на главную страницу

29 Июля 2006 года

Планета людей

Суббота

Договор СНВ-1: 15 лет контроля над ядерными вооружениями



15 лет тому назад между нашей страной и Соединенными Штатами был подписан Договор о сокращении наступательных вооружений (Договор СНВ-1). Недавно, во время российско-американских переговоров на высшем уровне в Санкт-Петербурге, президенты России и США поручили провести обзор осуществления этого договора, что может привести, как ожидается, к возобновлению переговорного процесса по проблеме контроля над вооружениями. О том, как стороны пришли к Договору СНВ-1 и что ими сделано по его реализации, речь идет в статье начальника Управления Министерства обороны РФ по контролю за выполнением договоров генерал-лейтенанта Николая АРТЮХИНА.

     

     
Наша справка

     Артюхин Николай Петрович родился 19 сентября 1950 года. Окончил Московское высшее общевойсковое командное училище, командный факультет Академии бронетанковых войск, Академию Генерального штаба ВС РФ. Службу проходил на командных и штабных должностях в Сухопутных войсках, а также в Главном оперативном управлении ГШ ВС РФ. С 15 августа 2002 года начальник Управления Министерства обороны РФ по контролю за выполнением договоров (национального Центра по уменьшению ядерной опасности).




     

     Появление ракетных технологий стало одним из символов прогресса человечества в только что закончившемся XX веке. Однако ракеты породили и новые вызовы самому существованию цивилизации. Возник принципиально новый класс вооружений, способный за считанные минуты доставить смертоносный груз в любую точку планеты. Это также изменило мир. Тем более что одновременно с этим быстро создавалось и оружие массового уничтожения. По мере развития ракетной техники мировое сообщество стало все яснее осознавать те опасности и риски, которые несут с собой ракетно-ядерное оружие и его распространение, задаваться вопросом, как реагировать на эти вызовы?
     Именно это и послужило толчком для того, чтобы СССР и США, главные соперники в многолетней гонке вооружений, обладатели наибольшей военной мощи в области ядерных и обычных средств вооруженной борьбы, начали переговорный процесс по уменьшению ядерной угрозы. В годы «холодной войны» он проходил крайне напряженно. На достижение отдельных соглашений об ограничении вооружений уходили многие годы. Сами договоренности часто носили узкий, избирательный характер, не препятствовали существенным образом гонке вооружений, а лишь частично ограничивали ее отдельные сферы. Такое положение дел во многом порождалось подозрительностью, недоверием партнеров, что, собственно, одновременно и являлось основными причинами и следствием «холодной войны».
     Тем не менее 26 мая 1972 года в Москве СССР и США подписали два важнейших документа: Договор об ограничении систем противоракетной обороны и Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений, получившее название ОСВ-1. Это соглашение впервые устанавливало количественные пределы наращиванию сторонами стационарных пусковых установок МБР и пусковых установок БРПЛ.
     В дальнейшем в ходе длительных и весьма напряженных переговоров в июне 1979 года в Вене был подписан Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений ОСВ-2, охватывающий всю совокупность существующих стратегических средств сторон и предусматривающий их значительное количественное и качественное ограничение. Этим документом предполагалось с 1 января 1981 года ограничить число пусковых установок МБР, пусковых установок БРПЛ и тяжелых бомбардировщиков суммарным количеством, не превышающим 2.250 единиц, и приступить к сокращению тех вооружений, которые были бы на эту дату сверх установленного суммарного количества.
     В 1981 году в Женеве СССР и США начинают переговоры о ядерных силах средней дальности. А спустя полгода - 30 июня 1982 года начались переговоры и о сокращении стратегических наступательных вооружений. Не все гладко было на этом пути. Объявление США о развертывании комплексной исследовательской программы, получившей название «Стратегической оборонной инициативы» (СОИ), начало программы НАТО по развертыванию ядерных сил средней дальности (доставка компонентов КРНБ в Великобританию в 1983 году) поставили под угрозу срыва не только переговоры о РСМД, но и переговоры о сокращении СНВ, тогда (в декабре 1983 года) при завершении очередного раунда переговоров советская сторона не назначила даты их возобновления. И только в 1985 году в Женеве начинаются новые переговоры по всему спектру вопросов о контроле над вооружениями, включая оборонительные и космические системы, стратегические ядерные силы и ядерные силы средней и меньшей дальности. Но уже к концу года на встрече на высшем уровне в Женеве Р. Рейган и М. Горбачев достигают общей договоренности о сокращении СНВ на 50% и заключении промежуточного соглашения по РСМД. Но 23 июля 1987 года советская сторона вносит новое предложение, на основе которого принимается принцип «двойного нулевого варианта», предусматривающий ликвидацию на глобальной основе советских и американских ракет средней и меньшей дальности наземного базирования.
     В ходе трехдневной встречи (8—10 декабря 1987 года) на высшем уровне в Вашингтоне президент США Р. Рейган и М. Горбачев подписали Договор о РСМД, открывший новый этап в решении проблемы ядерных вооружений – переход от количественных и качественных ограничений к их реальной ликвидации. За три года реализации Договора о РСМД (с июня 1988 г. по июнь 1991 г.) на территории России и других бывших республик СССР было ликвидировано 1.846 ракет, 625 пусковых установок, 812 корпусов головных частей и других элементов ракетных комплексов общим числом более 6.000 единиц. В США ликвидировано 846 ракет, 289 пусковых установок, 442 корпуса головных частей и другие элементы общим числом более 2.500 единиц. В итоге из арсеналов двух ядерных держав были полностью изъяты баллистические и крылатые ракеты наземного базирования в диапазоне дальностей от 500 до 5.000 км.
     Подписание и реализация Договора о РСМД стимулировали процесс дальнейшего ограничения ядерных вооружений, но только через четыре года (30—31 июля 1991 г.) президенты России и США подписывают Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1). Эту двухдневную встречу главы государств тогда расценили как «событие, знаменующее начало новой эры в отношениях между нашими странами» и не случайно. Договор СНВ-1, вступивший в силу 5 декабря 1994 года, предусматривал сократить в течение 7 лет (до 5.12.2001 г.) число носителей (ПУ МБР и БРПЛ, ТБ) до 1.600 единиц, количество развернутых на них боезарядов до 6.000 единиц. Итоги реализации этого договора подтвердили правоту этого заявления глав наших государств. Установленные договором уровни сокращений стратегических вооружений были выполнены государствами - участниками договора в заданные сроки.
     Масштабы и динамику, грандиозность совместно проделанной работы можно представить в виде публикуемой здесь диаграммы. Анализируя приведенные на диаграмме данные, мы видим, что за 7-летний период сокращения СНВ стратегический ядерный потенциал сторон сократился почти вдвое.
     Мы не должны при этом забывать, что параллельно с сокращением СНВ шел процесс не менее важный, а по своим политическим и международным последствиям и масштабу проводимых сторонами работ на тот момент даже более значимый – процесс ликвидации ракет средней и меньшей дальности по Договору о РСМД. А значит, естественно, совокупный ядерный потенциал США и СССР претерпел сокращения, значительно большие, чем показано на приведенной диаграмме.














     
31.07.1991 г.
Уровни СНВ на момент
подписания договора
5.12.1994 г.
     Уровни СНВ на момент вступления
договора в силу

5.12.2001 г.
     Уровни СНВ по завершении
7-летнего периода сокращения


     
1 — количество носителей
СНВ России
2 —количество боезарядов
СНВ России
3 — количество носителей
СНВ США
4 —количество боезарядов
СНВ США

     Думается, что итоговые цифры достаточно точно характеризуют значимость сегодняшнего события и не требуют дальнейшей расшифровки. В соответствии с положениями договора в России была создана специальная система реализации, включающая комплекс органов государственного и военного управления, предприятий промышленности, личный состав соединений и частей, структура и порядок функционирования которых регулируются федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. В рамках этой системы федеральные органы исполнительной власти в соответствии с их компетенцией и при координирующей роли Министерства иностранных дел Российской Федерации обеспечивают выполнение обязательств и осуществление прав Российской Федерации по всем международным договорам, участницей которых она является. В составе Министерства обороны Российской Федерации были созданы Управление по контролю за выполнением международных договоров (национальный Центр по уменьшению ядерной опасности), а также подразделения реализации договоров в видах и родах войск, в округах и на флотах.
     В компетенцию национального Центра по уменьшению ядерной опасности, созданного в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 14 декабря 1987 года, входил заблаговременный обмен уведомлениями о пусках ракет наземного и морского базирования за пределы национальных территорий сторон. По мере заключения новых договоров и соглашений в области сокращения и ограничения вооружений и укрепления мер доверия объем задач, возлагаемых на центр, непрерывно возрастал, совершенствовалась вся структура органов реализации договоров. И это понятно, ведь сегодня осуществляется контроль за практической реализацией, кроме Договора о СНВ-1, более десятка договоров и соглашений, в том числе Договора об ОВСЕ, Договора по открытому небу, Венского документа 1999 года, соглашений с Китаем о сокращении вооруженных сил и вооружений и укреплении мер доверия в районе границы и др. Достаточно сказать, что одних только инспекций различного вида по Договору СНВ-1 проведено соответственно российской стороной – 356 и американской стороной – 437.
     Если говорить о значении Договора СНВ-1, то следует отметить его положительные и отрицательные стороны. Из положительных можно выделить следующие моменты:
     - впервые заложена основа не только для ограничения, но и для реального сокращения СНВ;
     - сохранялась существовавшая на то время структура СЯС;
     - был разработан и эффективно используется на практике беспрецедентный механизм контроля за выполнением положений договора;
     - исключалась возможность бесконтрольного производства, испытания и развертывания новых видов СНВ;
     - допускалась возможность использования выводимых из боевого состава МБР и БРПЛ для запуска объектов в верхние слои атмосферы и в космос;
     - процесс сокращения СНВ по срокам совпадал с окончанием сроков эксплуатации и выводом из боевого состава сокращаемых боевых средств;
     - под обоюдным контролем находился весь процесс сокращения СНВ РФ и США;
     - ограничивалось количество развернутых ядерных КРМБ дальностью более 600 км.
     К отрицательным можно отнести следующее:
     - был принят условный, а не реальный засчет ядерных вооружений на тяжелых бомбардировщиках, что дает возможность дополнительного размещения на них неучитываемых ядерных боезарядов;
     - подлежали сокращению тяжелые МБР с РГЧ ИН, составляющие основу ракетно-ядерного потенциала России;
     - поставлены под жесткий контроль мобильные наземные ракетные комплексы, имеющиеся только у России;
     - на современном этапе договор не в полной мере соответствует интересам РФ, так как сдерживает реализацию планов оптимизации СЯС страны.
     Несмотря на это, сегодня, спустя 15 лет с момента подписания Договора о СНВ-1, его значение и роль не только сохраняются, но и возрастают, особенно в свете реализации нового Договора о СНП, подписанного в Москве в мае 2002 года и вступившего в силу с 1 июня 2003 года.
     В статье 2 нового соглашения зафиксировано согласие сторон о том, что Договор СНВ-1 остается в силе. Сделана и особая ссылка на обязательства сторон по этому договору. Он будет действовать до 5 декабря 2009 года, а при согласии сторон может быть продлен и далее. И это означает, что стратегические наступательные потенциалы США и России, по меньшей мере до этого срока, будут находиться под взаимодополняющими ограничениями двух договоров.
     Это важно и с точки зрения обеспечения надлежащего контроля. Продолжающий функционировать контрольный механизм Договора СНВ-1 будет позволять сторонам отслеживать положение дел в стратегических арсеналах двух стран, в том числе и в интересах нового Договора о СНП. Кроме того, как предусмотрено Декларацией о новых стратегических отношениях между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки, положения Договора СНВ-1 служат основой обеспечения доверия, открытости и предсказуемости при дальнейшем сокращении СНВ наряду с другими дополнительными мерами, подлежащими согласованию, включая меры открытости.
     Не менее важную роль при реализации нового соглашения призваны сыграть и предусматриваемые СНВ-1 количественные и качественные ограничения носителей СНВ и положения, касающиеся работ по переоборудованию таких носителей. В них также заключен серьезный сдерживающий фактор для «обратного» развертывания ядерных боезарядов.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex