на главную страницу

18 Мая 2006 года

Армия и общество

Четверг

Дорогами боев и созидания

Юрий СПИРИДОНОВ.



     Тридцать лет исполнилось Музею Железнодорожных войск России. В поздравлениях от начальника Главного управления воспитательной работы Вооруженных Сил РФ, командующего Железнодорожными войсками, коллектива Центрального музея Вооруженных Сил РФ, многочисленных ветеранских организаций и воинских частей дана высокая оценка деятельности работников этого учреждения. Расположенный в Щелковском районе Подмосковья на территории учебного центра Железнодорожных войск, музей тем не менее открыт для широкого круга посетителей.
     - Со дня создания музея в нем побывали более 132 тыс. человек, проведено около 6.000 экскурсий. Основная категория посетителей – курсанты и офицеры центра, школьники, учащиеся ПТУ, лицеев и колледжей из близлежащих городов Щелкова и Королева, студенты транспортных вузов Москвы и области, ветераны войны и Железнодорожных войск, – рассказывает директор музея подполковник в отставке Олег Лебедев. – На базе музея часто проводятся тематические вечера, посвященные знаменательным датам, встречи с ветеранами войны, участниками контртеррористической операции на Северном Кавказе, ликвидаторами аварий и катастроф на железнодорожном транспорте.
     Его общая экспозиционная площадь – свыше 700 квадратных метров, а в залах и заказниках хранится более 20.000 экспонатов, рассказывающих о создании и развитии Железнодорожных войск с 1851 года по наши дни. Многие из них по-настоящему уникальны. Например, макет паровоза братьев Черепановых, форма одежды военных железнодорожников середины XIX века, станционный колокол, винтовка-трехлинейка и пулемет «максим», фотокопия первого номера газеты «Военный железнодорожник» от 3 июля 1917 года.
     Большое впечатление на посетителей производят макет моста через Днепр, наведенного воинами-железнодорожниками в ноябре 1943 года всего за 13 суток, а также фронтовая кузница в натуральную величину, где наглядно показано, как в годы войны с помощью подручных средств железнодорожники изготавливали до 95 наименований приспособлений и инструментов для восстановления путей. Железной дорогой, построенной и восстановленной воинами-железнодорожниками в годы Великой Отечественной, можно было бы опоясать земной шар более шести раз.
     В музее также представлены экспозиции, отражающие послевоенный период деятельности войск. В витринах и на стенах – фотографии, документы и личные вещи участников строительства Байкало-Амурской магистрали, материалы, рассказывающие о деятельности военных железнодорожников при ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф на железных дорогах Сахалина, Бурятии, Армении, Закарпатья, Чернобыльской зоны и Юга страны, в районах городов Екатеринбурга и Арзамаса. Отдельная экспозиция посвящена деятельности военных железнодорожников на Северном Кавказе, их участию в восстановлении и эксплуатации железных дорог в Чечне, строительству железнодорожной магистрали в Дагестане. Особый интерес вызывают документы, рассказывающие об интеграции войск в состав Вооруженных Сил, их деятельности на объектах Минобороны.
     - В учебном центре Железнодорожных войск, которым командует генерал-майор Андрей Козлов, частые гости – журналисты, телевизионщики, слушатели Академии Генерального штаба ВС РФ, общественные и государственные деятели, представители иностранных государств, – рассказывает заместитель командующего Железнодорожными войсками по воспитательной работе генерал-майор Игорь Шкибтан. – Как правило, их знакомство с Центром и расположенным здесь полигоном новой техники начинается с экскурсии по музею.
     - В том, что сегодня музей является активным пропагандистом боевых и трудовых традиций Железнодорожных войск, немалая заслуга его работников, которые ведут настоящую охоту за документами и реликвиями Железнодорожных войск, – продолжает рассказывать Олег Лебедев. – Только за два последних года фонд музея пополнился почти на 500 экспонатов, было оформлено шесть новых экспозиций. Мы считаем, что это хороший вклад в работу по военно-патриотическому воспитанию курсантов и молодежи.
     На снимке: Центральный зал Музея железнодорожных войск.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex