на главную страницу

22 Августа 2006 года

Планета людей

Вторник

КОГДА ЛОПНУЛА «ДРУЖБА»

Виктор РУЧКИН.



     Россия – Литва
     Если ремонт нефтепровода «Дружба», по которому на НПЗ Mazeikiu nafta поступает российская нефть, затянется, то Литва начнет ремонтные работы на железной дороге и ограничит из-за этого военный транзит через свою территорию в Калининградскую область. Об этом объявил журналистам президент Литвы Валдас Адамкус. «Мы взяли международные обязательства обеспечить калининградский транзит, но в то же время должны обеспечить безопасность тех поездов, тех пассажиров, которые проезжают через территорию Литвы, - сказал президент. - Если возникнет вопрос о проведении ремонтных работ для безопасности железной дороги, я не вижу здесь никакого политического давления, и работы должны быть выполнены - это нормальный процесс».
     Ранее в литовских СМИ сообщалось, что Россия информирована о плохом состоянии железнодорожных путей, в том числе и по маршруту Кена — Кибартай (пограничные станции на границах с Белоруссией и Калининградской обл.), из-за чего могут быть ограничены движение пассажирских поездов и перевозка некоторых специальных грузов, в том числе военных.
     Поставки нефти в Литву по трубам прекращены с 29 июля - сразу же после аварии на нефтепроводе «Дружба-1» на участке между Брянском и Новополоцком (Белоруссия). В результате происшествия вылилось около 100 т нефти. По предварительной версии, причиной аварии стала изношенность труб, не выдержавших давления. По указанию российского Министерства природных ресурсов напряжение в трубах на указанном участке ослаблено, что привело к сокращению подачи нефти за счет отключения Балтии. 9 августа вице-президент «Транснефти» Сергей Григорьев заявил, что в настоящее время российская компания выдала техническое задание на проведение независимой экспертизы состояния магистрального нефтепровода. В зависимости от выводов экспертов трубопроводная компания будет принимать решение о капитальном ремонте либо о строительстве новой магистрали. Ранее президент компании Семен Вайншток заявил, что, вероятно, вообще придется отказаться от нефтепровода «Дружба», так как срок его эксплуатации истек 12 лет назад.
     Эти заявления были восприняты в Литве как попытка экономического шантажа в связи с тем, что НПЗ Mazeikiu nafta не досталась российским компаниям, а была продана польскому предприятию PKN Orlen. В состав Mazeikiu nafta входят мажейкяйский НПЗ, нефтетерминал в Бутинге и нефтепроводы в Литве. PKN Orlen покупает литовское предприятие у ЮКОСа и правительства Литвы. После получения разрешения Еврокомиссии на приобретение до 100% акций Mazeikiu Nafta PKN Orlen должна будет заплатить ЮКОСу 1,492 млрд. долларов за 53,7% акций и 851,829 млн. долларов Литве за 30,66% акций.
     Ни правительство Польши, ни польский концерн PKN Orlen не видят причин для отмены сделки по приобретению Mazeikiu nafta в связи с приостановкой поставок нефти из России. Как заявил министр финансов Войцех Ясинский, «нет никаких причин для PKN Orlen отказываться от (участия в. – ред.) приватизации MN». Концерн придерживается такого же мнения. «Когда мы принимали решение о покупке Mazeikiu nafta, мы рассматривали различные варианты поставок в Литву, включая различные направления и различные типы нефти», - заявил пресс-секретарь Orlen Давид Пекаж. «Поэтому остановка поставок по трубопроводу не станет причиной отмены сделки», - добавил он.
     Представители компании Mazeikiu nafta также не раз заявляли, что она готовится полностью отказаться от переработки российской нефти. «В настоящее время мы переходим на другое поле – начнем перерабатывать нероссийскую нефть и посмотрим, какие имеются возможности обеспечить поставки, если, например, потоки российской нефти будут повернуты в другом направлении, например начнет действовать нефтепровод в Китай», - заявил председатель правления Mazeikiu nafta Нериюс Эйдукявичюс. Он отметил, что в условиях прекращения поставок нефти из России по трубопроводу полностью оправдал себя нефтетерминал Бутинге, с которого на мажейкяйский НПЗ доставляется привезенная танкерами нефть. «Но у нас есть и другие альтернативы обеспечения поставок», - отметил Эйдукявичюс. «Без нефтетерминала Бутинге Mazeikiu nafta тоже действовала бы, в данном случае вопрос в том, насколько выгодно поставлять нефть через Бутинге или другими способами, насколько выгодно перерабатывать российскую нефть», - подчеркнул председатель правления литовской компании. Тем не менее Литва и польская PKN Orlen высказывают недовольство в связи с поставками нефти через терминал Бутинге, так как это увеличивает стоимость каждой тонны нефти на 8 евро.
     Искусственное ограничение Литвой воинского транзита в Калининградскую область осложнит, но не парализует жизнедеятельность Балтийского флота (БФ), считает, как передает Интерфакс, командующий БФ вице-адмирал Константин Сиденко. В этом случае флоту придется больше затрачивать финансовых средств, организационных усилий на снабжение воинской группировки морским путем, которым и сегодня перевозится большое количество необходимого имущества. Однако номенклатура воинских грузов включает в себя и те, которые предпочтительно доставлять по железной дороге, сказал командующий. По его словам, ограничение транзита прежде всего скажется на семьях военнослужащих, на гражданских специалистах и на простых жителях Калининградской области. Это может вызвать определенную социальную напряженность, которая негативно скажется на отношении населения российского эксклава к соседям из Литвы.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex