на главную страницу

29 Июня 2006 года

Армия сегодня

Четверг

«Держим руку на пульсе границы…»

Беседовала Ирина ПАВЛЮТКИНА, «Красная звезда».



«Как себя чувствуете?» - это один из привычных, а часто и главных, обязательных вопросов к воинам, заступающим на охрану Государственной границы. О тех, кто повседневно задает этот вопрос, заботится о здоровье стражей границы, мы попросили рассказать начальника медицинского отдела Пограничной службы РФ, заслуженного врача РФ генерал-майора медицинской службы Анатолия КЕЧИНА.


     - Анатолий Павлович, специфика пограничной службы требует особой организации медслужбы. С учетом отдаленности погранзастав от крупных населенных пунктов, необходимости разносторонней подготовки врачебного персонала возникает, видимо, масса проблем…

     - Медицинское обеспечение стражников в России можно проследить с первой четверти ХIХ века. Как видно из исторических документов, организация его была не на высоком уровне. Штаты таможенной стражи 1827 года не предусматривали даже фельдшерских должностей, что уж тут говорить о ведомственных лечебных учреждениях! Нижние чины предписывалось лечить в гражданских больницах и госпиталях полевой армии за плату по установленной таксе. А теперь представьте, чего стоило при тогдашнем транспорте отправить заболевших, раненых с отдаленных постов и кордонов к месту лечения! Бывало, что служивые умирали по дороге…
     Стало очевидным, что без пограничных лазаретов в таможенных округах не обойтись. Но о расторопности соответствующих служб говорят грустные цифры. В 1840 году в Виленской бригаде Юрбургского таможенного округа были открыты два лазарета для лечения нижних чинов. А на протяжении трех последних десятков лет к ним прибавились еще четыре лазарета. Надо учитывать и то, что в те годы заинтересовать врача работать в приграничном лазарете, даже в местечках Царства Польского, было сложно. Доходов вольнопрактикующие врачи от лечения служивых не получали. Надо было переходить от «коммерческого» на более рациональное медобеспечение.
     


     

     Историческая справка. В 1872 году конец откупной системе был положен Высочайшим повелением «О принятии расходов по устройству пограничных лазаретов, содержанию вольнонаемных врачей и фельдшеров, по взаимному с ними соглашению, равно на другие надобности, на счет кредита, ассигнуемого по смете таможенного ведомства на лечение нижних чинов пограничной стражи».

     

     


     - Неужели Александр III, осознавший роль строгого государственного обустройства, не принял участия в реформировании погранвойск?

     - Как раз 15 октября 1893 года его указом пограничная стража была выделена из таможенного управления в Отдельный корпус пограничной стражи (ОКПС). 16 сентября 1895 года шеф корпуса Витте представил Государственному Совету доклад о вопиющей неустроенности врачебного призрения чинов ОКПС и проект новой организации санитарно-врачебной части корпуса. Учитывались в нем и особенности организации пограничной стражи. Утверждать проект, учитывая мнения Совета, пришлось уже Николаю.

     - То есть произошло некое структурирование медицинского обеспечения погранвойск? Это можно назвать прорывом?

     - За короткое время была разработана и реализована система медицинского обеспечения пограничной стражи на уровне требований, вполне современных для той эпохи. Врачебная часть входила в состав управления ОКПС на правах отдела. Корпусной врач назначался на должность приказом и подчинялся командиру корпуса и т.д. К 1913 году ОКПС располагал госпиталем в Харбине на 490 коек, 36 лазаретами (773 места), 63 лазаретными отделениями (508 мест), 5 приемными покоями (55 мест), 4 санитарными станциями (санаториями) на 190 мест. Это уже было существенно. Возможно, было и приглашение на службу земских и городовых врачей с большим опытом работы, особенно медиков широкого профиля. Здесь их ждал более высокий, чем в полевой армии, должностной статус.

     - После установления советской власти пограничная охрана формировалась заново. Как коснулись эти реформы врачебно-санитарной помощи в пограничных частях?

     - Пограничная охрана формировалась как составная часть Красной Армии. И медицинская помощь производилась на основаниях, принятых для всех войск. В конце 1918 года пограничные части были переданы в оперативное подчинение Красной Армии, а затем включены в ее состав. В 1922 году был создан Отдельный пограничный корпус войск ГПУ. В подготовке медицинского состава, в медобеспечении, конечно, учитывались особенности пограничной службы. Обязательным было наличие на каждой заставе хорошо обученного санитара-носильщика. Несомненно, что при реорганизации охраны границы сохранялось все полезное, опробованное опытом предшественников, в том числе и по медицинской части. В 1931 году было введено Положение о санитарной инспекции пограничной охраны и войск ОГПУ при Военно-санитарном управлении РККА. Подчиненность санитарного инспектора пограничной охраны и войск ОГПУ была двойной: в общем порядке службы – начальнику Главного управления пограничной охраны и войск ОГПУ, а по специальным вопросам – начальнику Военно-санитарного управления РККА. С 1932 года руководство санитарной инспекцией полностью было возложено на Главное управление пограничной и внутренней охраны ОГПУ. В 1939 году в штате созданного Главного управления пограничных войск НКВД СССР был сформирован санитарный отдел из шести отделений.

     - А впереди была Великая Отечественная…

     - Опыт довоенных лет, особенно с учетом разгоревшейся в Европе Второй мировой войны и соответственно еще более усилившимися особенностями служебно-боевой деятельности пограничных войск, показал необходимость расширения установленного для медпунктов погранотрядов (и особенно тех, которые дислоцировались вдали от населенных пунктов) объема медицинской помощи. Поэтому предусматривалось устройство и оснащение операционных блоков, в том числе и для полостных операций, в штаты медицинских пунктов вводились должности педиатров, гинекологов, акушерок. Это было связано и с отсутствием в пограничных войсках госпитального звена медслужбы. С началом Великой Отечественной войны благодаря полученной в предвоенные годы подготовке по хирургии в условиях отступления войсковым врачам удавалось успешно оказывать хирургическую помощь.

     - После войны вашему ведомству тоже пришлось потрудиться…

     - Продолжилось строительство медицинских пунктов пограничных отрядов. К шестидесятым годам в основном было завершено формирование сети окружных госпиталей. С вводом в действие в 1984 году Центрального военного госпиталя Пограничных войск КГБ СССР, предназначенного для оказания специализированной медицинской помощи, практически было завершено создание системы лечебно-профилактических учреждений Пограничных войск. Этот госпиталь с 1988 года стал центром научно-методической работы медицинской службы.

     - Боевые действия Пограничных войск в Афганистане, на таджикско-афганской границе, на Северном Кавказе не обходились и не обходятся без крови. Медицина Погранвойск постоянно на переднем крае. Что нового в ее работе появилось в последнее время?

     - Дальнейшее развитие получила работа групп медицинского усиления, впервые появившихся в конце 1960-х годов во время событий на советско-китайской границе. Учитывается до сих пор и опыт Великой Отечественной войны по проведению сложнейших операций. Хрестоматийной стала, скажем, уникальная операция, проведенная 15 августа 1986 года начальником 1-го окружного военного госпиталя Среднеазиатского пограничного округа КГБ СССР в Душанбе подполковником медицинской службы Ю.А. Воробьевым. Из мягких тканей грудной клетки у рядового В. Грабовенко извлекли неразорвавшуюся гранату от гранатомета АГС-17.
     В начале 1990-х, к сожалению, была ограничена подготовка врачей для Пограничных войск в военно-медицинских вузах. Поэтому передача в 1994 году в состав ФПС России Военно-медицинского факультета при Нижегородской государственной медицинской академии имела неоценимое значение. Мы максимально ориентировали учебно-воспитательный процесс на подготовку врачей к медобеспечению служебно-боевой деятельности войск, к действиям в экстремальных условиях. В результате в новый век вошли с минимальными потерями. Межведомственной рабочей группой, изучавшей три военно-медицинских института Минобороны и ФПС России в феврале 2003 года, было отмечено, что подготовка офицеров медицинской службы в ВМИ ФПС России имеет глубокую специфику, обусловленную особенностями функционирования войскового звена медслужбы на пограничной заставе, в комендатуре и отряде и иной системой оказания медицинской помощи, а также профилактики актуальных для Пограничной службы заболеваний.

     - Как сейчас на границе помогают заболевшему, раненому?

     - Принятие мер к эвакуации на этапе оказания врачебной помощи возлагается на младшего медицинского специалиста – санитарного инструктора. Отдаленность подразделений границы от медицинских учреждений, сложная обстановка на ряде участков Государственной границы диктовали и диктуют необходимость наличия санитарных инструкторов. Они есть более чем на половине погранзастав.

     - А если смотреть в перспективу?

     - Пограничная служба России располагает автономной и в целом самодостаточной медицинской службой, оказывающей не только первую врачебную квалифицированную, но и большинство видов специализированной медицинской помощи. В результате более чем столетней эволюции организационных форм научного обеспечения деятельности медицинской службы на рубеже ХХ—ХХI веков была создана достаточно стройная система организации научной работы, позволившая проводить разносторонние исследования в интересах дальнейшего совершенствования медицинского обеспечения Пограничных войск. В структуре научного потенциала Пограничной службы России ученые медицинского профиля составляют 21%. В настоящее время медицинская служба пограничных органов представлена органами управления, военно-медицинскими учреждениями центрального подчинения и медицинскими подразделениями (пунктами) пограничных воинских частей.
     В нынешнем году исполнилось 110 лет со дня создания врачебной части в Отдельном корпусе пограничной стражи России. А органы медицинского управления Минобороны страны отметили 300-летие со дня создания. Мы многому научились у наших старших коллег, и нам есть чем гордиться. Именно в Отдельном корпусе пограничной стражи России впервые военный медик возглавил медицинские структуры. Такое организационное построение предусматривало прямое подчинение руководителя медицинской структуры министру финансов, шефу Отдельного корпуса пограничной стражи, а в последующем командиру ОКПС. Это положительным образом повлияло на становление и развитие военной медицины в ОКПС. Были исключены промежуточные звенья управления, что позволило принимать уже в то время своевременные решения для сохранения и укрепления здоровья не только пограничников, но и членов их семей.
     Реформирование Пограничной службы продолжается, и медицинский отдел активно участвует в этом актуальном и конструктивном процессе. Ведь мы в буквальном смысле слова держим руку на пульсе границы.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex