на главную страницу

20 Мая 2006 года

Заметки публициста

Суббота

Тбилиси в стратегических потемках,
или Можно ли усидеть на двух стульях в большой политике

Виктор ЧЕРЕПАХИН, публицист.



     

     ПОСЛЕДНИЕ горячие экспромты президента Михаила Саакашвили свидетельствуют о том, что перед лицом обостряющихся внутренних проблем власти Тбилиси судорожно пытаются поправить свой стремительно убывающий авторитет. Предпринимаются усилия представить дело так, будто бы существующий в стране режим предоставляет грузинскому народу шанс создать страну, которая «будет в условиях свободы успешной, богатой, где люди будут счастливы и которая будет целостной и единой». Однако как добиться этой благой цели, Саакашвили, судя по всему, точно не знает, а потому по наитию блуждает в стратегических потемках, шарахаясь из одной крайности в другую.
     По мнению эксперта тбилисского Фонда исследования стратегии и международных отношений Арчила Гегешидзе, властям трудно и небезопасно решиться на однозначный выбор между Россией и Западом, поскольку подавляющее большинство населения республики с недоверием и настороженностью относится к антироссийскому крену в политике властей, считая его политически ангажированным и бесперспективным.
     Этим, по всей вероятности, объясняются противоречивые и непоследовательные эскапады Саакашвили, когда тот высказывается по вопросам грузинско-российских отношений. То он утверждает, что не болен «русофобией или каким-нибудь особенно критическим отношением к России и что хотел бы дружбы с Россией», то призывает (очевидно, самого себя!) сделать так, чтобы «на территории Грузии не осталось ни одного грамма России».
     Все это свидетельствует по меньшей мере о раздвоении личности этого руководителя, его неуклюжих попытках в разыгрываемом им политическом спектакле одновременно исполнять две роли – для западного и для внутреннего потребления. Однако усидеть на двух стульях в большой политике редко кому удавалось.
     Недавние «друзья и покровители» грузинского президента в западном сообществе начинают упрекать его в чрезмерной концентрации власти, нетерпимости к инакомыслию, манипуляции прессой. Американское издание «The New Republic» полагает, что подобного рода отступления от европейских демократических стандартов ведут к «значительному снижению в стране общественной поддержки режима, разложению и коррумпированности судебно-правовой системы, сомнительному расходованию президентским окружением зарубежных средств на целевые программы».
     По мнению западных экспертов, Михаил Саакашвили явно переоценил уровень «симпатии» вашингтонских стратегов к грузинскому режиму, его неадекватному курсу в отношениях с Россией и участниками СНГ. Оказавшаяся из-за «винного и минерального» кризиса на грани краха и без того хилая экономика республики никого из западных друзей не подвигла на альтруизм или готовность потесниться на пресыщенных этой продукцией международных рынках. В том же Вашингтоне сделали вид, что не поняли намека Саакашвили, утверждавшего недавно, что «рынок импортного вина в России в два раза меньше, чем в США», где, по его мнению, грузинский «напиток свободы» мог бы найти своего потребителя.
     С настороженностью воспринято за океаном и заявление официального Тбилиси о возможном выходе из СНГ, поскольку там хорошо понимают масштабы экономических и политических издержек, которые будут неизбежными в этом случае как для самой Грузии, так и для ее западных спонсоров.
     ИЗВЕСТНЫЙ грузинский аналитик Мамука Арешидзе дает понять, что степень политического «суверенитета и независимости» нынешних властей Тбилиси от своих западных покровителей весьма ограничена. Грузинам самостоятельно позволяется лишь озвучивать заявления «о намерениях»; что же касается практических действий, в том же вопросе о СНГ, то они возможны лишь по результатам консультаций с «начальством» из Евросоюза и США, когда будут просчитаны все «плюсы» и «минусы» возможного выхода из Содружества в политической, экономической и гуманитарной сферах.
     Пока же на Западе насчитывают больше «минусов». Отмечается то важное обстоятельство, что в случае выхода из СНГ с экономической точки зрения проблем у Грузии будет гораздо больше, чем в случае продолжения ее членства в Содружестве. Грузия может окончательно потерять российский рынок и покинуть в целом пространства всего Содружества.
     Грузинский эксперт Сосо Цискаришвили считает, что вследствие этого у Тбилиси возникнет много проблем при создании новой правовой базы экономических, торговых и политических отношений с государствами СНГ, в том числе в области таможенного, пограничного и миграционного регулирования. По его мнению, в катастрофическом состоянии окажется энергетический потенциал республики, так как природный газ у России придется покупать по мировым ценам, а компенсировать разницу в цене западные друзья не обещают.
     Грузинская энергетика, как известно, напрямую и в решающей степени зависит от российских поставок газа и электроэнергии. Более 80 процентов импорта из России – продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье, ограничение поставок которых поставит страну на грань голода. Власти Тбилиси старательно уходят от ответа на вопрос, почему большая часть трудоспособного населения республики давно работает в России.
     По мнению европейских экспертов, серьезным ударом по экономике Грузии может стать строгое квотирование или запрет потока трудовых мигрантов из этой республики в Россию. В их последнем квартальном отчете «Экономика Грузии» утверждается, что от трудовой миграции в бюджет республики ежегодно поступает порядка двух миллиардов долларов, что сопоставимо с размером всей зарубежной помощи.
     ВЫХОД из СНГ, полагают эти западные эксперты, поставит также крест на демонстративных усилиях официального Тбилиси добиться хотя бы формальной территориальной интеграции Грузии, сбалансировать отношения с национальными меньшинствами. Надолго зависнет в воздухе вопрос урегулирования конфликтов в Абхазии и Южной Осетии, во многом зависящего от позиции России, которая пока еще не отрицает необходимости территориальной целостности Грузии.
     Дело в том, размышляют эти эксперты, что миротворческий контингент в Абхазии находится по мандату СНГ. В случае выхода Тбилиси из СНГ этот контингент окажется вне правового поля Содружества, и руководство Грузии лишит себя возможности участвовать в решении вопроса, связанного со статусом и сроками его пребывания в автономии.
     Даже некогда преданный друг американцев экс-президент Грузии Эдуард Шеварднадзе полагает, что «Россию не напугать угрозами выхода из СНГ. В этом случае Грузия потеряет больше, чем сама Россия». Председатель Республиканской партии Давид Юсупашвили убежден в том, что нынешнее руководство Грузии «идет в неправильном направлении», а сам Саакашвили вместо решения социально-экономических и этнических проблем лоббирует интересы западных военно-промышленных корпораций – «пустился в разгул военных закупок».
     Действительно, за время нахождения у власти «розовых демократов» военный бюджет Грузии стал рекордным в Закавказье, превысив 300 миллионов долларов. Официальный Тбилиси одним из первых стал соучастником агрессии Пентагона против Ирака, направив туда своих вооруженных «миротворцев» вопреки отрицательному отношению к этой акции в собственной стране и в нарушение международного права. В самой же республике развернута американская «операция по сохранению стабильности» на сумму в 64 миллиона долларов, предусматривающая подготовку четырех грузинских мотострелковых батальонов, право пользования которыми будет принадлежать заокеанским генералам.
     В РЕСПУБЛИКЕ явственно усиливается озабоченность в связи с очевидной антироссийской окраской внешнеполитического курса режима Михаила Саакашвили, стремлением очернить всю историю отношений Грузии с северным великим соседом, попытками обвинить Москву в экономических «диверсиях», в том, что за годы независимости республики половина ее населения впала в нищенство.
     В Грузии между тем хорошо помнят времена бурного развития и процветания, когда страна входила в состав России, а затем Советского Союза. За время существования Грузинской ССР капиталовложения в развитие ее хозяйства увеличились в тысячи раз. Строились заводы, морские порты, университеты, технические и научно-исследовательские институты. Была создана многоотраслевая экономика – получила развитие черная металлургия, нефтехимия, добыча марганцевой руды, производство цемента, текстильная промышленность. На высокий уровень было поднято производство чая и цитрусовых, расцвели виноградарство, виноделие, культура выращивания высококлассного табака.
     Бурный экономический рост способствовал развитию самобытной культуры республики, развитию и укреплению духовной и религиозной общности народов Грузии и России. Общесоюзный авторитет и признание получили грузинские литераторы И. Андроников, Н. Думбадзе, О. Чиладзе, кинорежиссер Г. Данелия, философ М. Мамардашвили, педагог Ш. Амонашвили, балерина Н. Ананиашвили, певцы З. Соткилава, Н. Брегвадзе, В. Кикабидзе и другие достойные люди страны.
     Нынешние правители Грузии безуспешно пытаются вычеркнуть из памяти своего народа не только время плодотворного пребывания республики в составе СССР, но и тот исторический период, когда только добровольное присоединение Грузии к России спасло ее государственность от мрачной перспективы полного уничтожения.
     Именно по настоятельной просьбе грузинского царя Ираклия Второго в 1783 году российская императрица Екатерина II пошла на подписание двустороннего дружественного договора, вошедшего в историю как «Георгиевский трактат». В соответствии с этим документом Россия брала Грузию под свое покровительство и защиту. Окончательно добровольное присоединение Грузии к России было оформлено специальным Манифестом, подписанным Александром Первым в 1801 году после того, как грузинский царь Георгий XII объявил свое царство «принадлежащим державе российской».
     К моменту вхождения в состав России грузины находились на грани физического уничтожения. Шесть веков иноземные завоеватели со стороны Турции и Ирака дотла разоряли грузинские села, города и пашни, угоняли в рабство молодежь, преследовали национальную культуру и религиозные обычаи.
     Большинство грузин восприняло Россию как свою вторую Родину. Классик грузинской литературы Илья Чавчавадзе отмечал тогда, что «с этого дня Грузия обрела покой. Отдохнула от разорения и опустошения, от вечных войн и борьбы. Исчезли полыхающие пожары, в которых гибли дома и имущество наших предков. Была заложена грань мирной жизни. С этого дня никто не осмелится переступить эту грань с огнем и мечом».
     По выражению поэта Михаила Лермонтова, «и божья благодать сошла на Грузию!». И это была правда. За первые 65 лет после вхождения Грузии в состав России население республики увеличилось в 17 раз. Дотации из Москвы постоянно росли, строились больницы, школы, жилье, типографии, где печатались учебники и художественная литература на грузинском языке.
     ТЕПЕРЬ в независимой и гордой Грузии вновь стоит проблема самовыражения и выживания. За последние годы численность населения Грузии сократилось на 1,5 миллиона человек. Более 30 процентов грузин оказались за пределами родины в поисках работы и средств к существованию. Вследствие экономического коллапса страну охватила массовая безработица, в холодное время года население в сельских районах оказывается брошенным на произвол судьбы, без газа и электричества, а порой и без продовольствия.
     Практически замерла культурная и театральная жизнь. Некогда популярная киностудия «Грузия-фильм» бездействует, а бывшие союзные кинозвезды перебиваются с хлеба на воду. К минимуму сведены тиражи книг и школьных учебников, периодических изданий. Большинство населения республики занято проблемами выживания, что позволяет им говорить теперь, в отличие от И. Чавчавадзе, о разрушении «грани мирной жизни».
     Расчеты властей на то, что выздоровлению и подъему экономики республики поспособствуют Вашингтон и некоторые европейские демократии, не оправдываются. «Золотого дождя» дешевых инвестиций и бескорыстной помощи, судя по всему, грузинскому народу от западных «рационалистов» не дождаться. Взоры и надежды простых людей вновь обращаются к северному соседу – вопреки лозунгам и призывам нынешних держателей трона.
     Таковы горькие плоды импульсивного блуждания «розовых демократов» в стратегических потемках, результат их безмерных и беспочвенных мессианских амбиций.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex