на главную страницу

1 Июля 2006 года

Армия и общество

Суббота

На параде за рулем

Александр ТИХОНОВ.
Фото Виктора КАРПУХИНА.



Во время парадов на Красной площади среди объектов всеобщего внимания – роскошные кабриолеты высшего класса, на которых объезжают парадный расчет министр обороны и командующий войсками Московского военного округа. Сегодня наш рассказ об этих уникальных автомобилях 147-й автомобильной базы Министерства обороны РФ, которая 1 июля отмечает день части, об офицерах, которые управляли этими авто в разные времена. И о том, что остается за кадром прямых трансляций с Красной площади.

     
Кабриолеты высшей пробы


     Кабриолеты ЗИЛ-115В, которые вот уже многие годы подряд используются на парадах на Красной площади, были изготовлены на Заводе имени Лихачева в 1981 г. всего в трех экземплярах. Таким образом, они стали раритетами на ходу. В этом году им исполняется четверть века.
     В отличие от других легковушек отечественного автопрома, эти машины и сейчас достаточно совершенны и современны. Ну а в начале 1980-х годов «навороты» парадных кабриолетов ЗИЛ-115В - автоматическая коробка передач, гидроусилитель руля, электростеклоподъемники, кондиционер, электроподъемник тента, электрическая регулировка водительского сиденья, дистанционное управление зеркалами заднего вида, автоматическое омывание и очистка фар - даже не снились советским автолюбителям.
     Неудивительно, что автомобили прекрасно сохранились. На 147-й автобазе Минобороны РФ с этих машин буквально пылинки сдувают. Хранятся они на базе в специальном отапливаемом закрытом боксе (разумеется, под сигнализацией). За ними ухаживают специалисты из числа гражданского персонала базы: Ромуальдас Сидоравичус, Сергей Первеев, Лев Гранкин, Валерий Орешкин. Они периодически отгоняют автомобили на обслуживание, проверку и ремонт на завод ЗИЛ. Однако месяца за полтора до парада водительские сиденья в этих машинах занимают офицеры.
     
Водители в белых перчатках…

     - Раньше по традиции одной из этих машин управлял начальник автобазы Генерального штаба, - рассказывает начальник 147-й автомобильной базы Минобороны РФ полковник Владимир Попов. - То есть получается, мой предшественник, поскольку 1 июля 1999 года две базы - 147-я автомобильная база грузовых и специальных машин в Екатериновке и автобаза Генерального штаба на Зубовском бульваре и на Хорошевском шоссе - были объединены в одну 147-ю автомобильную базу Минобороны РФ. Поскольку 147-я автобаза была образована в 1944 году тоже 1 июля, именно эта дата и сейчас является днем части…
     В 1960-е годы водителем № 2 был участник Великой Отечественной войны, ныне полковник в отставке Вячеслав Беляков.
     - После того как на конях командовать парадом перестали, - вспоминает Вячеслав Иванович, - первыми водителями на машинах стали адъютанты маршала Василевского и командующего войсками МВО генерала (впоследствии – Маршала Советского Союза) Москаленко: Иван Михайлович Борисов и Николай Иванович Калашников. Затем начальник Генерального штаба Захаров поставил задачу найти двух молодых офицеров-фронтовиков из войск. Нашли Михаила Тимофеевича Журавлева и меня. Оба мы были капитанами.
     Как в ту пору была организована подготовка машин к параду?
     - Тогда все строго было, - продолжает рассказ Беляков. - Нас инструктировали генералы из Генштаба (однажды даже лично начальник Генерального штаба Маршал Советского Союза Матвей Васильевич Захаров), сотрудники КГБ. Нас охраняли, за нами присылали машины, когда везли на парад. Ну и подписку мы давали, так что никто из родственников, друзей и знакомых о моей задаче на параде не знал, только супруга догадывалась. По телевизору, конечно, машины показывали, но лица водителей всегда оставались за кадром. Лишь однажды дикторы телевидения во время трансляции «проговорились», что за рулем автомобилей сидят капитан Журавлев и капитан Беляков. Нас стали узнавать. Но о параде и подготовке к нему мы и после этого не болтали – время такое было. Так что «Красной звезде» я рассказываю об этом впервые.
     Подготовка к параду для водителей, по словам Вячеслава Ивановича, начиналась месяца за полтора. Заключалась она в одном – водить. Два-три раза перед каждым парадом гоняли машины на родину Юрия Гагарина в Смоленскую область и обратно, проверяя, как себя ведет машина на шоссе на разных скоростях. Участвовали в тренировках парадных расчетов на Ходынском поле в Москве.
     - Сначала у нас были машины ЗИЛ-111, потом ЗИЛ-117, - вспоминает фронтовик. – И ни разу автомобили не подвели. Оно и понятно - каждую неделю нас приглашали на завод ЗИЛ. Там машины обслуживали, проверяли, если что не так – сразу меняли деталь или даже весь агрегат. Да, собственно, мы, водители, и не вдавались в вопросы ремонта и обслуживания.
     В то время, когда Беляков был водителем № 2, войсками МВО командовали маршал Николай Иванович Крылов, затем генерал армии Афанасий Павлантьевич Белобородов.
     - Белобородов был более скрытным, а Крылов – откровенным, отличным, великолепным парнем, – вспоминает Вячеслав Иванович. – «Вы таблетку будете принимать?» - спрашивал он меня перед парадом (успокоительную. – Авт.). Я отвечаю: «Никаких таблеток». А он принимал… Тогда тоже, как и сейчас, было три машины. Вторая и резервная перед парадом стояли у Спасских ворот, первая – у Боровицких. Министр обороны маршал Малиновский обычно приходил к нам перед выездом, здоровался. Ворошилов проходил… В машинах мы были уверены, в себе – тоже. Хотя и волновались, конечно: все-таки парад смотрит вся страна, да и почти весь мир. Иногда в ночь перед парадом не спалось…
     На фронте Беляков был механиком-водителем танка. Где было сложнее – за рычагами боевой машины или за рулем ЗИЛа на параде?
     - Трудные моменты были и на фронте, и здесь, - отвечает Вячеслав Иванович. - На параде – из-за волнения. Но мы держались…
     Справлялись с волнением и первые водители нынешнего поколения парадных кабриолетов ЗИЛ-115В. Ими были заместитель начальника базы по эксплуатации полковник Игорь Поминов, начальник авторемонтной мастерской базы полковник Геннадий Думнов и заместитель начальника базы по тылу полковник Виктор Гаряев. Прекрасно водят машины по Красной площади и нынешние водители № 1 и № 2 - заместитель начальника 147-й автомобильной базы по эксплуатации подполковник Александр Бобровский и начальник парка автобазы подполковник Андрей Холошевский.
     Подполковник Бобровский на параде 9 Мая 2001 г. был резервным водителем, в 2002-м и 2003-м возил командующего войсками МВО, а последние три года на парадах - министра обороны Сергея Иванова.
     
20 напряженных минут

     Как и в прежние времена, подготовка к параду для водителей, которых на эти три машины назначают с запасом (то есть четыре-пять человек), начинается загодя. Прежде всего офицеры привыкают к машинам и одновременно проверяют их, делая прогоны километров по сто за городом. Затем начинаются тренировки без войск. Водители отрабатывают все предстоящие на Красной площади маневры: выезд, съезд, остановку, торможение. Таким образом, к первой общей тренировке парадного расчета на Ходынском поле каждый шофер уже хорошо знает свой маневр.
     После генеральной репетиции накануне парада создается большая комиссия, примерно из 40 человек. Среди членов комиссии - не только должностные лица 147-й базы, но и представители Федеральной службы охраны, завода-изготовителя, Главного автобронетанкового управления Минобороны РФ, ремонтники, эксплуатационники, военпреды завода. Каждый отвечает за определенный участок, осматривает и проверяет свой сектор. Получается, что комиссия проверяет буквально все в автомобиле (даже обученные отыскивать взрывчатые вещества служебные собаки участвуют в проверке). Затем подписывается соответствующий акт, и машина сдается под охрану.
     И вот наступает праздничный день, когда от действий подполковников Бобровского и Холошевского и всех, кто готовил машины к параду, напрямую зависит имидж государства.
     Рано утром боксы с автомобилями приезжает вскрывать председатель упомянутой выше комиссии. Затем закрепленные за этими машинами гражданские водители выгоняют их во двор филиала базы. Офицеры, которым предстоит выезжать на них на Красную площадь, еще раз осматривают автомобили. И только после этого машины выходят на маршрут, устремляясь на главную площадь страны.
     Центр Москвы для движения всех других транспортных средств перекрыт, а парадным ЗИЛам – «зеленая улица» с машинами сопровождения. Несколько минут – и кабриолеты уже подходят к Красной площади.
     Естественно, она оцеплена. У водителей № 1, № 2 и резервного автомобиля проверяются документы, после чего машины въезжают на Красную площадь. Затем машина министра обороны и дублирующая заходят в Спасскую башню Кремля, машина командующего парадом - в Никольскую башню.
     В Спасской башне к машине подходит министр обороны Сергей Иванов. Водитель № 1 представляется ему и докладывает о готовности. Затем, обычно по просьбе водителя и связиста, происходит их фотографирование с министром обороны. Фотосъемка стала доброй традицией, ведь каждый раз после нее все проходило без сучка без задоринки.
     Дальше для Бобровского главное – вовремя начать движение из Спасской башни.
     - Как известно, порядок парада таков: выезжает командующий, затем дается команда на внос знамени, - рассказывает подполковник Бобровский. - Когда знаменосцы становятся на место, дается команда «вольно». Я это слышу и начинаю движение из Спасской башни. Естественно, командующий и водитель во второй машине меня не видят – там же трибуна, люди. Поэтому водитель № 2 отсчитывает 14 секунд и начинает движение. Так производится съезд – на скорости 18 км/ч. Напротив Мавзолея есть черта, ориентируясь на которую мы одновременно останавливаемся. Командующий войсками МВО генерал-полковник Владимир Бакин докладывает министру обороны Сергею Иванову. После доклада происходит объезд войск и их приветствие министром обороны. Машины движутся параллельно друг другу, при этом вторая чуть сзади первой. В это время важно все: и траектория движения, и скорость, и плавность хода, торможений и возобновлений движения. Самое главное при этом - взаимопонимание первого и второго номеров. Задача первого делать все так, чтобы не нервничал второй, ведь водителю № 2 приходится все повторять.
     После того как министр обороны поздоровается с последней из стоящих парадных колонн, под громогласное «Ура!» и фанфары Бобровский подвозит его к трибуне, где Сергей Иванов, выйдя из машины, производит доклад Верховному Главнокомандующему Владимиру Путину. В это время водитель № 1 уезжает с Красной площади на Васильевский спуск, останавливается там и ждет вторую машину. Она, как известно, открывает парад, двигаясь с командующим войсками МВО перед ротой барабанщиков. Когда до трибуны остается шагов 15, вторая машина чуть-чуть отрывается от идущих сзади барабанщиков, затем останавливается, из нее выходит генерал-полковник Бакин, и она тоже уезжает на Васильевский спуск.
     Разумеется, и нынешнему поколению водителей парадных машин знаком мандраж перед парадом - от понимания, что смотрит на тебя весь мир, от желания никого не подвести, то есть в лучшем виде довезти министра обороны и командующего войсками МВО до трибуны.
     - В этот раз думал, что переживать уже не буду, - рассказывает подполковник Бобровский. - Но и сейчас волновался. А в прежние годы от волнения перед парадом на руках у меня всегда появлялись пятна. Хорошо еще, что водить приходится в белых перчатках, и этого никто не заметил.
     Разумеется, переживает и начальник базы полковник Попов.
     
Командир в ответе за все

     На 147-й автомобильной базе Министерства обороны РФ около 1.100 единиц всевозможной техники: легковые и грузовые автомашины, автобусы, спецтехника для уборки снега, производства дорожных работ, пожарные машины и др. При этом ежедневно на маршруты для выполнения всевозможных задач – чаще всего, как говорится, в отрыве от основных сил – выходит из парка базы и двух ее филиалов в среднем 500 машин. Столь внушительный объем задач по плечу только сильному, опытному командиру, каким и является полковник Владимир Попов.
     Конечно же, ему есть на кого опереться в организации системы бесперебойного функционирования столь сложного войскового организма. Добросовестно и результативно в своих секторах работают заместитель начальника базы полковник Геннадий Кирьян, заместитель начальника автобазы по воспитательной работе подполковник Вячеслав Богданов, главный инженер базы подполковник Сергей Калинин, заместитель начальника автобазы по ремонту подполковник Геннадий Туркин. Обеспечивают должный порядок на своих объектах начальники автопарков подполковники Алексей Слепых, Иван Прямуха и Станислав Потапов, начальник учебного автопарка подполковник Олег Прыкин. С самой лучшей стороны уже зарекомендовал себя в должности начальника 3-го автопарка 147-й базы энергичный, инициативный подполковник Алексей Алешин. Значительный личный вклад в выполнение задач, стоящих перед базой, вносят командиры подразделений майор Виктор Спиридонов и капитаны Евгений Соловьев и Сергей Зайцев. Ну и наконец, нынешний начальник 147-й автобазы пришел не на пустое место – очень многое для развития базы сделал полковник Александр Марченко с 1994 по 2004 г., когда был ее начальником.
     Тем не менее специфика 147-й автобазы такова, что обеспечивает ее начальнику полковнику Владимиру Попову практически непрерывную череду стрессов. Равнодушный к спиртному, с сильным характером, Владимир Евгеньевич снимает стресс физкультурой. Обеденный перерыв (в армии, как известно, рабочий день командира не нормирован, но, как говорится, война – войной, а обед – по расписанию) он начинает с 1—2-километровой пробежки, затем переходит к упражнениям на снарядах спортгородка базы. В его кабинете стоят две полуторапудовые гири. И не просто стоят, а регулярно оказываются в крепких руках командира. В годы учебы в академии в гиревом двоеборье Попову не было равных, хотя внешне на гиревика он похож мало, скорее, на легкоатлета – высокий, худой, жилистый. В общем, в любом смысле слова способный тянуть командирскую лямку.
     В его офицерской биографии есть и афганские страницы. Из Афганистана он вернулся с орденом Красной Звезды на груди, однако запомнилась не только эта славная биографическая страничка, но и самая первая.
     - Никогда не забуду первый обстрел в Афганистане, когда колонна выполняла задачу по доставке грузов, – вспоминает Владимир Евгеньевич. - Наша 57-я бригада материального обеспечения дислоцировалась в Пули-Хумри. Я был майором, начальником штаба 446-го отдельного батальона подвоза горючего. Мы шли колонной (примерно из 30 машин) в Кабул, колонны другого батальона шли нам навстречу, и в «зеленке» недалеко от афганской столицы случился обстрел. Проскочив «зеленку», мы остановились. Являясь старшим колонны, я стал проверять, целы ли люди, какой ущерб нанесен технике. Выяснилось, что потерь нет, а раненых – двое: один в плечо, другой в ногу. Так вот, во время проверки я заметил также и то, что на месте стоять не могу – ноги трясутся. Смотрю на других – у них то же самое. Это было чувство натурального физического страха. Хорошо еще, что топлива в цистернах не было, ни одна машина не загорелась, и все дошли до пункта назначения…
     - Теперь, наверное, до дрожи в коленях дело не доходит, когда ЗИЛы движутся по Красной площади? - спрашиваю я полковника Попова.
     - Хоть и без дрожи в ногах, но волнение все равно сильное, - отвечает Владимир Евгеньевич. - Находишься под жестким внутренним прессингом – не дай Бог, что-то произойдет не так. Я прекрасно понимаю, что попасть в историю трудно, а вот вляпаться… К счастью, никаких эксцессов и даже заминок на парадах не было.
     Во время парада полковник Попов находится в кабинете одного из своих подчиненных - начальника филиала 147-й автобазы на Зубовском бульваре. Сидит у телевизора и смотрит, как работают его подчиненные.
     Почему за рулем первой машины не он сам? Несколько лет назад было принято решение, что, поскольку все-таки наиболее профессиональными водителями являются не командиры частей (хотя бы в силу возраста), а более молодые и энергичные офицеры, лучше им и доверить «рулить парадом».
     Парад проходит в праздник, поэтому тут же в кабинете смотрят трансляцию с Красной площади и приглашенные ветераны войны и части, для которых приготовлен фуршетный столик. Однако к фронтовым ста граммам никто не притрагивается, пока водители № 1 и № 2 полностью не выполнят задачу.
     По возвращении в филиал водитель № 1 докладывает начальнику автобазы о выполнении государственной задачи. Полковник Попов поздравляет водителей; благодарит их за службу, и начальник Главного автобронетанкового управления генерал-полковник Владислав Полонский, находящийся тут же. Парадным ЗИЛам дают возможность отдохнуть. А личный состав 147-й автобазы продолжает выполнение задач. Прежде всего после парада нужно доставить военнослужащих парадного расчета на железнодорожные вокзалы для отправки к местам постоянной дислокации. В этом году, например, с Красной площади были перевезены более 1.800 человек, для чего выделялось больше сотни автобусов.
     Заканчивается парадная праздничная суета, наступают будни. Опять на маршруты для выполнения различных задач ежедневно пойдут по 500 единиц подготовленной техники 147-й автобазы. И снова ее личному составу - не до отдыха.

     На снимках: Тренировка на Ходынском поле. Начальник ГАБТУ Минобороны РФ генерал-полковник Владислав ПОЛОНСКИЙ благодарит подполковника Александра БОБРОВСКОГО за выполнение задачи на военном параде в честь Дня Победы. Начальник 147-й автомобильной базы Министерства обороны РФ полковник Владимир ПОПОВ (справа) проводит последний инструктаж.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex