на главную страницу

20 Июня 2006 года

ПРОФЕССИОНАЛ

Вторник

Профи из гаража «спецназначения»

Сергей ВАСИЛЬЕВ,«Красная звезда».



     Вообще-то некоторые (на мой взгляд, несведущие) североморцы именуют это структурное подразделение комендатуры обеспечения отделов и управлений Северного флота (КООУФ) не иначе, как «теплое место». И впрямь: служба парней, проходящая на глазах у «первых лиц» флота, в непосредственной близости от них, может кому-то фактически показаться «сладким сном», когда, выражаясь словами киношного героя, «просыпаться не хочется». Однако насколько флотский штабной гараж (в котором, кстати, стоит легковой автомобиль УАЗ, закрепленный за постоянным корреспондентом «Красной звезды» по Северному флоту) реально соответствует общепринятым представлениям о «теплых местах»?
     - Я не назвал бы его таким уж теплым, - усмехнувшись, отвечает начальник гаража КООУФ майор Сергей Подгайный. - Трудностей у нас больше, чем может показаться. Во-первых, элементарно не хватает помещений: крытой стоянкой и теплыми боксами обеспечены лишь 28 автомобилей, то есть половина от колесного парка. Остальной автотранспорт «гнездится», что называется, под открытым заполярным небом. Кроме этого, военнослужащие гаража ездят ведь не только на легковых авто, но и на грузовых, автобусах. А наш пункт технического обслуживания по своей вместимости не может принять на ремонт даже грузовую машину типа ЗИЛ-131 либо автобус ПАЗ - восстанавливаем их техническую готовность, как говорится, в «полевых условиях»: во дворе гаража, в мороз и ветер.
     География поездок подчиненных Сергея Николаевича – весь Кольский полуостров, любой его район, где только есть подразделения Северного флота. За год общий километраж «пробега» гаража составляет 1,5 миллиона (!) километров. Это результат ежедневного и оперативного обеспечения работы командования, начальников и офицеров управлений, отделов и служб штаба СФ по всему флоту, в самых отдаленных местах его базирования.
     - Если автомобиль выходит на трассу с пассажирами, их жизнь доверяется водителю и мне, как начальнику гаража, - говорит майор Подгайный. - Однако когда за рулем профи, к которым, безусловно, относятся военнослужащие, проходящие службу по контракту, то это уже более весомая гарантия, что служебное задание будет выполнено ими качественно и без замечаний со стороны командования флота.
     В североморском гараже контрактники составляют порядка 60 процентов от личного состава части. Их набор, по словам Сергея Николаевича, также своеобразное веление нынешнего времени – изношенность автопарка подтверждает проверенную временем истину: машина все же любит одни руки. Водительский опыт военнослужащего, проходящего службу по контракту, напрямую влияет на безопасность дорожного движения. Анализ нескольких последних лет показывает, что, как только контрактники сели на ключевые в структуре штабного гаража «колеса», количество дорожно-транспортных происшествий снизилось в два раза; от общей аварийности профи приносят максимум 20 процентов. При этом улучшилось содержание ими персональных авто, хотя «моральное» состояние машин оставляет желать лучшего. Приблизительно половина парка, который находится в эксплуатации, – это автомобили возрастом от шести лет и более. Поступление новых машин в гараж КООУФ минимальное: в год североморцы получают одну, максимум две единицы.
     Теперь же, когда автотранспортом управляют подготовленные люди, соответственно и расход запасных частей на техническое обслуживание стал меньше. Да и сами машины эксплуатируют в более щадящем режиме. Контрактник, зная, что служить он будет не один год, к состоянию служебной машины относится ревностно, как к своей собственной. В итоге межремонтные сроки эксплуатации автомобилей увеличиваются.
     - Конечно, при отборе военнослужащих на контракт, дальнейшей работе с ними есть и нюансы, - делится Подгайный. – Во-первых, чем взрослее становятся люди, тем больше возникает так называемых социальных проблем: семейных, бытовых. Пресловутый квартирный вопрос опять-таки. Однако решаем по мере возможностей. Главное, что семейные контрактники, в особенности те, кто уже имеет детей, все обеспечены жильем.
     Что касается самого отбора в профи, то со стороны начальника гаража особой агитации нет: все выдержанно, без обещания «манны небесной» в виде покрышек «Мишелин» и двойного комплекта автомобильного ЗИПа. Словом, по-деловому, по-мужски. Если парень по завершении срока службы по призыву пожелал остаться в родном гараже на контракте, то на заседании аттестационной комиссии части ему, образно говоря, вспомнят все: его былые заслуги, опыт, квалификацию, как содержал машину, не допускал ли ДТП. То есть, как новорожденного, всесторонне вновь изучат теперь уже как кандидата на контракт. И уже только после этого аттестационная комиссия вынесет свой вердикт. Оставляют не всех подряд: если были во время службы по призыву серьезные нарекания, то…
     - Раньше, еще лет пять назад, у командования штабного гаража было преимущество при отборе новобранцев, - вспоминает майор Подгайный. - Сейчас же комплектуемся личным составом практически на общих со всем флотом основаниях. Главное - наличие у парня водительского удостоверения и маломальского опыта самостоятельного управления авто до призыва. Словом, между водителем-срочником и водителем-контрактником уже большая разница.
     Безусловно, для вчерашних срочников финансовая сторона контракта (от семи тысяч рублей и выше в зависимости от выслуги лет и полярных надбавок) также играет весомую, если вообще не главенствующую роль. Бытовая неустроенность на «гражданке», отсутствие на родине даже среднеоплачиваемой работы по специальности и бесперспективность в плане профессионального роста - все это накладывает свой отпечаток. Вот парни и остаются служить в гараже. И, как говорят сами, «на сегодняшний день Вооруженные Силы – это, пожалуй, одна из немногих государственных структур, которая вообще что-либо гарантирует». В том числе и получение высшего образования.
     Сейчас в штабном гараже многие контрактники обучаются в вузах заочно. Например, водитель командующего Северным флотом Владимир Жебелев в прошлом году окончил высшее учебное заведение, стал мичманом. Водители заместителей командующего только пошли учиться. Так, старшина 2-й статьи Олег Клевчик поступил на юридический факультет Института международного права и экономики имени А.С. Грибоедова, в его мурманский филиал. По призыву Олег служил в Североморске, однако на контракт пришел в штабной гараж. Сейчас - водитель на «Волге» заместителя командующего Северным флотом вице-адмирала Николая Максимова.
     Однако не только из своих воспитанников формируется гаражный костяк контрактников. Например, с «гражданки» восстановился на военную службу старший матрос Александр Цмоков. Будучи семейным человеком, выбор в пользу контрактной службы он сделал, основательно взвесив все «за» и «против». А главный корабельный старшина 27-летний Виктор Снашнин, поработав в гараже гражданским специалистом, через Североморский военкомат поступил на службу контрактником.
     - По большому счету мне не хотелось возвращаться домой, под опеку родителей, - рассказывает парень. – А здесь, на Севере, я вижу реальные перспективы становления, как жизненного, так и профессионального, имею возможность самому добиться чего-то в жизни.
     Виктор также человек семейный. К слову, чета Снашниных в прошлом году получила квартиру от комендатуры. Тогда же глава семейства стал еще и счастливым отцом.
     - Работать стало гораздо легче, - говорит начальник КООУФ подполковник Юрий Столповский, - потому что контрактники – люди более ответственные, профессионально подготовленные. Так что Федеральная целевая программа, ориентированная на перевод воинских частей на контракт, на примере нашего маленького подразделения выполняется на достаточно высоком уровне.
     Штабной гараж Северного флота в нынешнем своем составе занимает лидирующую позицию в структуре КООУФ. И в первую очередь по причине того, что его уже более десяти лет возглавляет очень сильный руководитель - майор Сергей Подгайный, выпускник-«краснодипломник» Рязанского высшего автомобильного командного училища. В его подразделении – уставной порядок, отлажена организация парковой службы. Военнослужащие-контрактники, прежде всего многоопытные командиры отделений главный корабельный старшина Александр Чухин, главный старшина Сергей Соболев и старшина 1-й статьи Александр Дорофеев, – это надежная опора руководства гаража в повседневной деятельности.
     А минувшей осенью в эту когорту вступил и водитель автомобиля УАЗ–3151, закрепленного за постоянным корреспондентом «Красной звезды» по Северному флоту, старший матрос Анатолий Штаб. Толковый парень, грамотный специалист, исполнительный военнослужащий, с которым ни летом, ни зимой в полярную ночь не страшно отправиться в многосуточную служебную командировку в любые дебри Кольского полуострова. Толя знает, что успех каждой нашей поездки оценивается лишь одним критерием: стопроцентно качественное, что называется, с «колес» выполнение редакционного задания главной газеты Министерства обороны. И хоть наша «ласточка», как говорится, давно «не первой свежести», но под непосредственным контролем майора Подгайного (спасибо ему за это огромное!) Анатолий прилагает максимум старания и сил, чтобы автомобиль всегда был технически исправен и находился в постоянной готовности к действию. Ну а планы у липецкого парня такие же, как и у его земляка и сослуживца по североморскому гаражу «специального назначения» старшего матроса Ильи Ефимова: крепко встать в жизни на ноги, получить со временем высшее образование и торить далее судьбу, старт которой дал первый флотский путевой лист.
     На снимках: водитель автомобиля УАЗ-3151, закрепленного за постоянным корреспондентом газеты «Красная звезда» по Северному флоту, старший матрос контрактной службы Анатолий ШТАБ; начальник гаража КООУФ майор Сергей ПОДГАЙНЫЙ.Фото автора и Валерия МАНУШКИНА.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex