на главную страницу

19 Июля 2006 года

Авиация России

Среда

«Вам телеграмма от Сталина»

Людмила ТИЩЕНКО.



Имя Героя Социалистического Труда, лауреата Государственной премии Владимира Васильевича Чернышева золотыми буквами выгравировано на Доске почета Министерства авиационной промышленности «Герои отрасли» рядом с именами других известных авиаконструкторов, прославивших страну как авиационную державу. Его вклад в развитие отечественной авиации огромен и отмечен многими государственными наградами - тремя орденами Ленина, орденами Красной Звезды, Трудового Красного Знамени, Октябрьской Революции и многими медалями. 15 июля отмечалось столетие со дня его рождения.

     Биография известного авиаконструктора очень проста, как и у многих его сверстников. Владимир Чернышев родился в рабочей московской семье, уже в 12 лет пошел трудиться на книжный склад, а в 14 по совету отца перешел работать слесарем на самолетный завод. После службы на Балтийском флоте возвратился на предприятие, где работал токарем и учился на рабфаке.
     Его работа в авиадвигателестроении началась после окончания в 1934 году Московского авиационного института на заводе № 24 (ныне ФГУП «ММПО «Салют»). Молодой инициативный инженер с хорошей организаторской жилкой пришелся «ко двору» и спустя два года получил новое назначение начальником цеха. Умение руководить, нацеливать коллектив на выполнение главной производственной задачи всегда выделяло Чернышева. В 1937 - 1939 годах он уже руководил Запорожским моторостроительным заводом.
     И вот грянул июнь 41-го… Завод был эвакуирован в Куйбышев, где спешно под открытым небом было налажено производство. На плечи руководителя давил огромный груз ответственности за выпуск двигателей для штурмовиков, график сдачи которых строго контролировал лично Сталин. Он прислал на имя В. Чернышева телеграмму, в которой предупреждал об ответственности за срыв поставок авиадвигателей фронту. И таких срывов не было. В победном 45-м Владимир Васильевич возвратился в Москву, где получил новое назначение главным инженером завода № 500, на котором он проработал более 35 лет.
     После войны начала бурно развиваться реактивная авиация: Су-9, МиГ-9, Ла-160, МиГ-15 оснащались турбореактивными двигателями РД-10, РЛ-20, РД-45 и РД-500, изготовленными по образцам английской фирмы «Роллс-Ройс». О том, как они внедрялись в производство, впоследствии вспоминал В. Чернышев: «Закупленные образцы двигателей не имели технической документации. Для начала надо было срочно определить материалы, из которых они были изготовлены. А вот это сделать оказалось затруднительно». К решению сложной задачи были подключены научные институты и организации: ВИАМ, ЦИАМ, МАИ, Академия наук.
     В то время надо было многое менять на производстве: создать и освоить совершенно новые технологические процессы и специальное оборудование, в корне изменить структуру цехов, организовать замкнутые технологические производства и т.д. Ведь завод, выпускающий поршневые двигатели, совершенно не был приспособлен к производству турбореактивных двигателей (ТРД). Несмотря на огромные трудности, коллектив завода справился с этой задачей: через семь месяцев после получения образцов английского двигателя к 31 декабря 1947 года был изготовлен и поставлен на испытание первый двигатель РД-500, а всего их было выпущено с 1948 по 1951 год 1.274 штуки.
     Талантливые заводские конструкторы многое в нем усовершенствовали. Это позволило в дальнейшем наладить производство двигателя ВК-1, первого отечественного ТРД с центробежным компрессором и тягой 2.700 кг. Затем был АМ-5А с осевым компрессором. Завод работал как отлаженный механизм: одна модификация авиадвигателей выпускалась серийно, другая уже «стояла у порога».
     С высоты сегодняшнего дня можно без преувеличения сказать, что Владимир Васильевич Чернышев – это целая эпоха в жизни отечественного авиационного двигателестроения. А для родного предприятия, для всех тех, кто знал его лично, он останется Руководителем с большой буквы, который в трудные минуты всегда брал ответственность на себя, умел хорошо разбираться не только в деталях производства, но и в тонкостях человеческой души. Он уважал и ценил людей труда.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex