за партой постигают Ошкин со товарищи азы пожарного дела. Много внимания уделяется в академии и практическому закреплению получаемых в аудиториях знаний. Курсанты в составе дежурных групп принимают непосредственное участие в тушении пожаров.
    Конечно же, Ошкин активно занимается и военно-научной работой. Недавно, например, на конкурсе академии, посвященном 60-летию Победы в Великой Отечественной войне, занял второе место.
    Среди оценок большинство – отличные. А еще юноша пробует себя в литературном творчестве. Как знать, может, через какое-то время станет достойным продолжателем дела писателя Гиляровского.
 ||  Андрей ГАВРИЛЕНКО.



Кулибины из ЛВО

    В прошлом году в Ленинградском военном округе в рационализаторской, изобретательской и патентно-лицензионной работе приняли участие 4.710 человек. В общей сложности поданы 194 заявки на изобретения и 4.003 рационализаторских предложения. 3.581 предложение уже использовалось в повседневной жизни округа. По сравнению с 2004 годом число заявок на изобретения увеличилось на 93, рацпредложений – почти на 900, а внедренных рацпредложений – почти на 1,5 тысячи.
    Значительных результатов добились рационализаторы и изобретатели десяти военных вузов Петербурга и Череповца. Среди лучших – начальник научно-исследовательского отдела Военного инженерно-технического университета кандидат технических наук полковник Владимир Мельников – автор 4 изобретений. Активно проводит пропаганду изобретательства среди курсантов и слушателей преподаватель Военной академии тыла и транспорта подполковник Владимир Приймак. Он подал 4 заявки на изобретения и получил 4 положительных ответа.

Бал в Рязани

    В Рязани в Гербовом зале Дворянского собрания состоялся первый студенческий бал. На него были приглашены более 700 студентов высших учебных заведений Рязани и курсантов военных вузов Рязанского гарнизона. Организатором мероприятия выступил Центр православной культуры Рязанской епархии.
    В зале была воссоздана атмосфера XIX столетия: звучала классическая музыка, танцевали только полонез, польку, менуэт и вальсы. Причем тех, кто не знал классических танцев, организаторы обучали простейшим движениям прямо на балу. Приглашенные могли принять участие в различных конкурсах и викторинах, продемонстрировать свои музыкальные способности и даже исполнить одно из классических музыкальных произведений.
 ||  По сообщениям информагентств.



    Анкета
    Хочу быть морским офицером
    Участники нашего сегодняшнего опроса – курсанты Военно-морского инженерного института (ВМИИ). Мы попросили их поделиться впечатлениями об учебном заведении, в котором они постигают азы флотской службы.
    Старшина 2-й статьи Александр Борисенко:
    - Я родился в городе русской славы – Севастополе. Поэтому с детства с большим уважением относился к людям в военно-морской форме. И когда поступил в ВМИИ, ни разу не пожалел о выбранном пути. Недавно приехал со стажировки. Она у меня была в Полярном. Хочу после выпуска служить на Северном флоте.

    Курсант Андрей Ильин:
    - В своей семье буду первым флотским офицером. Я родом из Пушкина и об институте узнал еще школьником. Нас приводили на экскурсию в музей этого учебного заведения. Потом побывал на дне открытых дверей и, когда пришло время выбирать, куда идти после школы, однозначно для себя решил – буду поступать в ВМИИ.
    Учиться здесь хоть и нелегко, но очень интересно. Уровень образования достаточно высокий.

    Старшина 1-й статьи Валерий Васильев:
    - Скажу откровенно: когда приезжаю в отпуск к себе домой в деревню Нижарово, что в Чувашии, курсантскую форму снимаю редко. Горжусь тем, что учусь в Военно-морском инженерном институте и буду флотским офицером.

Рандеву



    32. Клавдия. Козерог. 19 лет
    Я родилась и выросла в замечательном городе Кизляре. У нас потрясающая природа, она мне очень нравится. В прошлом году поступила в Астраханский технологический техникум. Моя будущая специальность – технолог швейного производства. Люблю восхищать подруг нарядами, которые создаю собственными руками.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex