на главную страницу

19 Июля 2006 года

Авиация России

Среда

«Сухой» ответ «Боингу» и Ко

Юрий АВДЕЕВ,«Красная звезда».



Гибель А-310 в Иркутске еще раз заострила проблему использования в России лайнеров западного секонд-хэнда. Нам нужен свой современный самолет, не только адаптированный к российским условиям, но и соответствующий мировым стандартам. И он очень скоро, как говорят авиаторы, встанет на крыло.

     RRJ (Russian Regional Jet, российский региональный самолет) - одна из крупнейших авиастроительных программ в области гражданской авиации в России, в которой участвуют компания «Сухой», ОКБ им. Яковлева, Авиакомплекс им. Ильюшина. Семейство RRJ представлено шестью моделями: RRJ-60, RRJ-75, RRJ-95 вместимостью соответственно 60, 75 и 95 мест, с обычной и увеличенной дальностью полета. Первый полет согласно графику будет осуществлен уже в сентябре 2007 г., после чего начнутся летные испытания, и в ноябре 2008 года первый самолет будет поставлен ОАО «Аэрофлот - российские авиалинии» («Аэрофлот»).
     По мнению генерального директора ОАО «Аэрофлот – гражданские авиалинии» Валерия Окулова, данному проекту необходимо уделить повышенное внимание не только в силу того, что его называют единственной и последней надеждой российского авиапрома. Главная причина в отечественных авиаперевозчиках, которые видят свое будущее в успешной реализации данного проекта.
     Решение акционеров и совета директоров одного из ведущих авиаперевозчиков страны стало очередным шагом в большой и кропотливой работе по RRJ. Создано семь рабочих групп из специалистов «Аэрофлота» и разработчиков нового авиалайнера. Их задачами являются формирование облика самолета, программ его технического обслуживания и подготовки персонала. Это тот случай, когда эксплуатант на самой ранней стадии вовлечен в разработку продукта, который ему и будет предоставлен.
     Мелочей в такой работе нет, особое внимание специалисты уделяют интерьеру салона, энергономики кабины экипажа, тренажеру. От того, насколько все профессионально будет выполнено, зависит конечный результат. Например, первоначально самолет планировался для полетов на дальность более 3.000 км, теперь для маршрутной сети, используемой «Аэрофлотом», реализуется вариант с дальностью полета 2.200 км, так как большинство внутренних перевозок в России выполняется на дальность от 1.000 до 2.500 км.
     Важно и то, что разработчик-производитель нацелен на полное удовлетворение требований, запросов и потребностей заказчика-эксплуатанта. Для России это новый элемент в создании авиалайнера.
     Генеральный директор АХК «Сухой» Михаил Погосян подчеркивает, что программа развивается по графику. Завершены работы с поставщиками, согласованы условия поставок агрегатов и систем, что также стало важным этапом в развитии программы. Круг участников проекта пополнился Воронежским авиационным производственным объединением, на котором изготавливаются агрегаты из композиционных материалов. Развернуто изготовление основных деталей и агрегатов российского регионального самолета на ведущих заводах-производителях КнАПО и НАПО.
     М. Погосян обратил внимание на довольно интересные детали. Новые технологии, применяемые в изготовлении самолета, оправдывают себя, компания выходит на новый уровень освоения технологических процессов, например бесстапельной сборки. Есть предпосылки, позволяющие говорить о том, что на базе этих технологий можно развивать сотрудничество и с зарубежными странами. Все это повышает энтузиазм специалистов, участвующих в создании самолета, растет производительность труда.
     

     
Разработчики и производители семейства российских региональных самолетов RRJ приняли решение присвоить своим машинам новое оригинальное название - Sukhoi Superjet 100. «Пришло время дать этому самолету новое, понятное рынку название, - сказал на авиасалоне «Фарнборо-2006» (Великобритания) генеральный директор Авиационной холдинговой компании «Сухой» Михаил Погосян. - Новое название должно отличать новый продукт от продуктового ряда военных самолетов. Мы предлагаем своим партнерам самолет, который должен стать новым стандартом качества гражданских самолетов. Я рад представить вам Sukhoi Superjet 100».

     

     Напомним, что в мае состоялась ознакомительная встреча между Европейским авиационным агентством по безопасности (EASA), Авиарегистром МАК и ЗАО «ГСС», положено начало сертификационным работам по RRJ в Европе. Во время той встречи был представлен сертификационный базис самолета, который впервые в отечественной практике изначально учитывает требования не только российских, но и европейских авиационных властей.
     А в середине мая в Рыбинске состоялась встреча между руководством АХК «Сухой», ЗАО «ГСС», НПО «Сатурн» и французской компанией Snecma. Прошло ознакомление с ходом работ по программе создания двигателя SaM146 для RRJ. Работа поистине колоссальная, как и весь проект RRJ. Делается все, чтобы силовая установка соответствовала заявленным требованиям. Отметим, что все установленные сроки выдерживаются скрупулезно, 22 июня двигатель поставлен на испытательный стенд, а 5 июля началось его первое испытание. Изначально силовая установка создавалась с учетом дальнейшей европейской и американской сертификации.
     В настоящее время все работы идут строго в соответствии с принятыми графиками для соблюдения ключевых этапов: первый полет лаборатории с двигателем запланирован на февраль 2007 года, поставка силовой установки для первого полета RRJ - август 2007 года. Сертификация SaM146 пройдет в марте 2008 года, поставка силовой установки для первого серийного самолета - в середине сентября 2008 года.
     Существуют проблемы с логистикой двигателя, но они носят организационный характер и связаны с таможней, ведь на 50 процентов он производится за границей. Как пояснил генеральный директор НПО «Сатурн» Ю. Ласточкин, «при нестандартном решении поставленной задачи это обычные трудности, которые можно решить и преодолеть. Никаких технических проблем по этому проекту нет. Газогенератор, турбина и компрессор низкого давления, разработанные в Научно-производственном объединении, прошли испытания и подтвердили заявленные параметры».
     Идет строительство стендовой испытательной базы стоимостью более 70 млн. долларов, в настоящее время введен в строй закрытый стенд. Он позволяет выполнять испытания силовых установок мощностью до 25 тонн, проводится его тарировка двигателем CFM56, завоевавшего в мире лидирующие позиции. Завершение строительства открытых стендов обеспечит «обкатку» силовых установок с тягой до 45 тонн. В г. Рыбинске уже практически создан уникальный для Европы испытательный комплекс, состав и технические возможности которого позволят проводить весь спектр сертификационных и приемосдаточных испытаний двигателей SaM146 по российскому, европейскому и американскому стандартам, а также любых других гражданских газотурбинных двигателей. В дальнейшем это позволит проводить испытания российских двигателей, новейших разработок и развивать сотрудничество с западными компаниями в области высоких технологий.
     Как видим, проект RRJ содержит в себе «отправные точки», имеющие огромное значение для развития как отечественного авиапрома, так и двигателестроения. Вот почему контракт с «Аэрофлотом» является важным этапом, он переводит проект в стадию полномасштабной реализации для обеспечения поставок стартовому заказчику. И все же не только ведущий авиаперевозчик страны со своими «дочками» ждут RRJ. Его планируют задействовать и другие авиакомпании. АХК «Сухой» развивает проект полномасштабно и для его успешной реализации действует по всем направлениям.
     Генеральный директор компании «Гражданские самолеты Сухого» («ГСС») Виктор Субботин сообщил, что разработана стратегия выхода как на российские, так и на зарубежные авиарынки. Приоритетом номер один является Россия. Ведутся активные переговоры с Трансаэро, Дальавиа и Пулково, и к концу этого года с кем-то из них можно ожидать подписания контракта на поставку самолетов RRJ. В Европе идут переговоры с одним из крупнейших скандинавских авиаперевозчиков - авиакомпанией SAS. Предварительный заказ может составить 22 самолета. Другим кандидатом на закупку российской авиатехники стала крупнейшая французская авиакомпания Air France, также активно участвующая в формировании облика авиалайнера.
     Специалисты дают разные оценки перспективам работы «ГСС». По одним из них, объем рынка самолетов семейства RRJ до 2023 года спрогнозирован в 5.400—5.600 единиц и в денежном выражении составляет около 100 миллиардов долларов. По другим, компания произведет около 1.000 таких самолетов. По прогнозам, 35 процентов RRJ может быть продано в Северную Америку, 25 процентов - в Европу, 10 процентов - в Латинскую Америку и 7 – в Россию и Китай, а оставшиеся проценты пока остаются в резерве. Более точные оценки давать рано.
     До начала полномасштабной эксплуатации RRJ необходимо будет решить, в частности, такую проблему. Новый авиалайнер предполагается оснастить аэронавигационным оборудованием, позволяющим выполнять посадки по нормам третей категории Международной организации гражданской авиации (ИКАО) при высоте нижнего края облачности 15 метров и полетной видимости 200 метров. В России к началу запуска самолета в серию будет всего три аэродрома (Шереметьево, Домодедово и Пулково), подготовленных и обеспеченных системами для выполнения таких посадок.
     Совет директоров и генеральный директор ОАО «Аэрофлот – гражданские авиалинии» Валерий Окулов считают, что к началу эксплуатации самолета RRJ в 2008 г. необходимо провести модернизацию как минимум 28 российских аэродромов.
     Независимые эксперты подтверждают, что аэродромная сеть страны требует капитального ремонта и переоборудования, а необходимость скорейшего решения этих проблем назрела уже давно. Причем речь необходимо вести как о гражданском, так и о военном секторе. Фактически в годы экономического кризиса на аэродромное хозяйство ВВС средства не выделялись, сегодня их состояние находится на критическом уровне эксплуатации. Принимая во внимание все возрастающие требования к использованию авиации как в мирных, так и в военных целях, можно сказать, что действительно пришло время создания и реализации в России национального проекта по развитию авиационно-транспортной инфраструктуры.
     Как известно, 70 процентов территории Российской Федерации лишено наземных и водных путей сообщения, при этом наша страна является географически связующим звеном между Европой и Азией. Все это укрепляет позиции нашей державы в системе международных экономических отношений и выводит на первые роли отечественный тандем: авиаперевозчиков и авиастроителей. Он самодостаточен и может удерживать лидирующие позиции в мире, быть выгодным для отечественной экономики при ключевой роли авиационной промышленности. По прогнозам экспертов, ежегодный спрос на авиаперевозки будет увеличиваться значительными темпами - 10—15 процентов в год. При этом основное увеличение российского пассажиропотока специалисты прогнозируют на внутренних авиалиниях. Для региональных маршрутов требуется обновление авиапарка страны. АХК «Сухой», что называется, оказалась в нужное время в нужном месте. Значит, крыльям у регионов быть.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex