на главную страницу

11 Мая 2006 года

Интеллектуальный фронт

Четверг

С легкой руки Колмогорова

Александр ТИХОНОВ.



Почему одни государства считаются общепризнанными лидерами и фактически являются таковыми, а другие веками не могут покинуть сообщество отсталых? Что обеспечивает фаворитам гонки уверенность в собственных силах – непобедимая армия, передовая экономика или, может быть, несметные богатства в банковских хранилищах? Пожалуй, первопричина лидерства любой страны во все времена в другом – в силе духа, мощи интеллекта и активности ее граждан, помноженных на мудрое государственное управление.
  Выступая 24 марта с.г. на заседании Государственного совета, посвященном развитию образования в Российской Федерации, Президент РФ Владимир Путин отметил, что «уровень образования – это исходная, отправная точка экономического и научно-технического прогресса. Отставание в образовательном развитии прямо сказывается на конкурентоспособности государства, на национальных перспективах». Для того чтобы этого отставания не допустить, по инициативе руководства страны разработан и уже реализуется национальный проект «Образование».

     В проекте предусмотрены два взаимодополняющих подхода, один из которых – выявление «точек роста». Государственную поддержку получат наиболее эффективные и успешные образовательные практики, чтобы впоследствии они дали обществу примеры качественного образования, обеспечивающего прогресс.
     Сегодня наш рассказ о школе, которая, вне всякого сомнения, представляется одной из таких «точек роста», – о Специализированном учебно-научном центре (СУНЦ) Московского государственного университета. О вкладе этого центра и в реализацию интеллектуального потенциала нации, и в укрепление обороноспособности и безопасности России.
  Создателем школы по праву считается величайший математик XX века Андрей Николаевич Колмогоров. Он автор фундаментальных работ практически во всех областях математики и классической механики, прикладных работ в геологии, биологии, генетике, металлургии. И даже в теории стрельбы.
     - У Колмогорова в военной сфере по крайней мере два открытия, - рассказывает преподаватель СУНЦ профессор Александр Русаков. – Главное заключается в том, что он сумел довести математику до практического руководства по стрельбе, то есть предоставить артиллеристам, не имеющим специального математического образования, возможность устанавливать прицел по таблицам, которые они зубрили наизусть. Хотелось бы подчеркнуть, что руководство по артиллерийской стрельбе (1939 г.) еще до начала Великой Отечественной войны вошло в курсы лекций всех военных училищ, а в 1947 г. большая группа военных и академик А.Н. Колмогоров были удостоены Сталинской премии. Другое его открытие резко повысило эффективность стрельбы зенитчиков. Колмогоров доказал, что с учетом тактики действий немецкой авиации (они летали эскадрильями) наибольшая вероятность поражения возникает при бесприцельной стрельбе из зенитных пушек в определенные сектора. А до этого зенитчики тщательно целились, причем иногда два-три зенитных орудия вели огонь по одной и той же цели…
     Однако вернемся к школе.
     Идея Колмогорова и еще нескольких ученых по созданию специализированного среднего учебного заведения позволяла нашему государству решить одну из жизненно важных задач. Противоборство с Западом требовало создания передовых образцов вооружения и военной техники. Наш военно-промышленный комплекс нуждался в высококвалифицированных кадрах. С целью их подготовить руководство страны и приняло решение о создании предлагаемой учеными школы в 1963 г.
     В СУНЦ жива легенда, что постановление об организации школы было подписано Л.И. Брежневым во время перелета из Владивостока в Москву. Говорят, что проект постановления будто бы сумел представить на подпись Брежневу генерал-полковник, летевший вместе с ним. Так или иначе, но военные к созданию этого учебного заведения явно приложили руку. Если и не в брежневском самолете, то чуть позже. Когда для школы было выделено недостроенное здание на окраине Москвы, именно военные его и достроили. Это уже не легенда, а непреложный факт.
     Зачем это нужно было руководству Минобороны? Школе предстояло обеспечить юным физикам и математикам, химикам и биологам возможность всестороннего развития. Затем ее выпускникам - после окончания соответствующих вузов - предстояло своими исследованиями крепить оборонную мощь страны в НИИ Министерства обороны, а также в других научно-исследовательских учреждениях, решающих задачи оборонной тематики. В Минобороны понимали, что для создания лучшего в мире оружия необходимо по максимуму задействовать интеллектуальный потенциал нации.
     Русская земля богата талантливыми ребятишками, но каким образом, в каких городах и селах их искать?
     - Основатель школы Колмогоров с момента ее создания взял за основу особый принцип отбора учеников, - рассказывает директор СУНЦ кандидат физико-математических наук, доцент Анатолий Часовских. – Ребят набирали из городов, в которых не было университетов, из сел, то есть из глубинки. Наши основатели считали, что дети из университетских городов и так имеют возможность общаться с учеными. А вот перед остальными только учеба в нашей школе открывает возможность творческого роста и поступления в ведущие вузы.
     Всего этих особых школ было организовано четыре: в Москве, Санкт-Петербурге (тогда Ленинграде), Новосибирске и Киеве. Чуть позже открыли школу в Екатеринбурге. Сейчас подобных учебных заведений много в областных, республиканских центрах, но центрального, точнее, государственного уровня, как и прежде, всего четыре: московская, санкт-петербургская, новосибирская и уральская. Киевская теперь в другом государстве.
     Принцип набора не изменился: школьников набирают в основном из сел, из неуниверситетских центров. В каждом классе московского СУНЦ не больше двух учащихся из Москвы. Так получается, потому что московский СУНЦ направляет экзаменационные комиссии в 40 регионов и там организует вступительные экзамены. В Москве же и Московской области проводится только один тур экзаменов. Так что подавляющее большинство претендентов, а следовательно и учеников, – иногородние, и СУНЦ – это школа-интернат.
     - Пропорционально, конечно, и москвичи попадают, - замечает Часовских. - Мы специально москвичей не отсеваем, но и преимуществ им не даем.
     Талантливых детей выявляют, как и прежде, на областных, региональных и всероссийских олимпиадах по профилирующим для СУНЦ предметам. Поскольку школа государственная, обучение в ней бесплатное. Родители платят лишь за проживание, содержание и питание детей – около 1.400 рублей в месяц.
     В чем специфика преподавания в школе имени Колмогорова?
     - При обучении творческая составляющая у нас превалирует над всеми остальными, то есть мы не ставим главной задачей подготовку к поступлению в вуз или что-то подобное, очень прагматическое, - отмечает директор СУНЦ. - Стараемся, чтобы дети занимались больше всего какими-то интересными творческими задачками. Для этого привлекаем преподавателей МГУ, которые сами занимаются живой наукой, ведут творческие исследования.
     Пожалуй, главным критерием качества подготовки учеников в СУНЦ служат достижения его выпускников. Так вот, большинство из более чем шести тысяч выпускников (за все время существования школы) продолжило обучение в МГУ. Более 20 лет подряд примерно по 30 выпускников школы ежегодно поступали в Высшую школу КГБ СССР (уже в 1970-е годы в СУНЦ работали открытые постоянно действующие подготовительные курсы в это учебное заведение).
     Среди выпускников московского СУНЦ – более 130 докторов наук, из них порядка 70 – в области технических и военных наук, то есть ученых, непосредственно занимавшихся исследованиями военного характера. Выпускники СУНЦ разных лет работают ныне в Московском университете им. М.В. Ломоносова, Курчатовском институте, в Физическом институте РАН, ведут теоретические работы по созданию двигателей следующего поколения для истребителей, совершенствованию космической техники, преподают в Академии ФСБ. Некоторые избраны депутатами Государственной Думы РФ. Выпускника СУНЦ, в недавнем прошлом офицера ФСБ, Е.В. Касперского сегодня знают во всем мире благодаря антивирусным программам, созданным в его лаборатории. Это, так сказать, открытые примеры интеллектуальной доблести. А сколько закрытых, засекреченных тем разрабатывают выпускники СУНЦ во имя безопасности Отечества!
     Опыт набора учеников и преподавания, проверенный временем в СУНЦ им. А.Н. Колмогорова, используют в Южной Корее, Белоруссии, собираются применить в Сирии. В корейском городе Пусан такая же, как у нас, школа была открыта в 2003 г. Лицей в Белоруссии, где воплощаются принципы СУНЦ, курирует лично президент РБ Александр Лукашенко. Кстати, оснащение белорусского лицея практически ничем не уступает корейской школе. Наш же СУНЦ по этому показателю с корейской школой и белорусским лицеем сравнивать грустно. Поэтому ректор МГУ академик Виктор Садовничий принял решение о строительстве новых корпусов СУНЦ и оснащении их современным уникальным оборудованием.
     …Талантам надо помогать, бездарности пробьются сами. Об этом надо помнить, создавая отвечающие требованиям века условия для подготовки интеллектуальной элиты страны. Это им, сегодня еще совсем юным физикам и математикам, химикам и биологам, завтра обеспечивать интеллектуальное и технологическое лидерство России на планете. Если в распоряжении наших одаренных детей не будет оснащенных по последнему слову техники лабораторий, то даже в тех сферах, где мы пока выглядим весьма достойно, вряд ли удастся надолго сохранить передовые позиции. В сугубо гражданских отраслях потеря позиций - это плохо, ущербно для государства и общества, но не смертельно. В сфере разработки и производства вооружений, если мы хотим, чтобы Отечество не оказалось в опасности, это недопустимо.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex