на главную страницу

24 Мая 2006 года

Армия и общество

Среда

Их творение – Байконур

130-е Управление инженерных работ отмечает свое 55-летие

Герман ПИТАЛЕВ.



     Исторически так сложилось, что с момента создания в 1951 году 130-му УИР поручались самые сложные виды строительно-монтажных работ в Средней Азии. Когда в 1955 году встал вопрос о строительстве полигона для испытания межконтинентальных баллистических ракет в районе железнодорожной станции Тюра-Там в казахских степях, сомнений, что оно будет поручено именно этому управлению, ни у кого не было. Выбор обусловливался прежде всего великолепным составом офицеров управления и инженерно-технических работников, а также солидным опытом оборонительного строительства. Поражает оперативность, с которой началась передислокация частей и подразделений на новую стройку. Многие из них прибыли на объект еще до выхода соответствующего постановления правительства. Таков был стиль работы главного строителя полигона полковника (в тот период) Георгия Максимовича Шубникова, пользовавшегося у всех большим авторитетом.
     Преодолев огромные трудности с организацией работ в суровых природно-климатических условиях, коллектив 130-го УИР блестяще выполнил задание. В установленные сроки, 15 мая 1957 года, экспериментальный старт для межконтинентальной ракеты Р-7 был введен в эксплуатацию. Стартовая позиция получилась настолько надежной, что служит до сих пор в интересах российской и международной космонавтики, вызывая всеобщее восхищение. С этого старта были выведены на околоземную орбиту первый спутник, первый космонавт Земли Юрий Алексеевич Гагарин, начаты полеты к планетам Солнечной системы.
     Под руководством генерала Шубникова коллектив УИР до 1965 года работал над созданием инфраструктуры наземных сооружений и коммуникационных систем, выполняя ответственные задания правительства и министра обороны. В тот период началось методическое исследование космического пространства. Строились не только экспериментальные старты в целях исследования космоса и создания новых образцов ракетного вооружения, таких как Р-16, Р-9А, РД-10, «Протон» и других, но и отрабатывалась технология возведения похожих, но уже боевых ракетных комплексов. Бесценным опытом пользовались другие строительные управления. В те годы на берегу Сыр-Дарьи был построен прекрасный современный город ракетчиков, строителей и «пахарей небесной целины». 130-й УИР превратился в кузницу кадров. Его питомцев – высококлассных инженеров и руководителей – направляли на другие военные стройки страны. Считается, что первый этап строительства объектов на космодроме длился с 1955 по 1964 год.
     Эстафету главного строителя космодрома в 1965 году принял и до 1975 года нес генерал Илья Матвеевич Гурович. При нем коллектив 130-го УИРа самоотверженно трудился в основном над созданием комплекса сооружений в интересах «лунной» программы. Продолжалось строительство стартовых площадок по военной тематике и обеспечивалось выполнение научной космической программы страны. Мы гордимся, что в исследовании Луны, Марса и Венеры автоматическими космическими аппаратами первенство принадлежит СССР. Для запуска их использовались грандиозные комплексы стартовых сооружений, построенные неутомимыми военными строителями 130-го УИРа.
     В 1970-е годы большой интерес вызвала космическая программа совместного полета «Союз–Апполон», который прошел успешно, еще раз подтвердив, что объединение усилий разных стран только расширяет возможности дальнейшего исследования космического пространства. За выдающиеся успехи в строительстве космодрома, обеспечении программы космических полетов и создании наземной инфраструктуры для испытания образцов новых МБР 130-й УИР в 1976 году был награжден орденом Октябрьской Революции. Боевое Красное знамя и высокую награду принимал начальник строительства космодрома в 1975–1977 годах полковник Василий Филиппович Орехов.
     На том этапе силами коллектива строителей космодрома в содружестве с учеными 26-го ЦНИИ Минобороны и ВИТКУ на космодроме отрабатывалась технология получения высокомарочных бетонных смесей в целях их широкомасштабного использования при модернизации ранее введенных в строй боевых стартовых позиций. Полученные высокомарочные бетоны позволили в значительной степени усилить прочностные характеристики шахтных стартов и командных пунктов в ответ на появление у предполагаемого противника высокоточного оружия.
     По решению правительства в 1978 году 130-му УИРу было поручено строительство наземных сооружений для многоразовой ракетно-космической системы «Энергия-Буран», которая создавалась в противовес американской системе «Шаттл». Оно происходило в сложных условиях завершения ранее начатых объектов, в том числе для нового поколения космических аппаратов, строительства нового комплекса для ракеты-носителя тяжелого класса «Протон», работ по вводу городских объектов в Ленинске.
     Наращивание ресурсов в интересах новой программы происходило очень интенсивно. Достаточно отметить, что к 1980 году численность личного состава военных строителей на космодроме возросла в два раза и достигла 32 тысяч человек. Для размещения личного состава было построено 25 временных военных городков, получено дополнительно 3.000 единиц строительной техники и автомобилей. Одновременно были начаты реконструкция и модернизация материально-технической базы строительства.
     Параллельно было развернуто возведение основных сооружений: стенда-старта, монтажно-испытательных корпусов, посадочного комплекса для орбитального корабля «Буран» и некоторых других. Для отработки разгонных блоков на 45-й площадке был построен специальный комплекс с двумя стартами.
     Благодаря исключительно слаженной работе коллектива военных строителей 130-го УИРа, монтажников, проектировщиков, наладчиков, представителей промышленности и ракетчиков все сооружения и коммуникации на космодроме для МКС «Энергия-Буран» были построены в установленные сроки. Летно-конструкторские испытания начались по графику. Одновременно рос и расширялся город Ленинск.
     15 мая 1987 года МКС «Энергия» стартовала со стенда-старта с тяжелым спутником, а 15 ноября 1988 года прошел штатный запуск системы с орбитальным кораблем (ОК) «Буран». Полет и посадка ОК впервые в мире осуществлялись в автоматическом режиме. Всего было два пуска, и оба успешные. Это был триумф советской науки, конструкторской мысли, строительных технологий, блестящий финал труда тысяч участников воплощения в жизнь этого грандиозного проекта. В результате была создана совершенно уникальная ракетно-космическая система, которая могла использоваться не только для вывода ОК на околоземные орбиты, но и для доставки космонавтов, космических аппаратов и оборудования на планеты Солнечной системы.
     При ее создании как в строительстве, так и в технике были использованы самые передовые методы, новейшие материалы с заданными характеристиками и технологии, которые продвинули инженерную и научную мысль на совершенно новый уровень развития.
     Таким образом, коллектив 130-го УИРа, переформированного в процессе строительства в 130-е СТУ, а затем в Главное военно-строительное управление, блестяще справился с поставленной правительством и командованием задачей. Последовательно стройку в тот период возглавляли полковник
     Г. Питалев, генерал-майоры А. Федоров и А. Макарычев.
     В начале 1990-х годов масштабные строительно-монтажные работы были свернуты, финансирование прекращено. В это весьма тяжелое время управлением строительства выпало руководить генерал-майору С. Чухрову, полковнику В. Дробышевскому, полковнику Е. Полторацкому. Военные строители наших дней по праву видят себя наследниками трудовой славы создателей космодрома Байконур, считают за честь продолжать их дела на многих других объектах оборонительного строительства.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex