на главную страницу

18 Мая 2006 года

Армия и общество

Четверг

Под небом Приазовья

Старший лейтенант Павел ЗАВОЛОКИН.



С начала 2003 года в Учебном центре ПВО Сухопутных войск, расположенном на берегу Азовского моря у Ейска, уже свыше двух тысяч зенитчиков выполнили учебные задачи по предназначению.

     - Доложить о готовности!
     - Тридцатый готов, расчет в укрытии!
     - БМ, трассер!
     Темноту приморской ночи разрывает огненный росчерк стартовавшего реактивного снаряда. Мгновение – и он превращается в уносящуюся вдаль звезду. И снова грохот выстрела. Вдогонку снаряду взмывает ракета. Уходит круто вверх, резко меняет курс, нагоняет цель, почти касается ее, но в последний момент отворачивает чуть в сторону и взрывается. Тут же от земли несутся в небо яркие строчки трасс, плетут огненный узор вокруг красного светлячка уже пикирующей мишени. Вспышки выстрелов выхватывают из темноты сдвоенные стволы зенитных установок. Светлячок трассера клонится к земле, рассыпается отдельными искрами, как догоревший праздничный фейерверк. Цель поражена. А расчет «Града» уже докладывает о готовности к пуску очередного имитатора воздушной цели.
     …Части и подразделения ПВО Северо-Кавказского военного округа посещают учебный центр под Ейском два раза в год. Не реже одного раза в два года на полигоне выполняют задачи зенитные дивизионы мотострелковых и танковых соединений и частей всех военных округов страны. В целом ежегодно через полигон проходит около 40 дивизионов. Такое «паломничество» зенитчиков в Ейск объясняется участием в тактических учениях с этапом боевой стрельбы. Имеющаяся на полигоне инфраструктура позволяет подразделениям ПВО решать все типы тактических и специальных задач, возникающих в реальной боевой обстановке.
     - Проведение учений централизованно, в одном месте, – рассказывает заместитель начальника учебного центра полковник Леонид Кручинин, – позволяет командованию войсковой ПВО объективно оценить качество подготовки личного состава, состояние техники, мобильность дивизионов. Соответственно появляется возможность оперативно устранять выявленные недостатки.
     Многие знают, как иногда проводятся учения: имитации гораздо больше, чем реальной боевой работы. Итоговые баллы на таких учениях выставляются, грубо говоря, – за старание, внешний вид, иногда за умение пустить пыль в глаза. В этом смысле тактические учения с боевой стрельбой на Ейском полигоне для всех участников – своего рода момент истины. Отстрелялся метко – получи «отлично», промазал или не справился с техникой – двойка. Специалисты учебного центра и присутствующие на учениях проверяющие из Москвы оценивают подготовку зенитчиков беспристрастно, поблажек никому не делают.
     Впрочем, право на боевую стрельбу надо еще заслужить, успешно пройдя все этапы тактического учения.
     Прибыв в Ейск и разгрузив технику (тоже тренировка, на мобильность), зенитчики сдают определенный экзамен на допуск к учению: проверяется состояние вооружения и техники, знания личного состава по техническим, специальным дисциплинам, мерам безопасности. В тот же день стреляющие получают задание, отрабатывают его на картах и только потом выходят на полигон. Здесь подразделения, совершив марш на расстояние более 40 км, в течение двух суток на 12 учебных точках отрабатывают элементы организации, ведения и обеспечения боевых действий. Только после этого следует долгожданный этап боевой стрельбы. Завершаются учения отработкой вывода подразделений из района боевых действий.
     - На полигоне имеются все условия для боевой стрельбы зенитных ракетных комплексов и зенитных установок, – говорит начальник полигона подполковник Сергей Касьяненко. – На этапе боевой стрельбы подразделения ПВО работают по имитаторам воздушных целей, наземным и надводным мишеням. Полигон расположен на берегу морского залива, что очень удобно с точки зрения обеспечения безопасности во время стрельб и ракетных пусков. Кроме оборудованных секторов стрельбы имеются поле РХБ защиты, инженерный городок, общевойсковое стрельбище, танкодром и автодром для тренировки механиков-водителей зенитных комплексов и тактико-огневая полоса. В общем, все условия для полноценных тренировок налицо.
     В качестве воздушных мишеней используются либо ракеты комплекса «Оса», либо реактивные снаряды установки «Град» – в зависимости от типа вооружения, из которого ведется стрельба. Попасть из спаренных пулеметов ЗУ-23-2 в 120-мм снаряд длиной полтора метра практически нереально, но этого и не требуется. Главное, чтобы трассы зенитной установки прошли вблизи летящей мишени. В реальном бою это будет означать поражение самолета противника.
     - Для имитации внезапно появляющегося вертолета огневой поддержки противника мы используем понтонный плот, установленный в заливе на расстоянии пяти километров от берега, – разъясняет подполковник Сергей Касьяненко. – По такой цели «Тунгуска» работает ракетным каналом. Кстати, некоторые дивизионы из СКВО почему-то очень не любят эту задачу. Остальные виды стрельб выполняют неплохо, а эта почему-то не поддается. Норматив, конечно, непростой: ракету надо навести вручную, кнюпелем. Двинул пальцем на несколько миллиметров не в ту сторону – все, ракета ушла мимо цели.
     Случаются и промахи, не зависящие от подготовки зенитчиков. Захват мишени есть, ракета догоняет цель, и тут на ее пути – облачко. Срабатывает неконтактный датчик цели, предназначенный для подрыва ракеты вблизи самолета, и ракета взрывается. У зенитчиков порой слезы на глаза наворачиваются: как же так, шла ракета на прямое попадание, а тут случайный подрыв. Но ничего не поделаешь, стрельба и в этом случае будет оценена двойкой.
     Стрельбы проводятся как днем, так и ночью, в соотношении 50 на 50. Кроме того, в ходе учений отрабатываются зачетные учебные стрельбы на двух-трех рубежах. Специально вызывают авиацию с близлежащего военного аэродрома, и летчики условно утюжат позиции подразделения, а зенитчики «отражают» налет.
     - Такие учения, безусловно, имеют огромную отдачу, – выразил свою точку зрения командир отдельного зенитно-ракетного дивизиона отдельной мотострелковой казачьей бригады подполковник Андрей Литвинов. – Недаром говорят, что поле – академия для солдата. Здесь, на полигоне, мы получаем возможность заниматься непосредственно своим делом, не отвлекаясь на рутинные повседневные дела. Именно результаты тактического учения на Ейском полигоне становятся итогом наших занятий по боевой подготовке в течение всего учебного периода.
     С начала нынешнего года на полигоне уже побывало больше двух тысяч человек. Из СКВО отработали восемь дивизионов двух мотострелковых дивизий, а также дивизионы из воздушно-десантного соединения.
     - В помощь прибывающим на полигон частям ПВО мы выделяем преподавателей нашего центра, – продолжает полковник Леонид Кручинин, – предоставляем тренажерную базу, которой нет в войсках, оказываем помощь в ремонте техники. Сюда же, на полигон, на время учений подтягиваются ремонтные бригады предприятий оборонной промышленности. Таким образом, вся техника проходит тщательное диагностирование и регламентный ремонт, чтобы по окончании тактических учений дивизионы были полностью боеготовы, то есть техника – исправной, а люди, успешно выполнившие боевые стрельбы, – уверенными в своих силах и знаниях.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex