на главную страницу

22 Июня 2006 года

История Отечества

Четверг

ПОБЕДУ НАДО ОХРАНЯТЬ

Это священный долг ее наследников

Наиль ГАФУТУЛИН, «Красная звезда».



     
Честь и свастика несовместимы

     «Германский вермахт, конечно, проиграл Вторую мировую войну, зато добился победы после 1945 года, а именно в борьбе за представление о себе в глазах общественности – немецкой и международной», - утверждает Вольфрам Ветте, один из авторов сборника «Память о войне 60 лет спустя. Россия, Германия, Европа». Американцы после войны засадили гитлеровских генералов писать мемуары, обобщать опыт войны. Эта литература распространялась по всему миру, формировала соответствующее общественное мнение. «В информационный век побеждает тот, чья история убедительнее, чья история способна привлекать людей», - вторит американский историк Джозеф Най в статье, опубликованной в одной из российских газет. Воспитанным в советский период это покажется несправедливым, но все чаще зарубежные да и отечественные авторы пишут, что германский вермахт сражался «героически», «с честью», «изо всех сил», неся большие жертвы, всегда оставаясь верным присяге, а «результаты его военных действий незабываемы». Об армии, которая сокрушила этот вермахт, говорят, что воевала она якобы бездарно.
     К 60-летию Победы во всем мире были отмечены всплеск интереса ко Второй мировой войне и одновременно попытки переоценки вклада советского народа в низвержение фашизма. Причины таких попыток лежат на поверхности: государства, вынесшего основную тяжесть борьбы с фашизмом, больше нет, а его наследники никак не поделят общую историю. Кстати, страдают этим и в России, когда в преддверии очередных юбилеев Великой Отечественной просто механически меняют в старых брошюрах или выступлениях прилагательное «советский» (народ, полководец, солдат и т.д.) на «русский» или «российский». К сожалению, в СНГ пошли еще дальше в глубь веков. В украинских учебниках для девятиклассников написано, что «украинские полки преследовали противника до Парижа». Смешно? Но только сейчас и вам, знающим, кто такой Кутузов и каким стал для Наполеона 1812 год. Лет через двадцать, когда нынешние украинские школьники вступят в период политической зрелости, станет не до смеха. Точно так же сложно будет разговаривать с жителями Молдавии. О Великой Отечественной войне в их учебниках ни слова. Только Вторая мировая, которую удалось выиграть, если верить авторам учебников, лишь благодаря тому, что Румыния перестала поддерживать фашистскую Германию.
     Кстати, в других странах активно борются с таким историческим нигилизмом. Когда недавно в Японии был издан учебник для школ, где делалась попытка обелить японскую агрессию в Юго-Восточной Азии, немедленно последовал протест МИД Китая. В результате через полгода этот учебник был изъят из сферы образования.
     Но учебники - только верхняя часть айсберга. Огромными тиражами в мире издаются литературные и научные труды, в которых правда о Второй мировой войне искажена до неузнаваемости. Как защитить подвиг и память о советских солдатах, которые пали во время Великой Отечественной войны, их Великую Победу?
     
«Штрафбат», «Последний миф» и другие

     Незадолго до годовщины начала Великой Отечественной войны в Российском оргкомитете «Победа» состоялось первое заседание новой рабочей группы, созданной для координации работы с государственными органами, общественными объединениями и творческими союзами по объективному, научно обоснованному освещению военной истории Отечества и предотвращению фактов ее искажения. Выступая с докладом, руководитель рабочей группы генерал армии Махмут Гареев отметил, что в изучении и освещении истории войны образовались две крайности. Одни вроде бы из добрых патриотических побуждений не признают какого-либо критического рассмотрения событий и личностей той эпохи. Другие опошляют и дискредитируют всю историю Отечества.
     И уже традиционным для заседаний такого формата стало упоминание фильмов «Штрафбат», «Последний миф» и ряда других. Досталось и авторам ряда книг, особенно Г. Попову с его «Тремя войнами Сталина».
     Как отмечали участники дискуссии, запретить показ и продажу таких фильмов или продажу книг невозможно. Насколько безобразно ни искажали бы они истину, в нынешних условиях только зритель или читатель может вынести окончательный вердикт. А вердикт этот измеряется рейтингами, тиражами, сборами. Запрет лишь подогрел бы интерес публики. Достаточно вспомнить скандальных «Детей Розенталя» в Большом театре (к их аншлагам, не желая того, приложили руку Госдума и общественная молодежная организация «Идущие вместе»). Или Дэна Брауна. Кем бы он был, если бы не Ватикан, осудивший как сам роман «Код да Винчи», так и решение снимать по нему картину. В результате книга издана тиражом 60,5 миллиона экземпляров на 44 языках мира, а экранизация не только спровоцировала религиозные скандалы во всем мире, но и, к изумлению серьезных кинокритиков, собрала за первую неделю проката 224 млн. долларов.
     Можно ли этому противостоять? Да, но в первую очередь методом вытеснения. Должно быть как можно больше художественных, документальных фильмов и книг, в которых талантливо отражена правдивая история войны. Однако даже к 60-летию Победы таких картин было снято ничтожно мало. А литература, посвященная Великой Отечественной войне, выходит мизерными тиражами. Один из участников совещания признался, что тираж в 1.000 экземпляров – это очень хорошо, обычно он не превышает 500, 250, а бывает, и 100 экземпляров. Сравните с «Ледоколом» Резуна, который только в Германии вышел
     18-миллионным тиражом.
     
Цена правды

     Другой фронт информационного противостояния развернулся на радио и телевидении. Несколько участников совещания сетовали, что часто на дискуссии, посвященные Великой Отечественной, намеренно приглашают людей, мало смыслящих в военной истории.
     С этим не согласен заместитель руководителя группы начальник Института военной истории Минобороны РФ Александр Кольтюков:
     - Почему нас не приглашают на телевидение? Приглашают, призывают выступать и в газетах, и на радио. Но есть определенные документы, которые жестко регламентируют порядок выступлений в прессе. На согласование уходит до 10 дней. А на телевидении я должен появиться через два-три часа или в лучшем случае на следующий день. Почему не предоставить кругу владеющих знаниями и публичной речью лиц полномочия смело выступать, когда в этом возникает необходимость, отстаивать истину?
     В своем выступлении Кольтюков коснулся и взаимодействия с другими государствами. В научном сообществе принято участвовать в различных конференциях, симпозиумах, в том числе и международных. Это, кстати, способствует распространению российских исторических воззрений, нашей точки зрения и на Великую Отечественную. Однако, как сообщил Кольтюков, для военных историков выехать за рубеж весьма сложно.
     Еще один риторический вопрос начальника Института военной истории Минобороны РФ: «Почему до сих пор никто не понес ответственности за то, что Россию исключили из международной комиссии по военной истории за неуплату членских взносов в течение пяти лет? Ежегодный взнос… 450 франков» - также остался без ответа.
     В связи с этими двумя случаями не могу не вспомнить о музее во французском городе Кан. Это в Нормандии, где была высадка десанта. В городе долгие годы действует музей Второй мировой войны. При входе в мемориал посетителей встречают каменные стелы, символизирующие страны, граждане которых вели совместную борьбу против фашизма. Но только два с лишним года тому назад там появился камень (а также благодаря Совету Федерации - специальные экспозиции, посвященные блокаде Ленинграда и участию Советского Союза в войне), символизирующий вклад в Победу Советского Союза, России. А до этого не было. Франция, США, Великобритания, Австралия... А нас не было. И у посетителей создавалось впечатление, что высадка в Нормандии решила исход Второй мировой войны. Можно, конечно, по этому поводу негодовать, но… Дело в том, что все упомянутые стелы подарены музею представителями самих государств-участников.
     Но вернемся к совещанию. Весь его ход подтвердил, что различным нашим министерствам, организациям и объединениям действительно часто не хватает координации. И новая рабочая группа оргкомитета «Победа» после определения ее полномочий, возможностей и алгоритма функционирования наверняка сможет положительно влиять на ситуацию в этой сфере.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex