на главную страницу

20 Июля 2006 года

Память

Четверг

Там, где нет светофоров

Федор БЕЛЯКОВ,водитель 1-го класса.



     Моя срочная служба длилась более семи лет. Служил водителем в Научно-исследовательском аэродромном институте ВВС, базировавшемся в подмосковной Балашихе. Однажды – это было зимой 1950 года – мне выпало задание, которое долгие годы считалось секретным.
     Сначала меня направили в Горький на автозавод, откуда вместе с заводским водителем мы пригнали в институт два новеньких вездехода ГАЗ-67Б. К автомобилям в срочном порядке изготовили ковши-отвалы для расчистки площадок от снега. Нас, водителей, снабдили особенно теплой одеждой. Затем, не зная сути задания, мы отправились в вагоне-теплушке с автомашинами на соседней платформе в дорогу. Оказалось, долгую и дальнюю. Выгрузились в Сибири, на станции Большой Неверь, и там получили от коменданта предписание следовать уже своим ходом в Якутск.
     По якутской трассе, периодически дозаправляясь из бочки, проехали при трескучих морозах 1.200 километров до Алдана, затем еще 600 километров по щебеночному шоссе до Якутска.
     В Якутске на аэродроме нас ждали два самолета «Дуглас» С-47, на которые мы вместе с машинами погрузились. (Позднее я понял: принять на борт наш небольшой автомобильчик мог только С-47 с его двустворчатой дверью, у отечественного аналога Ли-2 дверь была для этого узкой.) Приземлились в бухте Тикси, где моего нового приятеля горьковского шофера оставили. А меня следующим перелетом перебросили на остров Котельный, что в составе Новосибирских островов. Там я с удивлением увидел знакомые лица инженеров-аэродромщиков нашего института – подполковника Ткаченко и майора Зеленского. Машину выгрузили. Мне тут же велели закрепить на ней ковш, поставить колеса с шипованной резиной и приступить к расчистке взлетно-посадочной полосы. При этом, кстати, использовался и трап, по которому я загружал автомобиль в самолет. Его я буксировал на тросах за машиной и окончательно утюжил полосу.
     На следующий день на острове приземлился самолет полярной авиации Ли-2, оснащенный лыжами. Командовал экипажем, как я вскоре узнал, Герой Советского Союза И.И. Черевичный, штурманом был не менее знаменитый В.И. Аккуратов. Спустя сутки полярные летчики вылетели дальше на север, нашли в дрейфующих льдах поле, пригодное для расчистки взлетно-посадочной полосы и стоянки самолетов. Получив координаты ледяного аэродрома, туда же отправился наш «Дуглас». И снова я гонял по белому полю свой «козлик», расчищая полосу шириной в 40-60 метров и длиной до двух километров. Площадку, пригодную для приема как истребителей, так и тяжелых самолетов с десантниками и грузом, приходилось готовить два-три дня. Затем Черевичный снова улетал, а вслед за ним на новое место отправлялись и мы. Особенно врезалась в память расчистка аэродрома на географическом полюсе планеты. Солнце светило круглые сутки, и казалось, что оно совсем рядом, можно дотянуться рукой. Я, потеряв счет календарному времени, гонял свой автомобильчик по кругу, полируя площадку. 12 апреля старшие товарищи напомнили мне о дне рождения, чем я до глубины души был тронут.
     Затем были другие перелеты, другие поля. Последнюю площадку расчистил на острове Врангеля. Там уже в начале мая получил приказ оставить своего верного друга ГАЗ-67 и возвращаться к постоянному месту службы.
     Кто-то уже задается вопросом: а зачем этот эксперимент с ледяными аэродромами был нужен? Шла «холодная война». США особенно угрожали нам с севера. Наши стратеги искали, как теперь говорят, адекватный ответ…
     …На склоне лет – уже рукой подать до восьмидесяти – я попытался найти документы, подтверждающие мою «секретную миссию».И был удивлен: в 26-м Центральном научно-исследовательском институте Минобороны РФ, подняв архивы, довольно быстро нашли приказ № 32 от
     11 февраля 1950 г., согласно которому меня, солдата транспортного отдела Белякова Ф.А., направляли в служебную командировку с выездом в Якутскую АССР для сопровождения груза и выполнения задания № 70. Нашелся и приказ от 10 мая 1950 года, которым меня в институте вернули на котловое довольствие. Вот только раскрыть суть «задания № 70» уже никто не мог. И тут я вспомнил, что к нам на ледяные аэродромы прилетал кинооператор. Обратился в Красногорск: нет ли в хранилище соответствующего фильма? «Есть такой документальный фильм, – ответили мне. – «Высокие широты» называется». И безвозмездно выдали на руки кассету с его копией. Когда я слышу слова диктора: «Уже не раз над куполом земного шара парили крылья сталинской авиации, но сегодня впервые над Северным полюсом пронеслись истребители и совершили посадку на ледовом аэродроме», то не могу унять волнения. Это я, солдат последнего военного призыва, тот аэродром на макушке планеты готовил.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex