на главную страницу

1 Июля 2006 года

ГАИ — 70

Суббота

Наперекор презумпции дорожной вседозволенности

Василий ФАТИГАРОВ, «Красная звезда».



Внимание парламента России к проблемам обеспечения безопасности дорожного движения не случайно. Сегодня на дорогах страны сложилась ситуация, которую точнее всего можно определить как войну. Она уносит более 34 тысяч жизней ежегодно. Еще сотни тысяч граждан получают увечья, десятки тысяч становятся инвалидами. Масштаб бедствия позволяет говорить о том, что дорожно-транспортные происшествия создают серьезную угрозу национальной безопасности. Президент России Владимир Путин в ежегодном Послании Федеральному Собранию охарактеризовал ситуацию как нетерпимую и поставил вопрос о скорейшем принятии действенных мер. Одной из таких мер могло бы стать усиление административной ответственности за нарушение Правил дорожного движения. В парламент внесен проект федерального закона «О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях». Пока же подавляющее число дорожно-транспортных происшествий в стране (до 80 процентов) происходит из-за сознательного невыполнения их требований. Накануне 70-летия службы ГАИ—ГИБДД на вопросы «Красной звезды» ответил член Совета Федерации России Владимир Федоров, с 1990 по 2003 год занимавший должность начальника Главного управления ГАИ—ГИБДД МВД России.


     - Владимир Александрович, вы член Комитета Совета Федерации по экономической политике, предпринимательству и собственности. Почему не «по безопасности»?

     - Комитет по обороне и безопасности занимается глобальными проблемами, а вот наш комитет ведает в том числе и транспортом. Для меня это и дороги, и автомобильный транспорт, связь тоже мне распределили. А вообще, я всегда подчеркивал, что все начинается с экономики. Безопасности бесплатной не бывает.

     - Как вы относитесь к ужесточению административного законодательства в области дорожного движения? Не нарушит ли это права человека, в частности принцип презумпции невиновности?

     - Я бы говорил скорее не об усилении и уж тем более не об ужесточении, а скорее о назначении ответственности, адекватной тому состоянию общественной безопасности на дорогах России, которое сегодня существует. Что же касается презумпции невиновности, то далеко не во всех сферах законодательства она используется. С уголовным законом, думаю, все понятно. А вот в гражданском праве, в налоговом ее нет. Почему бы не обойтись без нее и в административной практике? Транспортное средство – источник повышенной опасности. Его владелец должен это понимать и быть готовым понести ответственность. Принятие этой поправки сделает более эффективным надзор за движением и, кстати, более справедливым и более объективным и позволит убрать с дорог значительное количество сотрудников дорожно-патрульной службы.
     Федеральная программа, принятая правительством, предусматривает, что до 2012 года в милицию будет поставлено 9.600 комплексов видеонаблюдения, 7.200 автомобилей, оборудованных фотовидеоаппаратурой. Но, извините меня, эффект от такой траты денег будет абсолютно нулевой. Потому что, зафиксировав нарушение, надо немедленно бросаться в погоню за злостным нарушителем или потом ходить месяцами и годами, искать: а кто же? А когда нашли, то в ответ: «Я продал машину по доверенности». Я бы вообще доверенности на право управления просто отменил, потому что они потеряли смысл с принятием ОСАГО. Все равно, выписывая доверенность, надо вписать фамилию в полис ОСАГО. Нигде в мире этих доверенностей просто нет физически.
     Опыт Франции показывает, как можно снизить число смертей. Да, во Франции тоже не аплодировали подобному закону, но число смертей на дорогах снизилось в 2 раза.

     - Как вы считаете, оправданна ли была отмена талонов предупреждения, дважды, кстати, в том или ином виде существовавших в нашей стране?

     - Думаю, ответственность за грубые повторные нарушения ввести необходимо. В 1996 году, сам анализировал, 30 миллионов было наказанных в стране. За повторное и грубое нарушение лишены прав 80 тысяч российских граждан, аж 80 тысяч из 30 миллионов! Так вот, это та надводная часть айсберга, которая сегодня у нас ездит галсами, подрезая всех. Уберем ее с дороги - и обстановка сразу же улучшится, и, кстати, автомобильное сообщество поймет, что наконец-то наступает порядок. Можно ввести и временные водительские удостоверения для новичков. В 1990-м в СССР мы первыми на территории РСФСР их отменили. Ну не могли в Союзе физически организовать замену через два года. А сегодня это при нынешней достаточно высокой организации в службе ГИБДД и большой интенсивности движения уже оправданно.

     - То есть, по-вашему, каждому периоду времени должны соответствовать свои решения, порой противоположные? С чем это должно быть связано?

     - Со снижением аварийности, конечно же! Статистика свидетельствует, что уровень аварийности и количество погибших в ДТП находятся в прямой зависимости от административного законодательства.
     1989 год: отменили талоны предупреждения и повышенную ответственность злостных нарушителей движения. Результат: 1990 год - 35 тысяч погибших, 1991 год - 37,5 тысячи погибших. В 1992 году Верховный Совет принимает решение ввести балльную систему. Результат: к 1997 году - 27 тысяч погибших. 10 тысяч смертей в год «сэкономили», извините меня. 10 тысяч российских граждан не легли в могилу.
     1997 год: опять побеждает «демократия» - ликвидируется ответственность за повторные нарушения. 1998 год - 29 тысяч погибших, 1999 - 29,7 тысячи погибших. 2000 год - опять же Дума принимает «мудрое» решение заморозить штраф на уровне ста рублей. Пошло-поехало: в 2001 году хороним 31 тысячу, в 2002-м - 33 тысячи, в 2003 году - 35 тысяч и т.д.

     - Владимир Александрович, но вы не раз ратовали за введение нормы содержания этилового спирта в крови. Зачем? Разве и так мало пьяных за рулем? Вы хотите узаконить употребление спиртных напитков водителями?

     - Да нет, как раз наоборот! Мы сами себя делаем пьяной страной. Бывает, абсолютно трезвого человека привлекают за так называемые остаточные явления, придираются к запаху. Международные соглашения, подписанные нашей страной, прямо обязывают нас ввести соответствующую норму. В чем же дело? Ведь международное право превалирует над национальным. Мы подходили к этому в 2000 году, но депутаты тогда нам отказали. Кроме того, введение конкретной нормы содержания спирта в крови позволило бы избежать разночтений, субъективизма в работе инспекторов ДПС.

     - В чем еще вы бы с удовольствием переняли зарубежный опыт?

     - Об этом можно говорить долго. Но остановимся лишь на некоторых вещах. Например, в той же Англии существует советский опыт проведения платных лекториев. Раз, два нарушил - заплати, посети лекции, снова продолжай движение. Или проверка знаний Правил дорожного движения.
     В развитых странах руководители не пользуются «мигалками» и «сиренами», а в случае необходимости едут в сопровождении полицейских машин. Пробок меньше, доезжают быстрее. Полицейские же машины не лезут на встречную полосу, а едут между рядов, и каждый ряд двигается в свою сторону, уступая дорогу.
     Сейчас Совет Федерации планирует внести ряд поправок в Закон «О рекламе» касательно рекламы на автомобильных трассах. У нас ведь бывает и знаков, порой, за щитами не видать. Я уже не говорю о том, что водители попросту на рекламу отвлекаются.
     Интересны предложения по увеличению штрафов. В Австрии, скажем, по ряду нарушений до 2.700 евро. Такой штраф уже легко не заплатишь, да и если взятку инспектору предлагать - деньги немалые.
     Неплохо бы перенять у американских коллег порядок писать четкие рапорты инспекторами ДПС не только по факту каждого нарушения, но и о всей проделанной работе. Дисциплинирует и защищает от водителей, «прикрытых» какими-то привилегиями и порой откровенно хамящих. В протоколе, бывает, все не отразишь.

     - «Сильные мира сего» на дорогах - отдельная тема. Как бороться инспекторам с их произволом?

     - Строго по закону. Писать рапорты, составлять протоколы. А если протокол составить нельзя, в случае с нарушителем - судьей, депутатом или дипломатом - можно ограничиться и рапортом, но сделать так, чтобы информация обязательно дошла до соответствующего руководства. Мало кто из нарушителей этого захочет. В мою бытность руководителем ГИБДД мы обращались с информацией о защищенных законом нарушителях и к руководству палат парламента, и в МИД, и в квалификационную коллегию судей. Любой гражданин может сообщить по известным телефонам доверия ГИБДД о любой машине, водитель которой грубо нарушил правила. И органы обязаны реагировать. А госномер, будь он просто красивым, флажным или дипломатическим, ничуть не больше, чем визитная карточка его владельца.

     - А как обстоят дела с подготовкой инспекторов ДПС и вообще сотрудников ГИБДД в России? Ведь разобраться в сложных дорожных ситуациях могут только грамотно подготовленные профессионалы?

     - Ситуации бывают действительно сложные и опасные. Даже занимая пост главного государственного инспектора безопасности дорожного движения, приходилось с ними сталкиваться. И я, и мои замы выходили с жезлом на трассы. Так вот однажды на Рублевке меня держала под автоматами охрана одного из моих нынешних коллег-сенаторов. Извинились потом.
     А уж про хамство и говорить нечего. Не увидев генеральских погон, я был в плащ-палатке, мне грозили увольнением замначальника ГУВД Московской области и один из префектов столицы. Кстати, за совершенно справедливые замечания, сделанные их водителям.
     Готовит же сейчас сотрудников ГИБДД лишь один факультет «эмвэдэшного» вуза в Орле. А в советское время на территории России этим занимались три школы милиции - в Краснодаре, Саратове и Орле. Инспектор в идеале должен иметь два высших образования - техническое и юридическое. Но до идеала пока далеко.
     Возвращаясь к зарубежному опыту, хочу добавить, что на Западе к уровню подготовки сотрудников, несущих службу на дороге, подходят очень серьезно. Скажем, во Франции в городах работают общие подразделения, а на трассах только спецподразделения жандармов, а жандармы - это часть армии.
     - Кстати, как обстоят дела с реализацией вашей идеи о создании у нас в стране единой военной автоинспекции вместо действующих сейчас нескольких обособленных ведомственных?
     - Идею я и сейчас отстаиваю твердо, но законодательные подвижки невелики. Хотя надо отметить, что в апреле этого года в первом чтении Госдума приняла внесенную мной законодательную инициативу о наделении должностных лиц ВАИ дополнительными правами.

     - Владимир Александрович, коллектив и читатели «Красной звезды» поздравляют вас с наступающим профессиональным праздником и желают вам, всем сотрудникам и ветеранам ГИБДД всего самого доброго.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex