на главную страницу

20 Апреля 2006 года

Планета людей

Четверг

Дверь для диалога открыта

Вадим МАРКУШИН.



     Минувший вторник явно добавил остроты иранскому вопросу. Пообещав во время военного парада «отсечь руку» любому агрессору, президент Ирана Махмуд Ахмадинежад тем самым возбудил ответную воинственность Вашингтона. Слова Джорджа Буша о готовности США «рассмотреть любые варианты» воздействия на Тегеран моментально были переведены мировыми СМИ на более понятный язык неприкрытой угрозы применить против непослушного режима ядерное оружие.
     В действительности вопрос пока так не стоит, слишком уж большой риск для самих США оказаться жертвой непредсказуемых последствий. Это отлично понимают и в Иране, иначе вряд ли стали бы махать кулаками перед лицом реальной опасности стать объектом ядерной атаки. Бывший президент Али Акбар Хашеми-Рафсанджани по данному поводу высказался следующим образом: «Я думаю, что они этого не сделают. Иран готов к любой конфронтации с США, и любые действия Вашингтона будут иметь очень серьезные последствия не только для нас». Экс-президент тут же добавил, что Иран выполнит Договор о нераспространении ядерного оружия и согласится на контроль со стороны МАГАТЭ. Однако, по его словам, ни о каком сворачивании программы по обогащению урана речи быть не может.
     Но именно эту тему во вторник вечером в Москве обсуждали на трехчасовой встрече заместители глав внешнеполитических ведомств России, США, Китая, Великобритании, Франции и Германии. Встреча проходила за закрытыми дверями, из скудных сведений стало ясно, что ее участники какого-либо заметного результата не достигли. А если более конкретно, то сторонам не удалось «найти пути усиления давления на Иран», на что рассчитывали американцы.
     Теперь все ждут 28 апреля, когда будет представлен доклад Совета управляющих МАГАТЭ о деятельности Ирана в ядерной области за последние два месяца. С докладом ознакомятся члены Совета Безопасности ООН, после чего на специальном заседании определятся с дальнейшими дипломатическими мерами в отношении Ирана. Подчеркнем: дипломатическими, ни о каких «решительных действиях», к которым призывают США, речи пока нет.
     Зато сохраняется стремление вовлечь Тегеран в диалог. В этом плане весьма примечательно высказывание Жака Ширака в интервью египетской газете «Аль-Ахрам». Президент Франции сказал: «Иранское руководство должно понять, что для международного сообщества перспектива обладания Ираном ядерным оружием является неприемлемой. Я со всей жесткостью заявляю, что дверь для возобновления дискуссий будет открытой, как только Иран согласится с требованиями МАГАТЭ и Совета Безопасности ООН. Сейчас, более чем когда-либо, выбор находится в руках руководства Ирана».
     Ширак, кстати, одновременно признал «законное право» Ирана на разработку мирного атома, но при условии, что он «даст надежные гарантии мирного характера своей программы».
     К вышеизложенному, наверное, стоит добавить вот что. Добиться сейчас изменения позиции иранского руководства – значит, решить уравнение со многими неизвестными. Тут одного формата, одной или нескольких встреч высокопоставленных политиков и дипломатов явно недостаточно. Для этого необходима длительная и кропотливая работа по поиску компромиссных решений. Предполагает она и наличие тесного взаимодействия. А его нет. Во всяком случае в отношениях между Вашингтоном и Москвой. Да и быть не может в положении, когда сегодня Белый дом выступает в роли заинтересованного партнера Кремля, а завтра ставит ему палки в колеса. Вот о чем следует подумать американским политикам.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex