- Владимир Александрович, вы член Комитета Совета Федерации по экономической политике, предпринимательству и собственности. Почему не «по безопасности»?
- Комитет по обороне и безопасности занимается глобальными проблемами, а вот наш комитет ведает в том числе и транспортом. Для меня это и дороги, и автомобильный транспорт, связь тоже мне распределили. А вообще, я всегда подчеркивал, что все начинается с экономики. Безопасности бесплатной не бывает.
- Как вы относитесь к ужесточению административного законодательства в области дорожного движения? Не нарушит ли это права человека, в частности принцип презумпции невиновности?
- Я бы говорил скорее не об усилении и уж тем более не об ужесточении, а скорее о назначении ответственности, адекватной тому состоянию общественной безопасности на дорогах России, которое сегодня существует. Что же касается презумпции невиновности, то далеко не во всех сферах законодательства она используется. С уголовным законом, думаю, все понятно. А вот в гражданском праве, в налоговом ее нет. Почему бы не обойтись без нее и в административной практике? Транспортное средство – источник повышенной опасности. Его владелец должен это понимать и быть готовым понести ответственность. Принятие этой поправки сделает более эффективным надзор за движением и, кстати, более справедливым и более объективным и позволит убрать с дорог значительное количество сотрудников дорожно-патрульной службы.
Федеральная программа, принятая правительством, предусматривает, что до 2012 года в милицию будет поставлено 9.600 комплексов видеонаблюдения, 7.200 автомобилей, оборудованных фотовидеоаппаратурой. Но, извините меня, эффект от такой траты денег будет абсолютно нулевой. Потому что, зафиксировав нарушение, надо немедленно бросаться в погоню за злостным нарушителем или потом ходить месяцами и годами, искать: а кто же? А когда нашли, то в ответ: «Я продал машину по доверенности». Я бы вообще доверенности на право управления просто отменил, потому что они потеряли смысл с принятием ОСАГО. Все равно, выписывая доверенность, надо вписать фамилию в полис ОСАГО. Нигде в мире этих доверенностей просто нет физически.
Опыт Франции показывает, как можно снизить число смертей. Да, во Франции тоже не аплодировали подобному закону, но число смертей на дорогах снизилось в 2 раза.
- Как вы считаете, оправданна ли была отмена талонов предупреждения, дважды, кстати, в том или ином виде существовавших в нашей стране?
- Думаю, ответственность за грубые повторные нарушения ввести необходимо. В 1996 году, сам анализировал, 30 миллионов было наказанных в стране. За повторное и грубое нарушение лишены прав 80 тысяч российских граждан, аж 80 тысяч из 30 миллионов! Так вот, это та надводная часть айсберга, которая сегодня у нас ездит галсами, подрезая всех. Уберем ее с дороги - и обстановка сразу же улучшится, и, кстати, автомобильное сообщество поймет, что наконец-то наступает порядок. Можно ввести и временные водительские удостоверения для новичков. В 1990-м в СССР мы первыми на территории РСФСР их отменили. Ну не могли в Союзе физически организовать замену через два года. А сегодня это при нынешней достаточно высокой организации в службе ГИБДД и большой интенсивности движения уже оправданно.
- То есть, по-вашему, каждому периоду времени должны соответствовать свои решения, порой противоположные? С чем это должно быть связано?
- Со снижением аварийности, конечно же! Статистика свидетельствует, что уровень аварийности и количество погибших в ДТП находятся в прямой зависимости от административного законодательства.
1989 год: отменили талоны предупреждения и повышенную ответственность злостных нарушителей движения. Результат: 1990 год - 35 тысяч погибших, 1991 год - 37,5 тысячи погибших. В 1992 году Верховный Совет принимает решение ввести балльную систему. Результат: к 1997 году - 27 тысяч погибших. 10 тысяч смертей в год «сэкономили», извините меня. 10 тысяч российских граждан не легли в могилу.
1997 год: опять побеждает «демократия» - ликвидируется ответственность за повторные нарушения. 1998 год - 29 тысяч погибших, 1999 - 29,7 тысячи погибших. 2000 год - опять же Дума принимает «мудрое» решение заморозить штраф на уровне ста рублей. Пошло-поехало: в 2001 году хороним 31 тысячу, в 2002-м - 33 тысячи, в 2003 году - 35 тысяч и т.д.
- Владимир Александрович, но вы не раз ратовали за введение нормы содержания этилового спирта в крови. Зачем? Разве и так мало пьяных за рулем? Вы хотите узаконить употребление спиртных напитков водителями?
- Да нет, как раз наоборот! Мы сами себя делаем пьяной страной. Бывает, абсолютно трезвого человека привлекают за так называемые остаточные явления, придираются к запаху. Международные соглашения, подписанные нашей страной, прямо обязывают нас ввести соответствующую норму. В чем же дело? Ведь международное право превалирует над национальным. Мы подходили к этому в 2000 году, но депутаты тогда нам отказали. Кроме того, введение конкретной нормы содержания спирта в крови позволило бы избежать разночтений, субъективизма в работе инспекторов ДПС.
- В чем еще вы бы с удовольствием переняли зарубежный опыт?
- Об этом можно говорить долго. Но остановимся лишь на некоторых вещах. Например, в той же Англии существует советский опыт проведения платных лекториев. Раз, два нарушил - заплати, посети лекции, снова продолжай движение. Или проверка знаний Правил дорожного движения.
В развитых странах руководители не пользуются «мигалками» и «сиренами», а в случае необходимости едут в сопровождении полицейских машин. Пробок меньше, доезжают быстрее. Полицейские же машины не лезут на встречную полосу, а едут между рядов, и каждый ряд двигается в свою сторону, уступая дорогу.
Сейчас Совет Федерации планирует внести ряд поправок в Закон «О рекламе» касательно рекламы на автомобильных трассах. У нас ведь бывает и знаков, порой, за щитами не видать. Я уже не говорю о том, что водители попросту на рекламу отвлекаются.
Интересны предложения по увеличению штрафов. В Австрии, скажем, по ряду нарушений до 2.700 евро. Такой штраф уже легко не заплатишь, да и если взятку инспектору предлагать - деньги немалые.
Неплохо бы перенять у американских коллег порядок писать четкие рапорты инспекторами ДПС не только по факту каждого нарушения, но и о всей проделанной работе. Дисциплинирует и защищает от водителей, «прикрытых» какими-то привилегиями и порой откровенно хамящих. В протоколе, бывает, все не отразишь.
- «Сильные мира сего» на дорогах - отдельная тема. Как бороться инспекторам с их произволом?
- Строго по закону. Писать рапорты, составлять протоколы. А если протокол составить нельзя, в случае с нарушителем - судьей, депутатом или дипломатом - можно ограничиться и рапортом, но сделать так, чтобы информация обязательно дошла до соответствующего руководства. Мало кто из нарушителей этого захочет. В мою бытность руководителем ГИБДД мы обращались с информацией о защищенных законом нарушителях и к руководству палат парламента, и в МИД, и в квалификационную коллегию судей. Любой гражданин может сообщить по известным телефонам доверия ГИБДД о любой машине, водитель которой грубо нарушил правила. И органы обязаны реагировать. А госномер, будь он просто красивым, флажным или дипломатическим, ничуть не больше, чем визитная карточка его владельца.
- А как обстоят дела с подготовкой инспекторов ДПС и вообще сотрудников ГИБДД в России? Ведь разобраться в сложных дорожных ситуациях могут только грамотно подготовленные профессионалы?
- Ситуации бывают действительно сложные и опасные. Даже занимая пост главного государственного инспектора безопасности дорожного движения, приходилось с ними сталкиваться. И я, и мои замы выходили с жезлом на трассы. Так вот однажды на Рублевке меня держала под автоматами охрана одного из моих нынешних коллег-сенаторов. Извинились потом.
А уж про хамство и говорить нечего. Не увидев генеральских погон, я был в плащ-палатке, мне грозили увольнением замначальника ГУВД Московской области и один из префектов столицы. Кстати, за совершенно справедливые замечания, сделанные их водителям.
Готовит же сейчас сотрудников ГИБДД лишь один факультет «эмвэдэшного» вуза в Орле. А в советское время на территории России этим занимались три школы милиции - в Краснодаре, Саратове и Орле. Инспектор в идеале должен иметь два высших образования - техническое и юридическое. Но до идеала пока далеко.
Возвращаясь к зарубежному опыту, хочу добавить, что на Западе к уровню подготовки сотрудников, несущих службу на дороге, подходят очень серьезно. Скажем, во Франции в городах работают общие подразделения, а на трассах только спецподразделения жандармов, а жандармы - это часть армии.
- Кстати, как обстоят дела с реализацией вашей идеи о создании у нас в стране единой военной автоинспекции вместо действующих сейчас нескольких обособленных ведомственных?
- Идею я и сейчас отстаиваю твердо, но законодательные подвижки невелики. Хотя надо отметить, что в апреле этого года в первом чтении Госдума приняла внесенную мной законодательную инициативу о наделении должностных лиц ВАИ дополнительными правами.
- Владимир Александрович, коллектив и читатели «Красной звезды» поздравляют вас с наступающим профессиональным праздником и желают вам, всем сотрудникам и ветеранам ГИБДД всего самого доброго.