на главную страницу

18 Августа 2006 года

Планета людей

Пятница

Кэптен Ханс Кристиан ХЕЛЬСЕТ:
«Мы заинтересованы
в сотрудничестве с ВМФ России»

На вопросы «Красной звезды» отвечает командующий флотилией надводных кораблей Королевских ВМС Норвегии

Сергей ВАСИЛЬЕВ, «Красная звезда». При содействии Центра зарубежной военной информации Северного флота.Фото автора.



     


     Наша справка.
Ханс Кристиан Хельсет вступил в ряды ВМС Норвегии в 1977 году, став курсантом военно-морского училища. С 1981 года - штурман, старший помощник командира и командир подлодки типа «Кобен», старший помощник командира фрегата УРО «Нарвик», командир подводной лодки «Утстейн». Обучался в командно-штабном колледже ВС Германии, служил в управлении планирования штаба ОВС НАТО. В должности командующего флотилией надводных кораблей ВМС Норвегии с августа 2002 года.



     

     - Господин кэптен, с 2001 года в Норвегии осуществляется комплекс мероприятий по реформированию вооруженных сил в целях оптимизации их организационно-штатной структуры и адаптации к решению наиболее вероятных задач, стоящих перед ними в первом десятилетии XXI века. План реформирования разделили на два этапа, первый из которых завершился в прошлом году. Какие за это время изменения претерпели Королевские ВМС, в частности ваша флотилия надводных кораблей?
     - Главной целью реформирования, которое началось в вооруженных силах Норвегии с 2001 года, стало сокращение их мобилизационного компонента. При этом основное внимание уделили частям постоянной готовности, интенсивности подготовки таких подразделений, позволяющей им в кратчайшие сроки решать поставленные задачи. Безусловно, самые крупные изменения произошли в сухопутных силах. Однако они коснулись и военно-морских сил. Например, принято решение сократить число ракетных катеров типа «Хаук» с четырнадцати до шести единиц. Законсервировали береговую артиллерию. Фрегат УРО «Берген» (типа «Осло») уже выведен из боевого состава флота. Участие однотипного с ним «Тронхейма» в российско-норвежском учении «Помор-2006» стало последним его выходом в море. С «Нарвика» (последнего из старых кораблей) флаг спустим через год. Но к 2009 году в состав ВМС уже войдут все пять новейших фрегатов типа «Фритьоф Нансен». Также примем на вооружение шесть ракетных катеров типа «Шольд», проведем модернизацию минных тральщиков и подводных лодок типа «Ула». У нас профессионально подготовленные подразделения специального назначения, их количественный состав не изменится. Успешно оправдывают свое предназначение корабли береговой охраны, организационно входящие в военно-морские силы. Так что в целом ВМС Норвегии будут маленькими, но оснащенными современными кораблями и другой техникой.
     Произошли большие изменения и в инфраструктуре материально-технического обеспечения ВМС. Береговые службы, снабжающие корабли, мы объединили в одну материально-техническую базу, находящуюся в ГВМБ Хоконсверн. В связи с этим военно-морские силы планируют получить еще два-три судна обеспечения. Вы можете спросить: «Почему такой небольшой стране, как Норвегия, потребовался хороший флот? Зачем при населении численностью четыре с половиной миллиона человек ВМС нужны пять суперфрегатов типа «Фритьоф Нансен»?» Отвечу: «Мы - морская держава. И основной доход в государственный бюджет приносят добыча нефти на морском шельфе, рыбная промышленность и океанский торговый флот. А все это нужно охранять».
     - Командование ВМС Норвегии неоднократно заявляло, что намерено способствовать активизации конкретных действий военно-морских сил как в операциях внутри страны, так и за рубежом. Исходя из этого, какие задачи сегодня стоят перед Королевскими ВМС? В каких операциях участвуют либо будут участвовать корабли, в частности вашей флотилии?
     - Перед нами, как и в целом перед вооруженными силами, стоит задача сохранения суверенитета государства, защиты его природных богатств и достижений. Кроме этого, Норвегия - часть блока НАТО, а также активный член Организации Объединенных Наций. Поэтому всегда готовы участвовать в операциях, которые проводят как Североатлантический альянс, так и ООН. Кстати, за прошедшие пятнадцать лет Норвегию задействовали в двадцати семи различных операциях и учениях, в которых от наших ВМС участвовали либо фрегаты, либо минные тральщики, либо ракетные катера. И если Организация Объединенных Наций обратится к нам, мы способны в любой момент оказать ей свою поддержку.
     И вторая задача, стоящая перед ВМС, – быть в готовности к оперативным действиям на севере Норвегии. Прошлое правительство отдавало приоритет участию военно-морских сил на южном направлении: в Средиземном море и так далее. Новое же правительство одновременно с нашим присутствием в Средиземноморье большое внимание уделяет северным районам страны и, прежде всего, омываемым Баренцевым морем. Кстати, основные вопросы, которые задавала норвежская пресса на пирсе в день захода БПК «Адмирал Левченко» в Хоконсверн, касались именно нашей деятельности в северных районах Баренцева региона, общих интересов в них Норвегии и России. Мы не хотим, чтобы третьи страны приходили сюда и опустошали рыбные запасы. Кроме этого, основная цель наших стран - совместно добывать нефть и газ на шельфе арктических морей, но при этом особое внимание обращать на охрану и защиту окружающей среды. ВМС будут всегда поддерживать национальную политику, проводимую в отношении северных районов Баренцева региона. Поэтому очень приятно, что складывается позитивное и добрососедское сотрудничество между соединением норвежских фрегатов и дивизией противолодочных кораблей Северного флота ВМФ России.
     - Военное руководство Норвегии подчеркивает, что особое внимание надо уделять приему в вооруженные силы страны хорошо образованных молодых людей, которые захотели бы остаться в армии и на флоте после окончания основного срока службы. Насколько служба в ВМС привлекательна для молодежи в плане денежного вознаграждения, гарантированных привилегий? Что делаете, чтобы юноши и девушки без сожаления меняли гражданскую жизнь на регламентированную флотскую службу?
     - Мы считаем, что если служба в ВМС будет мало мотивированной, то на флот просто никто не пойдет. Будут избегать призыва на службу, уклоняться от него. А сегодня потребность норвежских военно-морских сил в специалистах высокого класса велика. Что делаем, чтобы привлечь молодежь к службе в ВМС? В первую очередь в средствах массовой информации постоянно рассказываем молодым людям о национальных военно-морских силах, хорошей профессиональной подготовке в них, достаточно высокой оплате флотского труда, а когда корабли заходят в порты Норвегии, то они всегда открыты для посещения местным населением. Большое внимание уделяем матросам, увольняющимся в запас, у которых должно остаться после года службы исключительно позитивное впечатление: ведь, приехав домой, они делятся с ровесниками, как замечательно служить на флоте и тем самым исподволь агитируют их также призваться в ВМС.
     Что касается младшего офицерского корпуса, то в нем также много желающих посвятить жизнь военно-морским силам. Секрет этого, на мой взгляд, в положительных изменениях, которые происходят в норвежском обществе в целом: если в нем все нормально, оно динамично развивается, то также стабильна кадровая ситуация и в его ВМС. Как известно, подготовка флотских специалистов, прежде всего, для технического состава, - длительный процесс. И очень болезненно, когда эти люди, в конце концов, увольняются в запас, а ВМС теряют высококлассных специалистов.
     - Осенью прошлого года во время посещения Североморска фрегатом УРО «Нарвик» вы подчеркнули, что отрадно участвовать в таких важных визитах. Можно ли из этого заключить, что вас полностью удовлетворяет уровень сотрудничества ВМС Норвегии с ВМФ России, в частности с Северным флотом? Каким видите дальнейшее развитие наших отношений?
     - Взаимодействие в море и на берегу экипажей норвежских фрегатов и российских противолодочных кораблей, базирующихся в Североморске, это хороший пример в целом позитивно складывающихся отношений между нашими ВМС и ВМФ России. Исходя из этого, я уже вижу реальные пути дальнейшего развития двустороннего флотского сотрудничества. Прежде всего в октябре этого года планируем официальный визит на Северный флот подводной лодки типа «Ула», приуроченный к столетию подводных сил Российской Федерации. И я считаю, что уже сам факт прихода в Североморск норвежской подводной лодки, – это неоспоримый и убедительный шаг вперед в наших отношениях, которым подчеркивается все возрастающее доверие друг к другу. В свою очередь мы надеемся увидеть российскую подводную лодку в Хоконсверне в 2009 году, когда будем отмечать столетие норвежского подводного флота. Уверен, юбилей станет великолепным и впечатляющим зрелищем, когда в главной военно-морской базе ВМС Норвегии рядом ошвартуются российская, американская, немецкая, французская и шведская подводные лодки. Это, как говорится, будет что-то новенькое в международном военно-морском «меню». И я не вижу никаких трудностей, чтобы не обмениваться также визитами минных тральщиков либо ракетных катеров. Например, для наших ВМС было бы очень интересно посетить Балтийский флот, базы Калининград и Балтийск. Словом, для военно-морского сотрудничества с Россией мы имеем много возможностей, главное – полноценно использовать их.
     - Ваша оценка состоявшемуся в Норвежском море совместному учению «Помор-2006»?
     - Проведение «Помора» стало значимым событием для развития российско-норвежского флотского сотрудничества. И хотелось бы, чтобы уже в одной из фактических операций в море мы с представителями ВМФ участвовали вместе. Если будет какое-то взаимодействие под эгидой Организации Объединенных Наций и если его одобрят страны, входящие в Совет Безопасности ООН, то вполне реально, что ВМФ России и ВМС Норвегии примут участие в совместной миротворческой операции в составе корабельной тактической группы НАТО. Однако все равно нужно начинать с какого-то маленького уровня, чтобы дальше идти вперед по восходящей. Вот поэтому «Помор-2006» с участием БПК «Адмирал Левченко», фрегата УРО «Тронхейм» и самолета базовой патрульной авиации «Орион», а также тренировки российских и норвежских моряков в учебном центре в Хоконсверне, состоявшиеся на фоне адаптированного к жизни сценария, мы провели вместе. Уверен, что и в будущем наши корабли будут действовать в море борт о борт. Более того, дальнейшее проведение «Помора» для нас очень важно. Он одобрен руководством вооруженных сил и ВМС Норвегии. И, когда мы будем разрабатывать перспективную программу развития международного сотрудничества военно-морских сил, никто нас не переубедит в нашем решении по этому вопросу. Во время визита БПК «Адмирал Левченко» в Хоконсверн главный инспектор ВМС адмирал Финсет позвонил мне и буквально подчеркнул, что норвежская сторона заинтересована в развитии сотрудничества своих военно-морских сил и ВМФ России. Норвегия к этому расположена, хочет продолжать, а главное - развивать российско-норвежское флотское взаимодействие.
     - Планируют ли ВМС Норвегии в перспективе войти в группировку «ФРУКУС» либо участвовать в учении «Северный орел», в котором задействованы американские и российские корабли?
     - Отслеживаю эти учения уже в течение нескольких лет. Поэтому, когда они, в частности, «Северный орел», проводятся в Норвежском море, наших территориальных водах, а иностранные корабли в норвежских портах получают необходимую материально-техническую поддержку, и все это происходит без участия ВМС Норвегии, то... Надеюсь, понимаете наши чувства? Однако, если великие морские державы пригласят нас к взаимодействию, мы отнесемся к этому исключительно позитивно, поскольку примем участие в планировании самих учений. Более того, предложим возможности учебно-тренировочного центра, который посещали североморцы в Хоконсверне, для подготовки всех экипажей иностранных кораблей.
     - Спасибо за беседу!


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex