на главную страницу

29 Апреля 2006 года

Армия и общество

Суббота

«Ямал» не мал

Капитан 1 ранга Владимир ПАСЯКИН, «Красная звезда».




     Три года назад большой десантный корабль (БДК) «Ямал», которым командует капитан 1 ранга Игорь Гавриш, поставил своеобразный рекорд, став самым плавающим кораблем Черноморского флота. Кроме повседневной работы и обычных плановых выходов, он в апреле участвовал в совместных российско-украинских учениях «Фарватер мира», в июне совершил дальний средиземноморский поход с деловым заходом в египетский Порт-Саид, куда зашел вместе с флагманом ЧФ ГРКР «Москва». Пришел из «средиземки», начал готовиться ко Дню ВМФ. На главном флотском празднике кораблю предстояло выполнить один из наиболее зрелищных и сложных эпизодов – высадку морского десанта. Тут за кораблем пристально наблюдают как самое высокое флотское начальство, так и десятки тысяч зрительских глаз. Сплоховать никак нельзя. И «Ямал» не сплоховал. Отработал задачу на «отлично».
     А затем корабли десантной бригады впервые за последние 12 лет начали отработку минных постановок. Первым одиночным кораблем, выполнившим эту задачу, был «Ямал». За первопроходцем последовали остальные. После одиночной отработки решили задачу в масштабе корабельной минно-заградительной группы.
     Ну а осенью, как всегда, ежегодный общефлотский экзамен. Только в том году не традиционный сбор-поход кораблей, а батальонное тактическое учение (БТУ) с высадкой десанта на необорудованное побережье со стрельбой из всех видов оружия. Своего рода экзамен на зрелость. И в числе десантных кораблей, участвовавших в БТУ, отличился «Ямал».
     После учений «ямальцы» начали подготовку к новому средиземноморскому походу. Он прошел под флагом командира соединения. Именно «Ямалу» выпала честь пронести Андреевский флаг по просторам Средиземноморья, представлять российский Черноморский флот сразу в четырех греческих портах. После успешного завершения важной государственной задачи «Ямал» прошел без малого 10.000 миль! Устал командир, устали моряки. Отдохнуть бы. Но в конце года экипаж корабля ждал новый поход в Средиземное море.
     Игорь Гавриш на командирском мостике вот уже 15 лет! По командирскому долголетию на Черноморском флоте его превосходит разве что командир РКВП «Бора» капитан 1 ранга Николай Гончаров. Причем оба больших десантных корабля – сначала «Константин Ольшанский», затем «Ямал» - Игорь Гавриш поднимал с нуля, поскольку они находились в консервации, и доводил до уровня лучших в соединении.
     На всю жизнь запомнил миротворческую операцию 1993 года в Поти, где действовал крупный отряд кораблей под флагом командующего ЧФ. Четыре десантных корабля, под завязку загруженные бронетехникой, в том числе танками, крупное подразделение морской пехоты, БПК, СКР, морской тральщик, вспомогательные суда… Свой должностной флаг командующий флотом держал на БДК «Константин Ольшанский», которым командовал в ту пору Игорь Гавриш. Именно этот корабль был выбран флагманом, здесь находился походный штаб. На «Константина Ольшанского» возлагалась огромная ответственность. Когда миротворческая операция была завершена и корабли вернулись в родной Севастополь, в числе отличившихся был назван и его экипаж.
     Пришло время раздела флота, и «Константина Ольшанского» передали ВМС Украины. Игоря Гавриша назначают командиром БДК-67, который с 1990 года находился в консервации. Выводить корабль из консервации даже в благополучные времена – дело многотрудное и хлопотное. Игорю Гавришу пришлось это делать в очень сложное для Черноморского флота время, когда корабли ходили под флагом уже несуществующего государства – СССР. Со многими вытекающими из этого последствиями. Будь на месте Игоря Гавриша другой командир, неизвестно, чем бы все закончилось. Впрочем, другому командиру, возможно, такую задачу и не поставили бы.
     - Нам тогда очень помогли шефы,- говорит капитан 1 ранга И.Гавриш, - сначала пророссийски настроенная газета «Крымская правда», а потом губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Юрий Васильевич Неелов. Он побывал в Севастополе, на нашем корабле, познакомился с командованием флота, соединения, бригады десантников, с экипажем безымянного тогда БДК, носившего лишь бортовой и тактический номер.Губернатор лично вник в проблемы и нужды экипажа корабля и только после этого подписал договор о шефских связях. И все, что обещал, выполнил.
     Видя имена на борту других кораблей - «Москва», «Азов», он решил добиться присвоения подшефному кораблю имени «Ямал». Для этого пришлось выйти на Главнокомандующего ВМФ.
     - Присвоение имени кораблю проходило в торжественной обстановке, было приурочено к 219-й годовщине Черноморского флота и прошло с участием представительной делегации Ямало-Ненецкого округа, куда вошли все главы городов и районов округа, командующий Черноморским флотом, члены военного совета.
     Корабль, не доведенный до ума после постройки в Польше, поставили на консервацию после развала Союза. В нем, например, оказались даже не крашеными внутренние помещения. Бытовая обустроенность – хуже не придумаешь.
     Зима. У причала Угольной стенки стоит обесточенный корабль. В нем без света и тепла живет горстка военных моряков. Чтобы не замерзнуть, спят не раздеваясь, под двумя одеялами. В качестве освещения - ручные электрические фонари.
     – Пищу готовили с помощью полевой кухни, которая стояла на причале, – вспоминает старший боцман мичман Николай Царук. – Дрова для нее «скребли по сусекам» со всей Угольной стенки. На корабле находился лишь минимальный запас топлива, который был необходим на случай форс-мажорных обстоятельств, связанных с борьбой за живучесть корабля. Для повседневных нужд топливо не предусматривалось. Мылись в душе на соседних кораблях. Иногда соседи, если позволяла обстановка, на некоторое время подавали электроэнергию и на наш корабль.
     Какой же силой духа и воли нужно было обладать командиру, чтобы самому переносить эти «тяготы и лишения воинской службы». А главное – вселять дух бодрости и уверенности в завтрашний день в молодых моряков. Как заставить их трудиться в полную силу? Как потребовать от них, спящих в промерзших кубриках, качественной и продуктивной работы по вводу в строй материальной части? Как объяснить им, вчерашним школьникам, причины их экстремального существования в мирное время?
     Вот уже несколько лет БДК «Ямал», как когда-то и «Константин Ольшанский», на подъеме. Трудно, очень трудно было вытягивать корабль из консервации. Но разве легко теперь, когда «Ямал» стал одним из самых плавающих кораблей Черноморского флота? Когда именно его экипажу доверяют наиболее сложные и ответственные задачи.
     Чего, например, стоила переброска в 1999 году российского миротворческого контингента в греческий порт Салоники. Это одна из наиболее ярких и важных страниц в летописи новейшей истории флота, когда черноморцы в сжатые сроки сумели подготовить к дальнему походу пять больших десантных кораблей. И этот отряд, куда входил и «Ямал», под общим руководством командира дивизии блестяще выполнил, можно сказать, стратегическую задачу. За выполнение задачи государственной важности командир БДК «Ямал» был награжден орденом «За военные заслуги».


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex