на главную страницу

4 Августа 2006 года

Тема номера

Пятница

Крепим страну дорогами

Материал к Дню Железнодорожных войск
подготовил Юрий СПИРИДОНОВ, «Красная звезда».



В этом году воины-железнодорожники встречают свой праздник с особым настроением: войскам, в составе которых им выпало служить, исполняется 155 лет. Более чем за полтора века многократно менялись организация войск, система управления ими, принципы комплектования и обучения личного состава. Неизменным оставалось главное – военные железнодорожники всегда профессионально и самоотверженно исполняли свой долг перед Отечеством. Весьма непростые и ответственные задачи решают они и сегодня. Об этом наша беседа с командующим Железнодорожными войсками генерал-полковником Григорием КОГАТЬКО.

     


     
Командующему
Железнодорожными войсками
генерал-полковнику
Когатько Григорию Иосифовичу

     

     Уважаемый Григорий Иосифович!
     От имени Коллегии Министерства обороны Российской Федерации и от себя лично поздравляю Вас, командование, личный состав, гражданский персонал и ветеранов Железнодорожных войск со 155-летием со дня их образования!
     Славная летопись Железнодорожных войск, начавшаяся с утверждения Николаем I «Положения об управлении Санкт-Петербурго-Московской железной дороги», на протяжении последующих десятилетий была неразрывно связана с судьбой армии и флота. И как бы ваша административная структура за это время ни преобразовывалась и ни видоизменялась, вашей визитной карточкой всегда были и остаются высокий профессионализм, ответственность и надежность.
     Сегодня ваш воинский коллектив бережно хранит и приумножает традиции многих поколений своих предшественников. Направляя свои усилия на повышение боеготовности армии и флота, экономической мощи России, сотрудники ЖДВ способствуют обеспечению безопасности и процветания Отечества.
     Уверен, что присущие специалистам Железнодорожных войск высокая работоспособность, инициатива, творческий подход к делу, а также накопленные более чем за полтора столетия знания и опыт будут и в дальнейшем играть важную роль в развитии транспортной сети государства, укреплении обороноспособности страны, совершенствовании ее хозяйственно-экономического комплекса.
     Желаю командованию, всему личному составу, гражданскому персоналу и ветеранам Железнодорожных войск крепкого здоровья, благополучия, дальнейших успехов в служении Родине!

     

     
Заместитель председателя
Правительства Российской Федерации,
министр обороны
С. ИВАНОВ.

     


     - Григорий Иосифович, у нас немало родов войск, видов Вооруженных Сил, которые намного старше Железнодорожных войск. И все-таки цифра 155 молодым читателям «Красной звезды» покажется удивительной. Неужели родословная войск начиналась еще при крепостном праве?


     - Да, все обстояло именно так. В августе 1851 года, в канун завершения строительства железнодорожной магистрали, соединившей два главных города державы – Санкт-Петербург и Москву, государь-император Николай I собственноручно утвердил «Положение об управлении С.-Петербургско-Московской железной дорогой». Согласно этому документу для охраны и эксплуатации этого пути предстояло сформировать особые военно-рабочие подразделения. Они-то и стали прообразом Железнодорожных войск России.
     Кстати, решая свои повседневные практические задачи, мы изыскали возможности и для детального изучения истории отечественных Желдорвойск. Эта история издана четырьмя книгами и стала отличным подспорьем для воспитания личного состава, формирования гордости за свою службу, верности традициям, корни которых уходят в такую глубь. Особо яркими страницами историю нашего рода войск заполнила Великая Отечественная война. Даже битые гитлеровские генералы признавали: «Русское командование постоянно опиралось на железные дороги в обороне и наступлении, благодаря чему часто проявляло поразительное мастерство, быстро перебрасывая крупные боевые соединения на самые ответственные участки фронта…» Это, по признанию того же К. Типпельскирха, было большой неожиданностью, возможности нашей страны в области железнодорожного транспорта немцами сильно недооценивались. Так что военное прошлое многому учит нас, и о его уроках забывать нельзя. Без железнодорожного транспорта в нашей необъятной по территории стране и сегодня было бы невозможным функционирование экономики. И не только ее. Без железных дорог не обеспечить мобилизационного развертывания Вооруженных Сил, не провести крупного по масштабам учения.

     – Какова в этих условиях роль Железнодорожных войск?

     - Строительство и развитие Железнодорожных войск самым тесным образом увязано с объемом транспортных задач государства в мирное время и в так называемый особый период, к которому всегда нужно быть готовым. Направление и характер нашего развития определены «Основами государственной политики Российской Федерации по военному строительству на период до 2010 года». Реализация этого документа поднимет оснащенность Желдорвойск современными видами вооружения и восстановительной техники, позволит обучать личный состав так, чтобы он был в постоянной готовности обеспечивать бесперебойную работу железнодорожного транспорта в самой сложной, самой непредсказуемой и неблагоприятной обстановке.
     Федеральным законом, соответствующими ему указом президента и директивой министра обороны Железнодорожные войска в 2004 году интегрированы в состав Вооруженных Сил Российской Федерации.

     - Задачи при этом изменились?

     - Нет, они остаются прежними. В мирное время мы обязаны поддерживать постоянную боевую и мобилизационную готовность. Чтобы держать, как говорится, порох сухим, мы ответственно готовимся к техническому прикрытию и восстановлению вверенных нам наиболее важных объектов железных дорог страны. Накапливаем, размещаем, храним, своевременно обновляем вооружение, военную и специальную технику, разного рода материальные средства, которые потребуются для развертывания войск в случае войны. Учим военнослужащих и гражданский персонал соответствующим специальностям на объектах транспортного строительства, прежде всего имеющих оборонное значение. Есть, разумеется, и немало других задач, которые делают жизнь войск напряженной, динамичной, полезной и для армии, и для государства.
     Желдорвойска участвуют в развитии и совершенствовании инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, повышении ее живучести и пропускной способности. Работаем не в одиночку, а в тесном единении с Министерством транспортного строительства РФ, Федеральным агентством железнодорожного транспорта, ОАО «Российские железные дороги». И, что бы плечом к плечу ни делали, заботимся о готовности железных дорог к работе в военное время и в чрезвычайных ситуациях, которых хватает и в мирные дни.
     В военное время задачи Желдорвойск, конечно же, значительно усложнятся. К этому мы обязаны готовиться заранее. И готовимся.

     - На всех направлениях российские железные дороги выходят за пределы государства. А у Желдорвойск есть какие-то обязательства, выходящие за рамки России?

     - Есть и такие задачи. 28 июня нынешнего года Советом министров Союзного государства (России и Белоруссии) утверждена программа «Создание единой системы технического прикрытия железных дорог региона». Она рассчитана на 5 лет и позволит разработать, согласовать и утвердить те правила, те правовые документы, по которым мы будем выстраивать систему совместного технического прикрытия транспортных артерий в угрожаемый период и с началом военного конфликта.
     Готовится пакет документов в Правительстве РФ для ратификации такого же Соглашения в рамках государств – членов Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ).

     - Каким для Желдорвойск складывается нынешний учебный год?

     - В целом мы успешно реализуем задачи, определенные для нас правительством страны, министром обороны, начальником Тыла Вооруженных Сил РФ - заместителем министра обороны. Все, что намечалось планами, предписывалось программами, в первом периоде обучения выполнено. В ходе контрольных занятий все наши соединения и части получили положительные оценки.
     Можно сказать, что у Железнодорожных войск есть преимущество перед многими коллегами по боевому строю: мы имеем возможность учиться и проверять степень выучки на реальных транспортных объектах. Тут у нас весьма конкретные задачи. В ходе учебно-практических работ в 2006 году силами войск предстоит реализовать на объектах внешнего заказчика 584 миллиона рублей и еще 475 миллионов – на ремонте подъездных путей к объектам военного ведомства. Подчеркну: при этом более чем три четверти наших подразделений действуют по своему штатному предназначению, совершенствуют то умение, которое потребуется от них в боевой обстановке. Не без удовлетворения отмечу, что общий объем учебно-практических работ в первом полугодии мы даже перевыполнили – 109 процентов.
     Боевую выучку совершенствуем, как и все в Вооруженных Силах, на командно-штабных учениях и тренировках, тактико-специальных учениях. Участвуем в мероприятиях оперативной подготовки, проводимых на территории всех шести военных округов. На недавнем учении «Байкал-2006», которым руководил начальник Генерального штаба, все наши оперативные группы и корпуса достойно справились с поставленными им задачами.

     - Где войска берут специалистов?

     - В основном готовим сами. Особое внимание уделяем подготовке сержантов и младших специалистов. У нас есть свои учебный и испытательный центры, отдельный учебный полк и отдельный учебный батальон. Их учебная материально-техническая база, методический уровень офицеров, инструкторского состава отвечают требованиям времени.
     А осваивать нам есть что. Войска технически перевооружаются. Создаются и внедряются новые машины и механизмы, перспективные технологии. Все это – вдумайтесь в цифру – позволит повысить энерговооруженность войск более чем вдвое.
     Чего стоит уникальный железнодорожный мост – лента МЛЖ-ВТ наплавной конструкции, который мы успешно испытали на Волге близ Ярославля. Ничего похожего в мире нет. Не только в военное время, но и при катастрофах, наводнениях, селях, от которых никто не застрахован, новый мост-лента может очень пригодиться.

     - А Железнодорожные войска в реализации национального приоритетного проекта «Образование» участвуют?

     - Внесем свою лепту и в это общенациональное дело. В 857-м учебном центре и в 550-м отдельном учебном железнодорожном батальоне проводится эксперимент по подготовке специалистов, которым можно будет вручить соответствующие дипломы.

     - Как войска укомплектованы кадрами?

     - Сегодня в войсках служат 91,2 процента офицеров, предусмотренных штатами. Но первичные офицерские должности заняты полностью. Прапорщиков имеем 86 процентов от положенного. При такой укомплектованности все задачи решать можно.

     - Кого бы в преддверии Дня Железнодорожных войск вы отметили особо?

     - Всех нас радуют достижения
     4-го железнодорожного корпуса, которым командует генерал майор Александр Соболев, Рязанской отдельной бригады во главе с полковником Виталием Свистуновым, Брянской отдельной бригады, где командиром полковник Иван Боровик. Мы не без оснований гордимся своим учебным центром, руководимым генерал-майором Андреем Козловым, и Научно-исследовательским испытательным институтом, где начальником генерал-майор запаса Виктор Поплавский. Можно назвать и другие части, где обеспечены хорошая специальная подготовка, постоянная боевая готовность и крепкая дисциплина. Мы, кстати, не отказались от соревнования между частями. При неформальной организации, практическом уклоне оно тоже мобилизует.
     Мои самые сердечные поздравления тем, кто в эти дни обеспечивает бесперебойное движение поездов по территории Чеченской Республики. Там наши подразделения заняты поистине боевой работой, показывают высокую организацию и выучку. Отмечу, что среди 823 военнослужащих Железнодорожных войск, удостоенных в последнее время государственных наград, большинство рядовые, сержанты, прапорщики и младшие офицеры.
     С профессиональным праздником, боевые друзья, счастья вам и вашим семьям, успехов и ратного вдохновения!


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex