Наша справка
Артюхин Николай Петрович родился 19 сентября 1950 года. Окончил Московское высшее общевойсковое командное училище, командный факультет Академии бронетанковых войск, Академию Генерального штаба ВС РФ. Службу проходил на командных и штабных должностях в Сухопутных войсках, а также в Главном оперативном управлении ГШ ВС РФ. С 15 августа 2002 года начальник Управления Министерства обороны РФ по контролю за выполнением договоров (национального Центра по уменьшению ядерной опасности).
Появление ракетных технологий стало одним из символов прогресса человечества в только что закончившемся XX веке. Однако ракеты породили и новые вызовы самому существованию цивилизации. Возник принципиально новый класс вооружений, способный за считанные минуты доставить смертоносный груз в любую точку планеты. Это также изменило мир. Тем более что одновременно с этим быстро создавалось и оружие массового уничтожения. По мере развития ракетной техники мировое сообщество стало все яснее осознавать те опасности и риски, которые несут с собой ракетно-ядерное оружие и его распространение, задаваться вопросом, как реагировать на эти вызовы?
Именно это и послужило толчком для того, чтобы СССР и США, главные соперники в многолетней гонке вооружений, обладатели наибольшей военной мощи в области ядерных и обычных средств вооруженной борьбы, начали переговорный процесс по уменьшению ядерной угрозы. В годы «холодной войны» он проходил крайне напряженно. На достижение отдельных соглашений об ограничении вооружений уходили многие годы. Сами договоренности часто носили узкий, избирательный характер, не препятствовали существенным образом гонке вооружений, а лишь частично ограничивали ее отдельные сферы. Такое положение дел во многом порождалось подозрительностью, недоверием партнеров, что, собственно, одновременно и являлось основными причинами и следствием «холодной войны».
Тем не менее 26 мая 1972 года в Москве СССР и США подписали два важнейших документа: Договор об ограничении систем противоракетной обороны и Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений, получившее название ОСВ-1. Это соглашение впервые устанавливало количественные пределы наращиванию сторонами стационарных пусковых установок МБР и пусковых установок БРПЛ.
В дальнейшем в ходе длительных и весьма напряженных переговоров в июне 1979 года в Вене был подписан Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений ОСВ-2, охватывающий всю совокупность существующих стратегических средств сторон и предусматривающий их значительное количественное и качественное ограничение. Этим документом предполагалось с 1 января 1981 года ограничить число пусковых установок МБР, пусковых установок БРПЛ и тяжелых бомбардировщиков суммарным количеством, не превышающим 2.250 единиц, и приступить к сокращению тех вооружений, которые были бы на эту дату сверх установленного суммарного количества.
В 1981 году в Женеве СССР и США начинают переговоры о ядерных силах средней дальности. А спустя полгода - 30 июня 1982 года начались переговоры и о сокращении стратегических наступательных вооружений. Не все гладко было на этом пути. Объявление США о развертывании комплексной исследовательской программы, получившей название «Стратегической оборонной инициативы» (СОИ), начало программы НАТО по развертыванию ядерных сил средней дальности (доставка компонентов КРНБ в Великобританию в 1983 году) поставили под угрозу срыва не только переговоры о РСМД, но и переговоры о сокращении СНВ, тогда (в декабре 1983 года) при завершении очередного раунда переговоров советская сторона не назначила даты их возобновления. И только в 1985 году в Женеве начинаются новые переговоры по всему спектру вопросов о контроле над вооружениями, включая оборонительные и космические системы, стратегические ядерные силы и ядерные силы средней и меньшей дальности. Но уже к концу года на встрече на высшем уровне в Женеве Р. Рейган и М. Горбачев достигают общей договоренности о сокращении СНВ на 50% и заключении промежуточного соглашения по РСМД. Но 23 июля 1987 года советская сторона вносит новое предложение, на основе которого принимается принцип «двойного нулевого варианта», предусматривающий ликвидацию на глобальной основе советских и американских ракет средней и меньшей дальности наземного базирования.
В ходе трехдневной встречи (8—10 декабря 1987 года) на высшем уровне в Вашингтоне президент США Р. Рейган и М. Горбачев подписали Договор о РСМД, открывший новый этап в решении проблемы ядерных вооружений – переход от количественных и качественных ограничений к их реальной ликвидации. За три года реализации Договора о РСМД (с июня 1988 г. по июнь 1991 г.) на территории России и других бывших республик СССР было ликвидировано 1.846 ракет, 625 пусковых установок, 812 корпусов головных частей и других элементов ракетных комплексов общим числом более 6.000 единиц. В США ликвидировано 846 ракет, 289 пусковых установок, 442 корпуса головных частей и другие элементы общим числом более 2.500 единиц. В итоге из арсеналов двух ядерных держав были полностью изъяты баллистические и крылатые ракеты наземного базирования в диапазоне дальностей от 500 до 5.000 км.
Подписание и реализация Договора о РСМД стимулировали процесс дальнейшего ограничения ядерных вооружений, но только через четыре года (30—31 июля 1991 г.) президенты России и США подписывают Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1). Эту двухдневную встречу главы государств тогда расценили как «событие, знаменующее начало новой эры в отношениях между нашими странами» и не случайно. Договор СНВ-1, вступивший в силу 5 декабря 1994 года, предусматривал сократить в течение 7 лет (до 5.12.2001 г.) число носителей (ПУ МБР и БРПЛ, ТБ) до 1.600 единиц, количество развернутых на них боезарядов до 6.000 единиц. Итоги реализации этого договора подтвердили правоту этого заявления глав наших государств. Установленные договором уровни сокращений стратегических вооружений были выполнены государствами - участниками договора в заданные сроки.
Масштабы и динамику, грандиозность совместно проделанной работы можно представить в виде публикуемой здесь диаграммы. Анализируя приведенные на диаграмме данные, мы видим, что за 7-летний период сокращения СНВ стратегический ядерный потенциал сторон сократился почти вдвое.
Мы не должны при этом забывать, что параллельно с сокращением СНВ шел процесс не менее важный, а по своим политическим и международным последствиям и масштабу проводимых сторонами работ на тот момент даже более значимый – процесс ликвидации ракет средней и меньшей дальности по Договору о РСМД. А значит, естественно, совокупный ядерный потенциал США и СССР претерпел сокращения, значительно большие, чем показано на приведенной диаграмме.
31.07.1991 г. Уровни СНВ на момент подписания договора | 5.12.1994 г. Уровни СНВ на момент вступления договора в силу
| 5.12.2001 г. Уровни СНВ по завершении 7-летнего периода сокращения
|
1 — количество носителей СНВ России | 2 —количество боезарядов СНВ России | 3 — количество носителей СНВ США | 4 —количество боезарядов СНВ США |
Думается, что итоговые цифры достаточно точно характеризуют значимость сегодняшнего события и не требуют дальнейшей расшифровки. В соответствии с положениями договора в России была создана специальная система реализации, включающая комплекс органов государственного и военного управления, предприятий промышленности, личный состав соединений и частей, структура и порядок функционирования которых регулируются федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. В рамках этой системы федеральные органы исполнительной власти в соответствии с их компетенцией и при координирующей роли Министерства иностранных дел Российской Федерации обеспечивают выполнение обязательств и осуществление прав Российской Федерации по всем международным договорам, участницей которых она является. В составе Министерства обороны Российской Федерации были созданы Управление по контролю за выполнением международных договоров (национальный Центр по уменьшению ядерной опасности), а также подразделения реализации договоров в видах и родах войск, в округах и на флотах.
В компетенцию национального Центра по уменьшению ядерной опасности, созданного в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 14 декабря 1987 года, входил заблаговременный обмен уведомлениями о пусках ракет наземного и морского базирования за пределы национальных территорий сторон. По мере заключения новых договоров и соглашений в области сокращения и ограничения вооружений и укрепления мер доверия объем задач, возлагаемых на центр, непрерывно возрастал, совершенствовалась вся структура органов реализации договоров. И это понятно, ведь сегодня осуществляется контроль за практической реализацией, кроме Договора о СНВ-1, более десятка договоров и соглашений, в том числе Договора об ОВСЕ, Договора по открытому небу, Венского документа 1999 года, соглашений с Китаем о сокращении вооруженных сил и вооружений и укреплении мер доверия в районе границы и др. Достаточно сказать, что одних только инспекций различного вида по Договору СНВ-1 проведено соответственно российской стороной – 356 и американской стороной – 437.
Если говорить о значении Договора СНВ-1, то следует отметить его положительные и отрицательные стороны. Из положительных можно выделить следующие моменты:
- впервые заложена основа не только для ограничения, но и для реального сокращения СНВ;
- сохранялась существовавшая на то время структура СЯС;
- был разработан и эффективно используется на практике беспрецедентный механизм контроля за выполнением положений договора;
- исключалась возможность бесконтрольного производства, испытания и развертывания новых видов СНВ;
- допускалась возможность использования выводимых из боевого состава МБР и БРПЛ для запуска объектов в верхние слои атмосферы и в космос;
- процесс сокращения СНВ по срокам совпадал с окончанием сроков эксплуатации и выводом из боевого состава сокращаемых боевых средств;
- под обоюдным контролем находился весь процесс сокращения СНВ РФ и США;
- ограничивалось количество развернутых ядерных КРМБ дальностью более 600 км.
К отрицательным можно отнести следующее:
- был принят условный, а не реальный засчет ядерных вооружений на тяжелых бомбардировщиках, что дает возможность дополнительного размещения на них неучитываемых ядерных боезарядов;
- подлежали сокращению тяжелые МБР с РГЧ ИН, составляющие основу ракетно-ядерного потенциала России;
- поставлены под жесткий контроль мобильные наземные ракетные комплексы, имеющиеся только у России;
- на современном этапе договор не в полной мере соответствует интересам РФ, так как сдерживает реализацию планов оптимизации СЯС страны.
Несмотря на это, сегодня, спустя 15 лет с момента подписания Договора о СНВ-1, его значение и роль не только сохраняются, но и возрастают, особенно в свете реализации нового Договора о СНП, подписанного в Москве в мае 2002 года и вступившего в силу с 1 июня 2003 года.
В статье 2 нового соглашения зафиксировано согласие сторон о том, что Договор СНВ-1 остается в силе. Сделана и особая ссылка на обязательства сторон по этому договору. Он будет действовать до 5 декабря 2009 года, а при согласии сторон может быть продлен и далее. И это означает, что стратегические наступательные потенциалы США и России, по меньшей мере до этого срока, будут находиться под взаимодополняющими ограничениями двух договоров.
Это важно и с точки зрения обеспечения надлежащего контроля. Продолжающий функционировать контрольный механизм Договора СНВ-1 будет позволять сторонам отслеживать положение дел в стратегических арсеналах двух стран, в том числе и в интересах нового Договора о СНП. Кроме того, как предусмотрено Декларацией о новых стратегических отношениях между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки, положения Договора СНВ-1 служат основой обеспечения доверия, открытости и предсказуемости при дальнейшем сокращении СНВ наряду с другими дополнительными мерами, подлежащими согласованию, включая меры открытости.
Не менее важную роль при реализации нового соглашения призваны сыграть и предусматриваемые СНВ-1 количественные и качественные ограничения носителей СНВ и положения, касающиеся работ по переоборудованию таких носителей. В них также заключен серьезный сдерживающий фактор для «обратного» развертывания ядерных боезарядов.