на главную страницу

30 Августа 2006 года

Наша жизнь

Среда

ЧЕМ ГРОЗИТ УКРЕПЛЕНИЕ РУБЛЯ?

Беседу вел Владимир МОХОВ, «Красная звезда».



«Не понимаю, почему мы должны бояться укрепления рубля? – спрашивает в письме в редакцию полковник в отставке Станислав Фокин из Московской области. – Ведь, чем выше курс рубля по отношению к доллару, тем больше товаров смогут купить на свою невысокую зарплату военнослужащие, тем больший вес будет иметь военная пенсия». И в самом деле, что плохого в том, что наша национальная валюта потихоньку крепнет? В этом мы попытаемся разобраться с помощью директора Института международных экономических и политических исследований РАН, профессора Руслана ГРИНБЕРГА.

     - Руслан Семенович, в ходе последней рабочей встречи с министром финансов Алексеем Кудриным Президент России Владимир Путин вынужден был признать: реальное положение в экономике показывает, что укрепление рубля в этом году может стать для нее критическим…
     - Увы, это так. Президент поинтересовался, что Минфин и Центробанк планируют делать в этом направлении. У отечественных предприятий, отметил глава государства, еще есть запас прочности, но если так будет продолжаться, у них появятся серьезные проблемы. Дело в том, что укрепление рубля снижает конкурентные способности нашей промышленности, растет уязвимость перед импортом. В будущем году, например, импорт прирастет сразу на 27 процентов.
     На самом деле укрепление рубля носит сейчас искусственный характер. Потому что по-настоящему крепкая валюта не обесценивается внутри страны. Инфляция в такой стране – минимальная, как в США или государствах Евросоюза. Она составляет там максимум 2-3 процента. Если она подобралась к 4 процентам, это повод к всеобщей обеспокоенности.
     У нас же рубль укрепляется вовсе не потому, что снизилась инфляция, что мы все больше доверяем своей валюте, уверенно прогнозируем, как она будет себя вести завтра. Напротив, инфляция у нас в пять раз опережает американскую, считающуюся нормальной. Вот и в этом году она вряд ли составит меньше 10 процентов. Вы же видите, что цены растут, как на дрожжах. А это инфляция, при которой любые доходы обесцениваются на те же 10 процентов и при которой рубль внутри страны отнюдь не крепнет…
     - В чем же причины этого искусственного укрепления?
     - Курс рубля по отношению к доллару растет только потому, что к нам поступает мощный приток нефтедолларов. Если бы Центральный банк весь этот приток скупал, тогда бы не было и никакого укрепления рубля. Но он закупает нефтедоллары лишь время от времени, поскольку боится закупать их много и, на мой взгляд, совершенно необоснованно. Проблема здесь не в количестве валютных резервов, а в том, как их правильно потратить. Я выступаю как раз за то, чтобы не стерилизовать всю эту долларовую массу, а направлять ее на неотложные нужды. И всякие ссылки на опыт Норвегии или Арабских Эмиратов в данном случае несостоятельны. В отличие от них у нас ворох проблем! От беспризорников и детских садов до жуткого положения дел в здравоохранении, от отсутствия дорог и мостов до острейшей нехватки современного промышленного оборудования. А возьмите такую острейшую социальную проблему, как нехватка жилья, в том числе и для военнослужащих.
     Глупо рассчитывать, что эти проблемы разрешатся сами собой, без вложения соответствующих средств. Значит, средства эти, в данном случае сыплющиеся, словно из рога изобилия, доллары, надо тратить именно на эти цели. Тем более что все возможности для этого есть. Мы ведь наблюдаем не какой-то спекулятивный, а фундаментальный, долгосрочный спрос на наши энергоресурсы. По большому счету в этой ситуации не нужны нам никакие профициты бюджета и стабилизационные фонды. Средства надо направлять на реализацию государственной программы модернизации экономики. А рубль от этого искусственно не укрепится. Он будет оставаться стабильным.
     - Не кажется ли вам, что повышение курса национальной валюты прежде всего беспокоит наших экспортеров?
     - Да, оно наносит по ним определенный удар. Но экспортеры у нас специфические. И нормы прибыли у них сумасшедшие. Потому укрепление курса рубля по отношению к доллару почти на 5 процентов, произошедшее за этот год, для них в общем-то ерунда. Хотя они и жалуются, прибыль их уменьшилась незначительно. Здесь нечего говорить о том, что наши экспортные магнаты находятся в отчаянном положении. Если бы наш экспорт был диверсифицированным, если бы мы продавали за рубеж много готовых изделий, тогда бы важны были и эти 5 процентов. Но наша экономика, к сожалению, устроена не так.
     Почему Владимир Путин обратил внимание на этот вопрос именно сейчас? Он наверняка обеспокоен тем, что в последние месяцы импорт прирастает бешеными темпами. Для потребителей это в принципе неплохо. Но лишь в том случае, если бы остальной мир не только заваливал нас своими продуктами или электроникой, но и давал деньги на то, чтобы их приобретать…
     Между тем в советские времена мы производили практически весь ассортимент необходимых нашим гражданам товаров. Другое дело, что качество их не всегда было приличным. Поэтому и сегодня надо брать курс на расширение товарного производства, выработав здесь какие-то приоритеты. Например, я бы предложил в числе первых выработать программу поддержки отечественного авиастроения, отказавшись в то же время от поддержки производства собственных автомобилей, где мы безнадежно отстали.
     В этом смысле курсовые манипуляции с рублем особого значения не имеют. В условиях стабильно высоких мировых цен на нефть это не самое главное. И когда Президент страны выражает озабоченность в связи с форсированным укреплением рубля, на самом деле, он переживает о другом сегменте нашей экономики – обрабатывающей промышленности. В 1990-х годах она была практически разрушена и только сейчас потихоньку возрождается. Но повышение курса рубля в данном случае усугубляет засилье импорта по всем позициям. И нашей обрабатывающей промышленности все труднее конкурировать с дешевеющим на глазах «made in…»
     - Может быть, и хорошо, что в этих условиях снова на неопределенный срок отодвинулась дата нашего вступления в ВТО, что на нас не хлынул новый поток импорта?
     - Прямой связи с укреплением рубля я здесь не вижу. В ВТО нас давно можно было бы принять, но здесь играют роль сугубо политические факторы, которые связаны с внутрипартийной борьбой в США. В этом случае вроде бы остается какой-то рычаг давления на Россию…
     В перспективе искусственное укрепление рубля блокирует и развитие отечественного производства, и развитие экспорта. Это надо понимать очень четко. И с этим нужно бороться. В этом смысле наш Президент совершенно прав. Но мне кажется, что финансовый блок нашего правительства пока больше упражняется в риторике, полагая, что проблему можно решить только через сокращение инфляции. Тем самым они выдают желаемое за действительное. На самом деле надо уже сейчас, при высокой инфляции, бороться с укреплением рубля. Минфин же все время настаивает, что необходимо сокращать государственные расходы, денежные предложения и стерилизовать нефтедоллары в Стабилизационном фонде. Но наша инфляция меньше всего зависит от количества денежной массы. Она корнями уходит в ценовые сговоры, слабый контроль за естественными монополиями и т.д.
     Похоже, пока стратегия Минфина сводится к тому, что в стране надо иметь поменьше денег и поменьше их тратить. Чтобы никто не просил. Стратегию эту вряд ли можно считать нормальной. Как ненормально и укрепление рубля при 10-процентной (!) инфляции. Это ножницы между внутренней девальвацией и внешним укреплением национальной валюты, на которые мы можем напороться. Ибо долго продолжаться не может, чтобы два этих процесса шли в диаметрально противоположном направлении.
     Вообще, тема эта очень непростая, она требует детального изучения. Но здесь важно понять, что диагноз нашей экономической болезни ставится не совсем верно. Отсюда и лечение назначается сомнительное…


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex