на главную страницу

21 Июня 2006 года

Армия и общество

Среда

ЗАДАНИЕ НА ЛЕТО

Александр ТИХОНОВ.



Комиссия центральных органов военного управления во главе с первым заместителем министра обороны РФ генерал-полковником Александром Белоусовым завершила работу во 2-й гвардейской мотострелковой дивизии, а также соединениях Командования специального назначения (КСпН). Проверялись организация боевой учебы в начавшемся летнем периоде и другие вопросы. Проверка показала, что в воинских частях этих соединений летний период обучения в целом начат организованно. В то же время был выявлен ряд упущений со стороны отдельных должностных лиц и проблем, отражающихся на совершенствовании выучки войск.

     Учеба немыслима без учителей. Этот очевидный для всех постулат применительно к Вооруженным Силам можно сформулировать так: для нормальной организации боевой подготовки в войсках и органах управления необходимо прежде всего наличие офицеров. Именно они, пока в нашей армии не создан профессиональный сержантский корпус, являются учителями для всех своих подчиненных, включая солдат. Для того чтобы обучать, офицерский состав, конечно же, должен соответствовать определенным критериям. Однако для начала офицеры просто должны быть: не только по штату, но и по списку, то есть в наличии.
     Гвардейская Таманская мотострелковая дивизия офицерами укомплектована почти на 100 процентов. В связи с этим особых проблем при выполнении плановых мероприятий боевой подготовки в зимнем периоде не возникало. Хорошие результаты продемонстрировали мотострелки, артиллеристы, зенитчики, разведчики (разведрота мотострелковой части, переведенной на контрактный способ комплектования, заняла первое место на окружных соревнованиях).
     Скорее всего и в летнем периоде срывов в организации боевой учебы в дивизии не произойдет. Массового досрочного бегства офицеров в запас не наблюдается, ожидается прибытие молодых лейтенантов. По словам командира дивизии генерал-майора Андрея Глущенко, в ближайшее время в соединение прибудут почти 200 лейтенантов – выпускников военных вузов, одиннадцать офицеров из академий. Многим из них предстоит служба в мотострелковых полках, один из которых уже переведен на контрактный способ комплектования, а другой переводится в настоящее время.
     По сравнению с Таманской дивизией в подвергавшихся проверке соединениях КСпН укомплектованность офицерами ниже, особенно на первичных должностях.
     Впрочем, проверка показала, что далеко не все командиры соединений КСпН стараются сгущать краски. Например, командир одной из радиотехнических бригад полковник Анатолий Перков смотрит в будущее с оптимизмом. Большой некомплект офицерского состава на момент проверки объясняет тем, что с 1 июня в бригаде появились новый автоматизированный командный пункт и соответствующие штаты на него (естественно, пока вакантные). 85% вакантных офицерских должностей – первичные. Заявки на выпускников военных вузов в связи с этим сделаны, и ожидается их прибытие. Кроме того, полковник Перков рассчитывает и на выпускников гражданских вузов. По словам командира объединения генерал-лейтенанта Хаджибикара Укорова, служить офицерами в подчиненные ему части выпускники смоленских и тверских гражданских вузов идут весьма охотно.
     Командир радиотехнической бригады полковник Умар Абдулла тоже организовал работу с гражданскими вузами.
     - Мы наладили взаимодействие с рязанским и смоленским институтами, – докладывал полковник Абдулла первому заместителю министра обороны. – Заранее, за полгода, посылаем начальника отделения кадров и строевого, который работает со студентами. Затем даем желающим отношения. В прошлом году в результате получили восьмерых офицеров.
     Если в зенитных ракетных и радиотехнических войсках КСпН призванные на два годы выпускники гражданских вузов могут улучшить показатели укомплектованности, то в авиационные части на летные, да и на технические должности двухгодичников не назначишь. Авиации нужны кадровые офицеры, для которых в период учебы в военном вузе первым делом были самолеты.
     Например, истребитель МиГ-31 – настолько сложная машина, что доверить ее можно лишь тому из молодых летчиков, чей налет превышает 300 часов. В процессе учебы в училище курсанты нынче проводят в воздухе не более ста часов из-за ограниченных лимитов авиакеросина. Так что в войсках КСпН, где на вооружении находятся МиГ-31, молодых летчиков доводят до необходимого уровня мастерства непосредственно в частях Командования плюс за счет подготовки, организованной в масштабах ВВС.
     - Каждый год я беру на подготовку четверых молодых летчиков, – докладывал командир одной из истребительных авиачастей полковник Валерий Кныш генерал-полковнику Александру Белоусову. – В этом месяце один уже вылетал самостоятельно, второй вот-вот тоже самостоятельно вылетать сможет. Еще двое отправлены на сборы в другую часть, где проводится обучение на МиГ-31, и недавно пришло указание еще двоих отправить. Итого к окончанию летнего периода обучения на шесть летчиков, способных выполнять задачи на МиГ-31, в части должно стать больше.
     Иная картина на авиационно-технической базе, которой командует подполковник Сергей Чижов. Болит ли сердце командира из-за недостатка людей на базе, сказать трудно. На предельно конкретный вопрос первого заместителя министра обороны о том, сколько на базе личного состава по штату и по списку, подполковник Чижов долго не мог ответить, и у генерал-полковника Белоусова, других присутствовавших на заслушивании сложилось впечатление, что командир базы плохо представляет, чем командует.
     - Вы сколько базой командуете? – поинтересовался генерал-полковник Белоусов.
     - Два года, товарищ первый заместитель министра обороны, – почему-то ответил Чижов, хотя в последней должности он находится с сентября 2002-го.
     В чем причины существования офицерской кадровой проблемы в соединениях КСпН и ее отсутствия в гвардейской Таманской дивизии? С одной стороны, практически стопроцентная укомплектованность гвардейского мотострелкового соединения офицерами есть результат работы командования МВО, и прежде всего управления кадров Московского военного округа. Однако сколько бы ни направляли лейтенантов в Таманскую дивизию, вряд ли бы они задерживались там надолго при отсутствии нормальных жилищных условий. В том-то и дело, что условия эти для офицерского состава в этом соединении созданы. Уже завершается подготовка к приему выпускников училищ этого года. Как доложил генерал-полковнику Белоусову командир дивизии, к 1 июля общее количество койко-мест будет 314, комнат – 110. При этом командование соединения исходит из того, что приблизительно 20% лейтенантов уже обзавелись семьями; для них места тоже готовятся. Служебные квартиры уже зарезервированы и под выпускников академии, так что все выпускники будут обеспечены жильем. Одним словом, с прибытием выпускников вузов в дивизии офицеров без крыши над головой не появится. По словам генерал-майора Глущенко, в соединении вообще нет снимающих чужие углы – либо квартирами, либо местами в общежитии обеспечены все.
     К сожалению, в войсках Командования специального назначения ситуация иная. Войска КСпН, как известно, в мирное время выполняют задачу по противовоздушной обороне Москвы и Московского района, где размещен ряд объектов стратегической важности, по контролю за порядком использования воздушного пространства в границах ответственности, пресечению полетов воздушных судов, незаконно пересекших государственную границу или нарушивших порядок использования воздушного пространства РФ. Личный состав частей и подразделений КСпН несет боевое дежурство с начала 1950-х годов, когда создавались так называемые три кольца противовоздушной обороны Москвы. Тогда же было построено жилье для офицеров и прапорщиков частей и подразделений ПВО, прикрывающих столичный регион с воздуха.
     Сегодня этот жилой фонд повсеместно нуждается в капремонте, но это не значит, что в нем никто не живет. Квартиры, особенно вблизи Москвы, заняты офицерами и прапорщиками в запасе и отставке. Отселение происходит черепашьими шагами, и продолжающие службу офицеры вынуждены либо жить с подселением, либо снимать квартиры. К примеру, в управлении соединения полковника Попова обеспечены жильем по месту службы только три офицера, причем сам Попов в число обеспеченных не входит. Правда, свет в конце тоннеля все-таки есть – 85-квартирный дом для управления соединения заложен, фундамент уже готов. И офицеры ждут, надеются, верят.
     А вот в батальонах и ротах бригады полковника Абдуллы потерявшие связь с Вооруженными Силами, уволенные в запас, но по-прежнему занимающие жилой фонд частей офицеры и прапорщики, наоборот, не верят в то, что где-то в других местах им дадут квартиры, в которых жить станет лучше. По словам полковника Абдуллы, они отказываются даже от получения квартир в Орле, где скоро будет сдан дом для управления бригады. Те из них, кто служил в других областных центрах или вблизи них, отказываются и от ГЖС, поскольку за средства, обеспеченные сертификатом, в областных городах жилье положенной площади без доплаты из своего кармана не купишь.
     Послужившие в «медвежьих углах» и попавшие после этого в Черноземье, обжившиеся огородами-гаражами, обросшие, как сказали бы социологи, «социальными связями», они, по словам командира соединения, с насиженных мест никуда уезжать не хотят.
     Что делать, как обеспечить крышу над головой тем, кто уже пришел служить им на смену и придет завтра? Полковник Абдулла предлагает по местам дислокации батальонов и рот организовать закупку недорогого жилья, в том числе недостроенного, у местных жителей. И сразу сделать его служебным.
     - Еще раз надо поработать с этими уволенными людьми, собрать данные, где они хотят получить жилье, – дал указание полковнику Абдулле командующий войсками КСпН генерал-полковник Юрий Соловьев. – Будем обращаться к начальнику Службы расквартирования и обустройства Минобороны генералу армии Гребенюку, чтобы приобрести для них жилье в тех областных центрах, где они хотят.
     26 квартир получили в первом полугодии 2006 года подчиненные командира одной из частей КСпН полковника Игоря Воеводского: 22 в Клину и четыре в Электростали. Идет строительство для военнослужащих войск Командования специального назначения и в других местах.
     В ходе заслушивания командир радиотехнической бригады КСпН полковник Анатолий Перков в качестве одной из основных проблем назвал и низкое денежное довольствие военнослужащих.
     - Лейтенант получает 6 тысяч рублей, командир роты, прослуживший от четырех до шести лет, – 7.200, – докладывал Перков общеизвестную грустную цифирь.
     Возможно, в том числе и из-за этого в бригаде не собираются продлевать контракт четверо офицеров.
     По мнению полковника Перкова, для того, чтобы капитаны и майоры выполняли свои обязанности, не стремясь уволиться, они должны получать больше 10 – 12 тысяч. Кто бы спорил…
     Однако если и при шести-семитысячных окладах, да еще зачастую вдали от городской цивилизации, добросовестным образом несут боевое дежурство офицеры КСпН, гарантируя мир нашему небу, как их не благодарить за это? Офицер в России – это сегодня больше чем звание, это, если хотите, миссия. Холить и лелеять должно государство таких людей, несмотря ни на что продолжающих свою офицерскую миссию, которая им же самим да их женам порою кажется невыполнимой.
     Если укомплектованность офицерским составом первичных должностей подвергавшихся проверке частей и соединений КСпН не удастся приблизить к ста процентам, это приведет к тому, что любую учебную и боевую задачу эти части смогут выполнять не штатными, а лишь сводными боевыми расчетами.
     В мирное время это не смертельно, поскольку совершенствование профессиональных навыков личного состава все равно происходит. Более того, в тех же радиолокационных ротах несение боевого дежурства идет более интенсивно, поскольку приходится заменять отсутствующих. Если подразделению меньшим числом нужно выполнять больший объем задач, это сплачивает воинские коллективы, резко повышает уровень правопорядка и дисциплины, поскольку шалить попросту некогда.
     В то же время такой режим службы на износ не может продолжаться бесконечно. Рано или поздно усталость берет власть над человеком в погонах. Наступает апатия. Либо раздражение, если тот же капитан или майор, денно и нощно охраняющий мирное небо Москвы, начинает понимать, что в охраняемой им столице и ее окрестностях масса гражданских людей напрягается на работе не больше, чем он, а живет на порядок лучше…
     Впрочем, есть и в КСпН перечень должностей, которые почти не бывают вакантными. Тыловые службы подвергавшихся проверке соединений и частей Командования специального назначения офицерами практически полностью укомплектованы.
     (Окончание в следующем номере.)


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex