на главную страницу

20 Июня 2006 года

ПРОФЕССИОНАЛ

Вторник

Боевой камчатский батальон

Виталий АНЬКОВ, «Красная звезда». Фото автора.



«Современной России нужна армия, имеющая все возможности адекватно реагировать на современные же угрозы. У нас с вами должны быть Вооруженные Силы, способные одновременно вести борьбу в глобальном, региональном, а если потребуется, и в нескольких локальных конфликтах. Должны – при любых сценариях – гарантировать безопасность и территориальную целостность России.
  Есть и еще одно важное требование. Это соответствие процесса комплектования целям создания профессиональной и мобильной армии.
  Особо подчеркну, что в течение последних пяти лет уже были проведены необходимые сокращения численности Вооруженных Сил. И в дальнейшем доведение их до оптимального уровня в один миллион человек не предусматривает специальных мероприятий по сокращению, а должно быть достигнуто путем естественного выбытия части офицерского состава, отслужившего положенные законом сроки службы. Причем сокращение произойдет только за счет уменьшения бюрократического аппарата. Боевые подразделения вообще сокращаться не будут.
  Одновременно произойдут изменения в системе военного управления. Будет усовершенствована и мобилизационная база Вооруженных Сил. А в целом к 2008 году наша армия более чем на две трети должна стать профессиональной. Все это позволяет нам сократить срок службы по призыву до 12 месяцев.
  Считаю также необходимым (после перевода частей постоянной готовности на контракт) разработать и с 2009 года начать осуществление программы комплектования на этих же принципах должностей сержантов и старшин, а также экипажей надводных кораблей».
Из Послания Президента России Владимира ПУТИНА Федеральному Собранию РФ.

     О частях и подразделениях постоянной готовности слышать приходится всякое. Не могу сказать, что до знакомства с мотострелковым батальоном постоянной готовности, что на Камчатке, лично я сильно доверял слухам, в которых контрактники характеризовались не лучшим образом. Но все же переступал порог КПП этого, как теперь мне уже абсолютно ясно, элитного подразделения с некоторой долей пессимизма. Одно дело, к примеру, несколько контрактников в экипаже корабля, которые погоды не делают, и другое – целый батальон по большей части зрелых мужиков, которым много чего надо, чтобы они служили исправно и не бузили.
     Не претендую на глубокий анализ того, что на данном этапе представляет собой камчатский батальон, укомплектованный контрактниками. Предлагаю просто пройтись по его территории и помещениям вместе со мной, послушать людей...
     Сопровождающий офицер предлагает сразу пройти на плац, где выстроилось небольшое подразделение бойцов в белых маскировочных костюмах, в касках, с оружием. Даже лица их закрыты белыми масками. Во главе - старший лейтенант Тимур Ибрисов. Здесь же находится начальник штаба батальона майор Олег Власов.
     - Согласно приказу, - рассказывает Олег Александрович, - в батальоне ежедневно назначается подразделение антитеррора, которое участвует в разводе суточного наряда. Ежедневно же под моим руководством проходит тренировка по отражению нападения на охраняемые объекты, отрабатывается взаимодействие с караулом по пресечению террористических актов. Подразделение может выполнять внезапно возникающие задачи как на территории нашего городка, так и за его пределами. При этом возможно взаимодействие с представителями МВД, ФСБ, других воинских частей, расположенных на полуострове. Реально нашему подразделению лишь однажды пришлось срочно выезжать на военные склады, охрана которых доложила о проникновении неизвестных. Позже выяснилось, что это были подростки. С бандитами пока не сталкивались.
     На фоне камчатского вулкана четкие д
     ействия бойцов подразделения антитеррора выглядят впечатляюще. Улучив момент, знакомлюсь с гранатометчиком, занявшим позицию неподалеку. Старшина Алексей Чумаченко. Родом с Камчатки. Здесь же, в Космических войсках, служил по призыву. Восемь месяцев гражданской жизни, и вот уже месяц – контрактником. Испытательный срок еще не закончился, но первую получку уже получил. 20 тысяч рублей чистыми…
     Тренировка продолжается, а мы уже проходим в учебный корпус, фасад которого еще продолжает ремонтироваться. Однако внутри уже такая красота, что глазам не верится. Сразу видно, средства на выполнение Федеральной целевой программы профессионализации армии выделяются существенные.
     Знакомимся с заместителем командира отдельной мотострелковой бригады подполковником Сергеем Чиркиным. В 1987 г. он окончил Бакинское высшее общевойсковое командное училище. Начинал офицерскую службу в Группе советских войск в Германии командиром разведывательного взвода. В 1992-м оказался на Северном Кавказе. Воевал. Награжден орденом Мужества и медалью «За отвагу». С 1995 года – на Камчатке. Искренне считает, что лучшего места службы у него не было.
     - Мы с вами находимся в учебном корпусе, который был переоборудован из типовой казармы и введен в строй в сентябре прошлого года, – Сергей Михайлович говорит громко, четко, как подобает военному человеку. - Он предназначен для обеспечения учебного процесса батальона постоянной готовности. Для всех видов подготовки, предусмотренных руководящими документами, здесь имеются отдельные классы. Но прежде обратите внимание вот на эти помещения. Комнаты дежурного по учебному корпусу, начальника. Комната для курения, умывальник, туалет. Все чисто, аккуратно, красиво. Наглядная агитация на стенах выполнена на высоком художественном уровне. Корпус снабжен современным противопожарным оборудованием. А вот и класс тактической подготовки. Все – с иголочки…
     Нотки неподдельной гордости так и сквозят в голосе замкомбрига.
     - Да вы понимаете, за последние десять лет так душа намучилась… Очень хотелось иметь учебно-материальную базу не хуже той, которая есть, к примеру, в Московском военном округе. А сейчас как не радоваться? Вот недавно получили уведомление из Главного управления боевой подготовки о том, в что уже в нынешнем году у нас будет полный комплект новейших тренажерных средств. Мне пришлось побывать в Санкт-Петербурге на сборах руководящего состава боевой подготовки, и там я увидел, что такое новейший тренажер. Представьте: средних размеров класс, и перед вами на большом экране - реальное поле боя. В зависимости от программы оно может иметь признаки всех четырех времен года. Лично работал с ручным противотанковым гранатометом. Подпустил бронированную цель метров на триста, учел поправку на ветер, нажал на спусковой крючок… И тут от неожиданности чуть ноги не подкосились. Оглушительный звук выстрела, как при реальной стрельбе. «Граната» попала в гусеницу, которая стала раскатываться, а машина от этого повернула в сторону. Абсолютная реальность происходящего!..
     В ходе дальнейшего разговора интересуюсь отношением Сергея Михайловича к контрактизации армии.
     - Скажу честно: у меня, как у бывшего советского офицера, который служил на территории Германии и знает, что такое настоящая боевая готовность, еще несколько лет назад по этому поводу были большие сомнения. Какие? Ну, во-первых, я привык к тому, что солдат все 24 часа находится в части. Сигнал тревоги - и в считанные минуты он готов к выполнению боевой задачи. А во-вторых, не было уверенности, что найдем достаточное количество таких людей, которые пойдут сюда не только деньги зарабатывать, а действительно служить, защищать Отечество…
     - Кстати, деньги не такие уж и маленькие. Мы только что познакомились с гранатометчиком, который 20 тысяч на руки получает…
     - Это у него с так называемыми «северными» выходит. У тех, кто с материка прибыл, денежное довольствие примерно с 14 тысяч начинается… Прибавьте сюда бесплатный проезд в отпуск, бесплатное обмундирование… Так что наш контрактник действительно далеко не самый бедный член современного общества. А возвращаясь к вашему вопросу, скажу: сейчас я стопроцентный сторонник хотя бы частичного перевода армии на профессиональную основу. Раньше как было: полгода молодой солдат в «учебке» находится, полгода уже в части доучивается, полгода по-настоящему служит, полгода увольняется. Сейчас не надо тратить время и деньги на обучение молодого солдата. Не нужно начинать с первого, второго норматива тактико-строевым методом. Один раз научил, а дальше только совершенствуй, оттачивай полевую выучку. Тем более что наш контрактник – зрелый, сознательный человек, впитывающий военную науку, как губка, ни к чему принуждать не надо.
     Тепло попрощавшись с подполковником Сергеем Чиркиным, выходим из учебного корпуса и вновь видим на плацу знакомых бойцов в белых комбинезонах. Кто это с ними говорит?.. Точно. Как и предполагалось, в батальон прибыл командующий Тихоокеанским флотом адмирал Виктор Федоров. Рядом с ним – новый командир бригады полковник Валерий Жило.
     Успеваем «подслушать» несколько последних фраз, произнесенных Виктором Дмитриевичем в простых, доверительных интонациях:
     - Жизнью, ребята, надо так распорядиться, чтобы перед матерью и отцом, перед женой и будущими детьми не было стыдно. Это очень важно. Вы выбрали непростую профессию. Сегодня не каждый готов морально встать под ружье… Думаю, это вам зачтется. Спасибо вам! Удачи!
     Вместе с командующим идем в столовую. Как и казармы, мимо которых шли, внешне она выглядит безупречно. Внутри – еще лучше. Новая мебель, отделка из современных материалов. Уютно, чисто. В обеденном зале у двери - большие деревянные ящики.
     - Новое оборудование для кухни, - поясняет командир бригады.
     Командующий подходит к бойцу, сидящему за обеденным столом. Тот пытается встать, но Виктор Дмитриевич жестом показывает, что этого делать не нужно.
     - Приятного аппетита! Контрактник?..
     - Так точно. Наводчик миномета младший сержант Теплов.
     - А зовут?
     - Александр.
     - Откуда родом?
     - Из Волгоградской области.
     - Родители чем занимаются?
     - Отец работает на турбазе, мать – домохозяйка…
     - А дети, кроме тебя, в семье еще есть?
     - Младшие брат и сестра…
     - Деньгами родителям не помогаешь?
     - Помогаю.
     - Молодец. Так и надо, если есть возможность. А сам жениться не собираешься?
     - Пока нет. Надо на дом сначала накопить.
     - Молодец. Есть задумка, есть цель, и это правильно.
     Наше внимание привлекают два бойца, сидящие за соседним столом. Знакомимся. Пулеметчик рядовой Андрей Овезов и стрелок - помощник гранатометчика сержант Денис Сагалаев. У Андрея за плечами полтора года службы по призыву в этой же бригаде и семь месяцев контрактной. У Дениса – другая ситуация. Два года он отслужил на Чукотке в войсках ПВО, затем шесть лет работал менеджером по продажам, зарабатывая при этом очень неплохие деньги, а потом «захотелось острых ощущений». Решил вернуться в армию.
     - Чего вы удивляетесь? – решительно добавляет Денис. - У нас много таких, кто на «гражданке» зарабатывал больше, чем здесь. А если в моря ходили - в несколько раз больше. Не все, как известно, деньгами измеряется…
     Эту мысль подтверждает командир батальона постоянной готовности подполковник Евгений Ельченинов.
     Евгений Анатольевич - выпускник Благовещенского высшего танкового командного училища 1992 года. Как все нормальные офицеры, сильно переживал и по поводу закрытия родного училища, и по поводу всего, что творилось с армией в 1990-е годы. Сейчас совсем другое настроение. Двумя руками – за профессиональную армию. О подчиненных говорит с нескрываемым уважением. Работать с ними, признается, - одно удовольствие.
     - Нет, понятно, что ложка дегтя всегда найдется. Но не будем о тех, кто попадает в батальон случайно. Они долго не держатся. Физической нагрузки, жесткой дисциплины не выдерживают. А вот таких, кто приходит служить сознательно, и часто не из-за денег, - их большинство. Есть ребята, понюхавшие пороху в «горячих точках», есть со средним техническим и высшим образованием. Буквально через час-полтора две роты возвращаются с полигона – сами их увидите и оцените…
     - Ваш недавний предшественник подполковник Вадим Чижиков, который сейчас учится в академии, проделал огромную работу по формированию батальона. Понятно, что и вам предстоит еще немало сделать. Каким вы видите батальон в будущем?- спрашиваю подполковника Ельченинова.
     Евгений Анатольевич как будто ждал этого вопроса. Отвечает сразу. Чувствуется, что думал об этом много раз.
     - Будущий батальон – это лучшая успеваемость, стабильность при проведении тех или иных упражнений, контрольных стрельб. Это полноценное творчество командиров. Если на сегодняшний день мы выходим на уровень программ подготовки, ранее существовавших, то сейчас уже появляются новые программы боевой подготовки для таких частей, как наш батальон. Намного снизится или вообще искоренится большинство правонарушений, совершаемых военнослужащими. Не будет ни самовольных оставлений мест службы, ни опозданий из отпусков, ни неуставных взаимоотношений. Это реально. Нужно только сильно хотеть этого. На всех уровнях.
     А еще нужно ввести сержантскую карьеру. Однозначно. У нас сейчас сержант дальше замкомвзвода, старшины роты роста не имеет. В иностранных армиях есть сержанты вооруженных сил. И у нас должен быть батальонный сержант, полковой, бригадный и так далее... И в материальном плане соответственно должен быть стимул для роста.
     Как и было обещано, в установленное время первые машины, прибывшие из учебного центра, остановились возле казарм. Ни шума, ни гама. Все спокойно, размеренно, четко. Вглядываемся в лица. Действительно – мужики. Уставшие, но не измученные. Без суеты выгружают батальонное имущество, аккуратно складывают на асфальт, а потом начинают заносить его в расположение рот. Сразу и не поймешь, где же офицеры. Никто не командует, срывая голос. Можно себе представить подобную картину с солдатами-«срочниками»? Все было бы иначе. А здесь – такая вот пикантная деталь –мата нет и в помине. Чудеса!..
     Обращаем внимание на крепкого телосложения старшину, играючи управляющегося с тяжеленными аккумуляторными батареями. Механик-водитель боевой машины пехоты Георгий Матвеев. Службу по призыву начинал в самарской «учебке», потом участвовал во второй чеченской кампании. «В эвакоотделении был. Машину какую подобьют на поле боя – едешь вытаскивать...» Дважды представлялся к орденам – лично в списках себя видел. Еще надеется получить. Говорит, что парень из его отделения через пять лет награды дождался... В батальоне уже восемь месяцев. Не нравилось бы – не служил. На руки – 15 тысяч. Немного себе оставляет, большую же часть денег жене и ребенку в Удмуртию отправляет...
     Заходим вместе с бойцами в расположение второй роты. Та же картина евроремонта. На полу в коридоре – ковровое покрытие. Вместо привычных глазу двухъярусных кроватей - два ряда дверей, за которыми четырехместные кубрики. Порядок в них, если так можно выразиться, казарменный, а уют – домашний. Не запрещается покупать цветы, телевизоры, музыкальные центры.
     Знакомимся с командиром второй роты старшим лейтенантом Евгением Харитоновым, выпускником Дальневосточного военного института 2003 года.
     - Выполняли упражнения контрольных стрел
     ьб, вождение в колонне, отрабатывали тактику действий роты в обороне и в наступлении, совершенствовали управление огнем. Результатами в принципе доволен. Костяк роты проявил себя отлично. Сержанты – молодцы. С ними легко работать. Да, некоторые из них старше меня. Ну и что? Ничуть не смущает. Зато дисциплинирует, в тонусе держит. В институте у меня отличные преподаватели были – послужившие, повоевавшие, но все равно приходится знания пополнять. Люди спрашивают, интересуются, почему мы делаем в поле так, а не по-другому. Чувствуется, что понимают: это не игрушки, к реальным боевым действиям надо быть готовыми в любую минуту…
     Покидая территорию батальона, наталкиваемся на группу контрактников, энергично «воюющих» с толстым слоем утоптанного снега. Опять невольно возникает перед глазами подобная картина с участием солдат по призыву. Наверняка молодые бы работали в поте лица, а пара «дедов» выполняла бы роль надсмотрщиков. В нашем же случае самый «старый» контрактник машет ломом ничуть не меньше других.
     - А как же иначе, - говорит 33-летний командир отделения младший сержант Андрей Трухин. - Здесь наш дом, а в доме должно быть чисто…
     
На снимках: сержант Роман Ульянов; сержанты Михаил Демелев (слева) и Алексей Поляков в спортивном уголке.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex