на главную страницу

11 Августа 2006 года

Армия сегодня

Пятница

«Кардиология» авиации

Юрий АВДЕЕВ, «Красная звезда».



Государственной программой перевооружения 2007 - 2015 гг. отдан приоритет серийным закупкам вооружения, при этом в войска техника будет поступать комплектами. Как заявил заместитель председателя Правительства Российской Федерации – министр обороны Российской Федерации Сергей Иванов, в действовавшей до этого программе перевооружения приоритет был отдан НИОКР, именно они позволяют сегодня обеспечить создание техники, отвечающей всем современным требованиям.
Теперь на первый план выходит вопрос, насколько у заказчиков и производителей совпали желания и возможности переоснастить российские силовые структуры современным вооружением и техникой. Ответы на этот не риторический вопрос у эксплуатантов и разработчиков новейших и модернизируемых образцов ВиВТ порой не совпадают. Подтверждением служит прошедшая в Курске на базе ОАО «Прибор» ОКБ «Авиаавтоматика» научно-практическая конференция по проблемам и перспективам создания аварийных регистраторов («черных ящиков»).


     ОАО «Прибор» ОКБ «Авиаавтоматика» разрабатывает, изготавливает и поставляет бортовое радиоэлектронное оборудование для летательных аппаратов всех авиастроительных компаний России. Порядка 90 процентов приоритетных для фирмы разработок находятся в области создания систем управления оружием, 5 процентов - аварийные регистраторы.
     Предприятие готово к выполнению гособоронзаказа для отечественных ВВС. Сейчас на Новосибирском авиационном производственном объединении начат серийный выпуск самолетов Су-34, на которых устанавливаются и системы, изготовленные на ОАО «Прибор». На Як-130 курские специалисты работают по двум направлениям: система управления оружием и накопители полетной информации КАРАТ-29К. Самолет успешно проходит этап государственных испытаний и вскоре будет принят на вооружение, а значит, объем выполняемых заказов увеличится. Пока же львиная доля продукции, выпускаемой фирмой, идет на экспорт в самолетах МиГ-29 и Су-30. В реализации контрактов по поставкам в Индию, Китай, Алжир, Йемен, Малайзию и другим инозаказчикам ОАО «Прибор» ОКБ «Авиаавтоматика» работает через головные предприятия – Раменское ПКБ, РСК «МиГ», АХК «Сухой», другие ведущие авиафирмы.
     Создание продукции, обеспечивающей высокие эксплуатационные характеристики авиационных комплексов, ставшей неотъемлемой их частью, ведется в содружестве с ведущими научно-исследовательскими институтами, в числе которых ГосНИИАС, 13-й ГосНИИ Минобороны России, а также ВВИА им. Н.Е. Жуковского, НПЦ «Технокомплекс» и другие предприятия отрасли. У организаторов научно-практической конференции складываются очень хорошие отношения с зарубежными партнерами: французской фирмой «Талес», английской «Пениджис», канадской «Стар». В ОАО «Прибор» ОКБ «Авиаавтоматика» изучаются отечественные и зарубежные образцы новинок, ведутся научно-исследовательские работы, способствующие более широкому внедрению передовых технологий в проектировании и производстве.
     В качестве перспективных направлений развития стоит отметить разработку курскими специалистами ручек управления летательным аппаратом, двигателем для самолетов и вертолетов, а также создание информационно-аналитической системы реального времени. Фирма активно сотрудничает с АХК «Сухой» в проекте среднемагистрального регионального самолета RRJ. В настоящее время изучается прообраз одной из систем, запланированной к установке на этот самолет.
     Все это позволяет говорить о прочном финансово-экономическом положении фирмы. Как пояснил первый заместитель главного конструктора ОКБ «Авиаавтоматика» Вячеслав Киселев: «средняя заработная плата в конструкторском бюро 11.000 рублей, а на других предприятиях Курска она около 6 – 7 тысяч. 2005 год, который не назовешь характерным для нашей деятельности, мы закончили с прибылью более 300 млн. рублей, а в среднем наши ежегодные объемы 600 млн. и прибыль - 100 млн. рублей». Вот почему руководство фирмы уверено, что с получением дополнительных заказов сможет увеличить число работников предприятия до 3.000 человек. К тому же в настоящее время у предприятия имеются хорошие перспективы для расширения ниши бортовых регистраторов, а для этого надо заработать авторитет в этой области деятельности.
     Очередная научно-практическая конференция способствует поддержанию положительного имиджа. Как пояснил первый заместитель главного конструктора по технике Станислав Селезнев: «Мы хотели показать эксплуатирующим организациям, генеральным конструкторам тех объектов, на которых установлены наши изделия, достижения в плане проектирования, технологии и производства».
     Имеются и другие положительные стороны мероприятия, на которое были приглашены представители научных и конструкторских учреждений, производителей систем, а также генеральных разработчиков авиастроительных фирм для обмена опытом, мнениями и демонстрации новых наработок. Прежде всего каждый из присутствующих мог убедиться – в России имеются новинки, подтверждающие, что отечественные разработчики и производители способны создавать и выпускать новейшие системы для современных летательных аппаратов. Все это дает хороший стимул для дальнейшего движения вперед и позволяет координировать работу на будущее.
     Значение систем регистрации полетной информации на основе бортовых накопителей, выполняющих функции аварийного регистра и автоматизированной системы контроля, лучше всего позволяет понять трагедия, случившаяся с аэробусом А320 на Черноморском побережье у аэродрома Адлер. Только аварийные регистраторы, так называемые черные ящики, позволяют провести независимое расследование, восстановить цепочку всех обстоятельств и событий, происходивших на самолете или вертолете, с точностью до долей секунды. Во время полета с помощью различных датчиков, установленных на различных системах летательного аппарата, снимается своеобразная кардиограмма, в которой записываются параметры и многая другая информация. Собранные данные хранятся в бортовых накопителях, именно они дадут точный ответ на многие вопросы специалистов, в том числе помогают находить причину катастрофы или аварии, а не строить выводы комиссии на предположениях и домыслах. Вот почему специалисты несколько суток выполняли поиск на дне моря именно этой системы, а не стали поднимать с морских глубин останки авиалайнера.
     Здесь надо отметить весьма интересную деталь. Зарубежные регистраторы способны длительное время находиться в агрессивной среде и оборудованы радиомаяками. В России имеются аналогичные разработки, но не эксплуатируются, и поиск «черных ящиков» напоминает поиск иголки в стогу сена.
     Казалось бы, после столь печального напоминания о важности аварийных регистров и автоматизированных систем контроля в вопросах обеспечения безопасности полетов эксплуатанты обязательно должны были приехать в Курск для ознакомления с перспективными разработками. Удивительно, но факт – на конференции присутствовали представители Генерального штаба, 13-го ГосНИИ Минобороны и ГЛИЦ, остальные военные из числа приглашенных собирались, но по разным причинам не приехали. Хотя наша военная авиация пользуется системами, которые в своем подавляющем большинстве дают ограниченный объем информации для проведения анализа учебно-тренировочных и боевых полетов. А ведь поездка в Курск помогла бы военным эксплуатантам решить хотя бы часть проблем в этой области. Ведь разработки - это в общем-то поиск различных технических решений. Насколько они успешны, решать заказчику, но для этого надо знать специфические особенности, которые порой можно выявить в ходе дискуссии.
     Однако с сожалением приходится констатировать, что многие новинки в российские Вооруженные Силы в скором времени не поступят. В планах гособоронзаказа до 2015 года не предусмотрена статья расходов на закупку и модернизацию систем регистрации полетной информации. Получается парадоксальная ситуация: Россия модернизирует военный авиапарк, но не устанавливает новые системы, которые позволяют каждый полет, что называется, разобрать по косточкам. Прошедшая научно-практическая конференция убедительно показала, что необходима корректировка государственных планов в этом вопросе.
     Развитие систем регистрации полетной информации идет семимильными шагами. Современные технологии позволяют создавать комплексы, регистрирующие все больший объем информации во время полета. Если раньше в качестве накопителя использовали закопченную бумагу, на которой бароспидограф регистрировал только скорость и высоту полета, то сегодня уже стало возможным создание твердотельного накопителя с объемом памяти, измеряемым гигабайтами. При этом в цифровом формате помимо всего прочего обеспечивается видеозапись действий экипажа. Наличие такой системы регистрации полетных данных позволило бы снять многие вопросы по катастрофе штурмовика Су-25, произошедшей 28 июня с.г., которая служит напоминанием и подтверждением истины – в авиации мелочей нет, а информация никогда не бывает лишней. Кроме всего прочего инструкторы и командиры могут получить возможность анализировать действия летчика, при выполнении задания используя видеозапись, а это не замедлит сказаться на повышении уровня подготовки летного состава и экономии ресурсов.
     Вернемся к конференции, на которой с докладами о решаемых задачах выступили представители многих российских фирм. Начальник отдела ОАО «ОКБ Сухого» Ян Петришин рассказал о наземном комплексе обработки полетной информации АРМ ТСВ, который позволит значительно расширить возможности специалистов объективного контроля. Например, помимо видеоконтроля выполненного боевого задания система позволяет на основе цифровой полетной карты и зарегистрированных параметров полета построить профиль полета, в том числе и в трехмерной системе координат.
     Весьма содержательным было выступление ведущего специалиста ОАО «Измеритель» Сергея Виноселова. Корпорация разработала бортовое устройство регистрации параметрической и звуковой информации «Кодер», которое после проведения испытаний в дальнейшем предполагается установить на Ми-28Н.
     Большой резонанс вызвал доклад «Использование регистраторов данных рейса на морском транспорте», с которым выступил заместитель начальника отдела электрооборудования и автоматизации, руководитель группы радио-и навигационного оборудования Главного управления ФГУ «Российский морской регистр судоходства» А. Чернышев. Согласно принятому международному соглашению «черные ящики» будут устанавливаться на морских судах, а также военных кораблях. Специалисты задавали вопросы докладчику и в ходе перерыва. Как позже прокомментировал Станислав Селезнев, состоялся очень предметный разговор с представителями судостроения, запланирована поездка в Санкт-Петербург для решения вопросов об установке регистрирующей аппаратуры ОАО «Прибор» ОКБ «Авиаавтоматика» на корабли Военно-морского флота и гражданские суда.
     В настоящее время ведется разработка весьма интересной новинки. Станет возможным по команде с земли в автоматическом режиме передавать по радиоканалу с борта летательного аппарата регистрируемую информацию. Это позволит специалистам более оперативно проводить анализ работоспособности авиационного комплекса и сократить время подготовки к повторному вылету. Зарубежные конструкторы в этом вопросе дальше теории не продвинулись.
     Рассказали о своих новинках и представители ОАО «Прибор» ОКБ «Авиаавтоматика». Например, малогабаритная система сбора и регистрации полетной информации МБР, выполненная в виде моноблока, может быть адаптирована под любой летательный аппарат среднего и малого класса. Совместно с ГосНИИАС создан и подготовлен к серийному выпуску стенд расследования летных происшествий СРЛП.
     В заключение надо отметить, что созданные при выполнении ОКР российскими конструкторами новинки соответствуют мировым стандартам, а перспективные разработки позволят российским авиастроителям оставаться в числе мировых лидеров.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex