на главную страницу

30 Мая 2006 года

Планета людей

Вторник

КУДА ПОЙДЕТ ИРАК

Марианна ГРИШИНА.



На прошлой неделе в Ираке состоялось первое заседание коалиционного правительства, сформированного по результатам декабрьских выборов после долгих и мучительных переговоров. В правительство национального единства, сформированное Аль-Малики, вошли представители всех ключевых партий и политических объединений Ирака – шиитского Объединенного иракского альянса, курдского альянса, а также блока суннитских партий. Формирование постоянного кабинета министров, образованного впервые после падения режима Саддама Хусейна, приветствовали все страны —соседи Ирака, а также США, Россия, Китай и большинство европейских государств. Тем самым в Ираке завершился длившийся почти полгода парламентский кризис, обусловленный разногласиями между ведущими политическими силами относительно дальнейшего курса развития страны и перераспределения властных постов.

     
Правительство есть, согласия нет

     Соглашения по вопросу о том, кто возглавит новый кабинет, удалось достичь только после того, как основной претендент на должность премьер-министра шиит Ибрагим Джаафари (в 2005 году он был главой временного правительства страны) отказался от участия в борьбе за этот пост. Против его кандидатуры выступили одновременно суннитский «Фронт национального согласия», курдские партии «Патриотический союз Курдистана» и «Демократическая партия Курдистана», а также крупнейшее шиитское объединение Ирака – «Высший совет Исламской революции» во главе с Джалалем аль-Диином иль-Сагхиром. Главным пунктом критики в адрес Ибрагима Джаафари со стороны его оппонентов, как говорится в одном из официальных заявлений шиитских и курдских партий, была его неспособность справиться с экономическими трудностями и прекратить насилие в стране.
     В итоге новым премьер-министром стал второй человек шиитской партии «Даава» Нури аль-Малики. Примечательно, что многие иракские депутаты в преддверии голосования высказывали сомнения в том, что аль-Малики может получить достаточное количество голосов в парламенте, поскольку у него были крайне слабые позиции вне шиитского альянса. По всей видимости, важную роль в назначении сыграли Соединенные Штаты, оказавшие аль-Малики широкую поддержку. 26 апреля госсекретарь США Кондолиза Райс нанесла незапланированный визит в Багдад и провела совместно с министром обороны США Дональдом Рамсфелдом консультации с лидерами партии «Даава» и другими иракскими политиками. После встречи с Аль-Малики Райс назвала кандидата в премьеры человеком, который «поразил ее своей приверженностью делу объединения Ирака».
     20 мая парламент Ирака одобрил состав правительства национального единства, предложенный Нури аль-Малики. В состав кабинета вошли 33 министра, в том числе три женщины. 18 портфелей достались шиитам, по семь получили курды и сунниты, еще один министерский пост перешел представителю христианского меньшинства. Вместе с тем представители иракских политических партий не сумели прийти к компромиссу относительно глав сразу трех силовых ведомств – министерств обороны, внутренних дел и национальной безопасности. Решение вопроса о том, кого назначить на вакантные должности, было отложено на недельный срок, однако по его истечении основные властные группировки Ирака так и не пришли к соглашению по этому вопросу. Временно исполняющими обязанности министров национальной безопасности, обороны и внутренних дел стали соответственно сам премьер аль-Малики и два его зама – курд Бархам Салих и суннит Салям Зубаи. Согласно договоренности между входящими в правительство политическими силами, главой МВД должен стать представитель шиитов, в то время как у руководства министерствами обороны и национальной безопасности встанут соответственно суннит и курд. Как предполагает ряд СМИ, главой министерства внутренних дел, скорее всего, станет бывший иракский вице-премьер Ахмад Чалаби, пользующийся поддержкой Вашингтона и пока не получивший в новом правительстве никакого поста. Ясности по кандидатурам двух других ключевых министров еще нет, и борьба за эти портфели ведется весьма ожесточенная.
     В наиболее ущемленном состоянии в ходе образования нового правительства оказались суннитские партии, получившие в ходе декабрьского голосования на несколько депутатских мест больше, чем курды. Свое недовольство голосованием по министерскому списку, предложенному Аль-Малики, выразили лидер одного из суннитских объединений Салех Мутлак и свыше десяти его сторонников, которые покинули заседание парламента 20 мая. Ранее, напомним, сунниты дважды отказывались входить в состав поддерживаемого Вашингтоном иракского правительства из-за несправедливого, как им представлялось, распределения постов.
     По мнению наблюдателей, новый иракский кабинет получился весьма разношерстным, что затруднит принятие решений по многим ключевым вопросам. Фактически модель парламентской республики, эффективно действующая во многих европейских странах, в Ираке, учитывая многонациональный и многоконфессиональный состав его населения, не работает и несет в себе слишком много издержек. По всей видимости, в скором будущем премьеру аль-Малики предстоит столкнуться не только с недовольством суннитов, считающих, что им досталось слишком мало министерских портфелей, но и шиитов, среди которых слишком много претендентов на власть. Не совсем пока ясно и то, как правительство Нури аль-Малики намерено решать главную из заявленных 34 приоритетных задач нового кабинета – установление стабильности и безопасности на территории всей страны.
     Актуальность этой проблемы продемонстрировала очередная серия терактов, совпавших по времени с процедурой утверждения иракского правительства. Так, 23 мая в результате взрывов у шиитской мечети в Багдаде более 11 человек погибли, несколько десятков человек получили ранения. Еще спустя день не менее 16 человек стали жертвами межплеменных столкновений между суннитами и шиитами в городе Сувейра к югу от Багдада. В тот же период по Багдаду прокатилась волна покушений на высокопоставленных руководителей силовых ведомств: был застрелен заместитель главы подразделения по охране столичного муниципалитета, генерал полиции Ахмед Давуд и совершено нападение на представителя министерства обороны страны Халиля аль-Ибади. По информации миссии ООН в Ираке, только за два последних месяца в Ираке были убиты 2, 5 тысячи человек и около 85 тысяч иракцев были вынуждены покинуть свои дома.
     
Коалиция разваливается

     Учитывая длительный парламентский кризис, а также продолжающуюся волну терактов в Ираке, процесс «демократического строительства» в Ираке ни у кого уже не вызывает иллюзий. В этой связи примечателен тот факт, что многие политики, включая и идейных вдохновителей операции в Ираке, в последнее время резко изменили риторику высказываний о политическом развитии страны. Так, президент США Джордж Буш заявил, что «появление в Багдаде постоянного правительства дает Соединенным Штатам возможность по-новому оценить потребности Ирака в американской военной помощи», то есть, видимо, инициировать ее сокращение. Весьма похожие по смыслу заявления были озвучены и премьер-министром Великобритании Тони Блэром, который прибыл 22 мая в Багдад с официальным визитом с целью поддержки только что созданного иракского правительства. «Мы хотели бы уйти (из Ирака) как можно скорее. Но необходимо сделать это так, чтобы обеспечить безопасность иракского народа», - подчеркнул Тони Блэр.
     В мае этого года появились сообщения о том, что вывести свои войска из Ирака планируют Япония и Италия. Вывод состоящего из 600 военнослужащих японского контингента, дислоцированного в провинции Эс-Самава, предположительно начнется в июле 2006 года. Новое правительство Италии во главе с премьер-министром Романо Проди заявило о намерении вернуть из Ирака оставшихся 2600 итальянских военнослужащих до конца года. Выступая в сенате, Проди заявил, что власти Италии считают «вторжение в Ирак под руководством США смертельной ошибкой» и не хотят иметь ничего общего с этой оккупацией. В настоящее время план вывода итальянского контингента из Ирака рассматривается в парламенте страны. Ранее о своем выходе из коалиции и выводе войск объявили Испания, Украина, Польша и ряд других стран, которые в свое время поддерживали действия США в Ираке.
     Соединенные Штаты, таким образом, оказываются неспособными противопоставить что-либо распаду международной коалиции в Ираке. В этой связи новой тактикой США становится согласование планов вывода войск со все возрастающим числом стран, покидающих Ирак. Кроме того, активно обсуждаются сроки завершения строительства национальных вооруженных сил в Ираке, которое проводится под руководством американских военных.
     Ярче всего это проявляется на примере изменения позиции Великобритании, главного союзника США по иракскому урегулированию. В ходе майского визита в Багдад под давлением общественности и противников иракской войны в британском руководстве Тони Блэр объявил программу частичного вывода из Ирака британских военнослужащих, общая численность которых составляет в этой стране около 8 тысяч человек. По словам британского лидера, войска коалиции будут выводиться из страны постепенно, по мере укрепления иракской армии и сил правопорядка, причем начало этому процессу будет положено уже в июле текущего года. Вывод войск планируется начать из иракских провинций Мутанна, Салах-ад-Дин и Майсан, которые находятся под контролем шиитов. «В июне мы уйдем из Самарры и Аль-Амары. Иракские силы в этих городах уже готовы взять на себя всю полноту власти», - сообщил Блэр. В то же время войска коалиции останутся в Багдаде и западной провинции Анбар, населенной суннитами.
     Было объявлено и о значительном сокращении численности американских военнослужащих в Ираке. Как было отмечено, вывод иностранного контингента будет проходить в несколько этапов. В июле, когда британцы уйдут из иракской провинции Мутанна, американцы начнут выводить часть своего контингента из города Наджафа. При этом к концу текущего года коалиционные войска значительно сократят свое присутствие в 16 из 18 провинций Ирака, что позволит снизить численность британского контингента в Ираке с нынешних 8 тысяч до 5 тысяч, а американского – со 133 тысяч до 100 тысяч человек. В Вашингтоне президентом США Джорджем Бушем и британским премьером Тони Блэром был сделан еще ряд важных заявлений. В частности, союзники, обсуждая последствия иракской военной кампании, признали ряд своих просчетов в Ираке и существующие трудности ведения боевых действий в Ираке. Президент Буш назвал пытки в багдадской тюрьме «Абу-Грейб» самой большой ошибкой и признал, что недооценивал иракских повстанцев. Кроме того, лидеры двух стран пообещали, что не будут выводить своих солдат из страны, пока новое иракское правительство окончательно не станет на ноги.
     Напомним, по последним данным американского исследовательского центра GlobalSecurity.org, общий контингент иностранных войск в Ираке сейчас насчитывает около 162 тысяч военнослужащих. Из них 137 тысяч находятся под командованием США (до конца года плановое сокращение американского контингента без учета плана вывода войск должно составить несколько тысяч человек), а остальные – под командованием других 25 стран – членов коалиции, включая Японию и Италию. Число иностранных военнослужащих в Ираке при этом все время уменьшается.
     Между тем многие эксперты не разделяют столь оптимистичные сценарии вывода войск из Ирака. В первую очередь и Блэр, и Буш продолжают подчеркивать, что точный график ухода иностранных войск из Ирака будет зависеть прежде всего от ситуации с безопасностью в стране, а она вряд ли может значительно улучшиться в ближайшее время.
     
Страну захлестнула волна насилия

     В стране возрастает число терактов и партизанских действий, направленных против иностранных оккупационных сил, причем такая партизанская война поддерживается местным населением и воспринимается им как священная война против «неверных».
     В ходе встречи с Тони Блэром новый иракский премьер Нури аль-Малики объявил о планах по увеличению до конца года численности национальных военных и полицейских сил в Ираке с нынешних 263 тысяч до 325 тысяч человек, с тем чтобы можно было обеспечить частичный вывод иностранных воинских контингентов из Ирака. «Необходимо обеспечить переложение ответственности за территориальную безопасность в большинстве регионов страны на иракских военных к декабрю текущего года», - отметили в совместном заявлении британский и иракский лидеры. Это, однако, не означает, что американские и британские военные, с которых будет сложена часть полномочий, смогут вернуться домой. Вместо этого, в соответствии с планами американского военного командования, скорее всего, им придется на определенный «переходный период» передислоцироваться из городов и крупных поселений на специально оборудованные закрытые военные базы. Отсюда они смогут оказывать посильную помощь формирующимся иракским силам безопасности, если возникнет такая необходимость.
     Тем временем новому иракскому правительству необходимо будет сосредоточить усилия на том, чтобы существующие непрофессиональные, собранные в основном из представителей так называемых «народных ополчений» силы безопасности превратить за отведенный полугодовой срок в боеспособные воинские части, которые смогли бы контролировать ситуацию в раздираемом конфликтами Ираке. Одной из основных задач новых подразделений безопасности должно стать обнаружение и разоружение всех незаконных военизированных группировок и террористических объединений на территории страны. Новый иракский премьер обещал приложить к выполнению этой задачи все необходимые усилия.
     В то же время, по признанию иракского премьера Аль-Малики, в целях формирования эффективно действующих сил безопасности правительству Ирака необходима международная помощь в вопросах закупки оборудования, снаряжения и профессиональной подготовки военнослужащих. На эти цели иракскому правительству из американского бюджета уже было выделено 3,9 миллиарда долларов, что составляет только часть необходимой для подготовки сил безопасности Ирака суммы в 15 миллиардов долларов. Между тем в отношении действующих в настоящее время в Ираке подразделений полиции, состоящих в основном из шиитов, выдвигаются обвинения в незаконных убийствах и похищениях граждан с целью получения выкупа. При этом иракские полицейские оказываются неспособными прекратить ту волну насилия, которая продолжается в стране.
     Другими словами, ситуация в Ираке в настоящее время развивается крайне нестабильно, и фактически никому пока неясно, в какую сторону качнется маятник. Главной проблемой является отсутствие национальных сил безопасности и рост насилия между представителями разных общин. Производство нефти в Ираке ведется в гораздо меньших масштабах, чем надеялись США до вторжения в Ирак, и дело осложняется еще больше коррупцией и воровством. Восстановить экономику и безопасность в регионе в этих условиях практически не представляется возможным.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex