на главную страницу

12 Октября 2006 года

Культура

Четверг

За музыкою вслед…

Ирина ПАВЛЮТКИНА, «Красная звезда».



Генерал-майору Ивану Васильевичу Петрову, профессору, заслуженному деятелю искусств РСФСР, дирижеру, композитору, педагогу, общественному деятелю в этом году исполнилось бы 100 лет.
В связи с юбилеем выдающегося Мастера музыки прошли и проходят до сих пор праздничные мероприятия. Не будем лукавить: чествования по поводу круглых дат порой устраиваются ради некой положенной по статусу галочки. А вот Ивану Васильевичу, человеку и по званию, и в музыке – генеральского ранга, всегда будут благодарны те, у кого поет душа при звуках военных духовых оркестров. Для становления и развития которых в стране он так много сделал.


     …Все-таки древний постулат: «согласных Судьба ведет, а несогласных тащит», видимо, создавался по загадочным космическим законам. Судите сами, «светило» ли пареньку со станции Абрамовка Воронежской губернии, рожденному в семье железнодорожника-стрелочника, добиться столь значительных творческих высот? Мечтой родителей было, чтобы их Ванечка сделал карьеру… кассира. Но Господь одарил мальчика особой искрой - любовью к музыке. Будучи дошкольником, он самостоятельно выучился играть на всех мыслимых музыкальных инструментах, имевшихся в округе. И игра духового оркестра полюбилась ему с детства. Естественно, что юного самородка заметили, предложили учиться.
     В городе Новохоперске, где Иван учился в средней школе, был хороший оркестр. Там он быстро освоил корнет, трубу. Потом его ждал Воронеж, где не было даже знакомых, но зато его взяли музыкантом в один из городских оркестров. Это было время, когда природные качества юноши - кипучая энергия, целеустремленность - получили свое развитие. Он начинает учиться сразу в двух учебных заведениях. По настоянию родителей - в техникуме путей сообщения и по собственному желанию - в музыкальном техникуме. Причем (в основном по ночам) подрабатывает помощником машиниста на маневренном паровозе. Надо было помогать семье, где он был старшим ребенком. И, работая на Воронежском паровозоремонтном заводе, организовывает там… духовой оркестр, который быстро становится одним из лучших в городе. Старожилы должны помнить, как под его музыку ходили заводчане на многочисленные митинги и демонстрации. Кроме того, оркестр проводил широкую концертную деятельность, включая в программу сложнейшие сочинения классической и современной музыки. В городе хорошо знали и любили молодого музыканта, о нем писали газеты.
     Окончив в 1934 году Воронежский музыкальный техникум по классу трубы, Петров поступает в Московскую консерваторию сразу… на второй курс военно-капельмейстерского отделения. За два года Иван Васильевич освоил четырехгодичный консерваторский курс обучения и получил назначение в оркестр Особой кавалерийской бригады. Молодому дирижеру пришлось в некотором роде начинать с нуля. Хотя часть и была элитная, столичная, но вот штат оркестра был маленьким – тринадцать человек. Профессионалы понимают, что для качественного развития коллектива этого недостаточно. И за несколько лет лейтенант Петров сумел увеличить состав оркестра до семидесяти пяти человек. Но это был не только количественный рост. Музыкантов Ивана Васильевича быстро оценила московская избалованная публика, с ними стали выступать в качестве солистов Козловский и Ойстрах, Оборин и Рихтер. Посетители столичного парка «Сокольники» и Центрального парка им. Горького шли туда и ради игры любимого оркестра. В 1938 и 1940 годах оркестр под управлением Петрова завоевал первые места в конкурсе лучших армейских оркестров. Поверьте, соревновательный элемент был неизменно высоким. Петровцы заслуженно были первыми. Например, впервые в истории духовых оркестров они исполнили в конкурсной программе 1940 года целиком 4-ю симфонию П.И. Чайковского. Присутствующая многочисленная публика горячо приветствовала музыкантов и просто потребовала, чтобы жюри объявило о присуждении именно этому оркестру самой высокой награды. Что председатель жюри, профессор В.М. Блажевич, и сделал.
     Такие успехи достигаются только постоянным трудом, желанием узнать новое. У Ивана Васильевича помимо других талантов было и желание глубоко впитывать лучшее. А среди его консерваторских педагогов, например, были и такие признанные в мире музыки личности, как художественный руководитель Краснознаменного ансамбля Александр Васильевич Александров. Близко дружил Петров и с выдающимся композитором и педагогом, главой Московской композиторской школы Николаем Яковлевичем Мясковским. В чем-то благодаря их теплым творческим и человеческим отношениям появилась и 19-я симфония – первая отечественная симфония для духового оркестра, которую Мясковский написал по просьбе Ивана Васильевича. Оркестр Петрова многократно исполнял ее в концертах, на радио. Полюбилась она и другим дирижерам.
     Перед самой Великой Отечественной войной с приходом нового наркома обороны Особую кавалерийскую бригаду расформировали, Ивана Васильевича перевели в оркестр Военно-политической академии им. В.И. Ленина. И через короткое время его коллектив становится одним из ведущих оркестров. Страшный июнь 1941 года дал старт совсем иным мелодиям. Петров настойчиво просится на фронт. Пишет своему другу, командиру кавалерийского корпуса генерал-майору Льву Михайловичу Доватору, и просит принять его вместе с оркестром в ряды гвардейского корпуса. Но в декабре 41-го легендарный кавалерист погибает в боях под Москвой. Все последующие попытки Петрова уйти на фронт тоже были неудачны: его ценили и отпускать на передовую не спешили. Академию эвакуировали в Башкирию. Именно там, в занесенном снегами городке Белебее, в декабре 42-го прозвучала первая часть Седьмой симфонии Дмитрия Дмитриевича Шостаковича в переложении Ивана Васильевича. Слушателем ее стал и сам автор, оставшийся в восторге от работы дирижера. Дружба между ними сохранилась на всю жизнь. Шостакович писал: «Я никогда не предполагал, что духовой оркестр может исполнить Седьмую симфонию с таким мастерством, с такой тонкой передачей всех ее нюансов».
     В 1944 году на базе военного факультета Московской консерватории был создан самостоятельный вуз. Высшее командование решило, что возглавить его должен лучший военный дирижер. Выбор пал на Петрова. В короткие сроки он организовал четкий учебный процесс, пригласил лучших преподавателей. Большой духовой оркестр училища под управлением Ивана Васильевича вскоре стал выступать с интересными и сложными программами.
     В 1948 году командование поручает Петрову еще и руководство сводным оркестром Московского гарнизона и проведение парадов на Красной площади. И сразу же в музыкальном мире происходит маленькая революция. Впервые за всю историю военно-оркестровой службы дирижер поворачивается лицом к оркестру. Предшественник Петрова Чернецкий всегда стоял спиной к оркестру, лицом к правительству. Этот знаменательный «переворот» Иван Васильевич осуществил во время парада 1948 года. Он дирижировал, отвернувшись от Мавзолея со стоявшим там руководством страны. Невиданная дерзость для той поры! Вызов «на ковер» в Кремль последовал незамедлительно. Петрова спасли его находчивость и самообладание. Он храбро ответил на упреки «в неуважении к Политбюро, к товарищу Сталину, к Мавзолею»: «Я дирижер сводного оркестра и должен им руководить визуально, в тесном общении с музыкантами, а дирижировать правительством… Мне как-то неудобно». Все заулыбались, вопрос был снят. Так благодаря Петрову управление оркестром было упрощено и значительно улучшено. Ведь до этого существовала целая группа дирижеров-дублеров, работа которых заключалась в передаче оркестрам указаний главного дирижера, который не мог нормально взаимодействовать с коллективом. Из-за этого случались в оркестрах казусы, когда одна половина музыкантов играла один марш, а вторая – другой. Ведь переходы с одного произведения на другое происходили по показу дирижера буквально «на пальцах». Иван Васильевич изменил еще и само построение оркестра: в первые шеренги вывел вместо барабанов мелодические инструменты – корнеты и трубы. Все это существенно улучшило качество звучания, и оркестр стал смотреться эффектнее.
     В 1950 году Петрова назначают инспектором армейских оркестров. И тут начались основные реформы, которые он провел для развития и преображения военной музыки. В первую очередь было необходимо решить вопрос со штатами. В тот период в основной штат оркестров в полках входили 13 человек. Как он понял на собственном опыте, этого мало. С трудом, преодолевая косность мышления, Иван Васильевич добился расширения коллективов до 31, 45 и 56 человек. Это была еще одна его победа. Удалось повысить оклады музыкантам-сверхсрочникам. Музыка –дело нематериальное, кушать людям тоже надо, иначе сил играть не будет. Слово «капельмейстер» заменили на «военный дирижер», это стало как-то роднее и понятнее. До этого дирижер имел воинское звание административного состава (беленькие узкие погончики, как у финансистов, медиков, юристов). Не очень смотрелось. Петров добился строевых званий, что предполагало в ту пору ношение золотых широких погон.
     Он постоянно выезжает в войска, где не только инспектирует свое музыкальное хозяйство, но и помогает оркестрам в решении их организационных и творческих вопросов. Проводит грамотную репертуарную политику. Вся эта работа не подразумевает гладких отношений с начальством. Хотя Петров на рожон особо не лез, но и свою музыкальную партию вел достойно. Даже с самим Георгием Константиновичем Жуковым были некоторые трения. Хотя руководитель такого масштаба, как прославленный полководец, всегда умел принять нужное для дела решение. Когда в 1956 году по решению Хрущева армию жестоко «порезали», то под сокращение попали и школы музыкальных воспитанников, которые готовили кадры для военных оркестров и где обучались дети погибших фронтовиков, из малообеспеченных семей. Таких школ было много. Иван Васильевич сумел спасти одну из них. На ночной репетиции парада на Красной площади рискнул подняться на трибуну к грозному Георгию Константиновичу. И уговорил его оставить московскую школу, барабанщики которой всегда открывали главный парад страны. Эта школа существует и поныне.
     А до этого Петрову удалось спасти военно-дирижерский вуз. Его хотели превратить в среднее музыкальное заведение и перевести в провинцию. Что сразу бы снизило статус и качество образования. Это тоже стоило Ивану Васильевичу немало нервов и сердечных переживаний. Петров посвятил бы больше сил творчеству, если бы не пришлось бороться с бюрократией и недальновидностью некоторых людей. Хотя свыше тридцати маршей и многочисленных увертюр он успел создать. Многие записаны на радио, исполняются до сих пор. Марш «В знак дружбы» в 1970 году был награжден Большой золотой медалью на Международном фестивале в ГДР, где под управлением автора его исполнил сводный духовой оркестр семи стран: СССР, ГДР, Польши, Дании, Норвегии, Швеции, Финляндии.
     Но больше всего Петров отдавал людям себя, свой опыт, свое отношение к музыке. Мало кто знает, что он дирижировал концертами всегда наизусть, без «подсказки» партитуры, какими бы они ни были сложными. Практически постоянно преподавал. После увольнения из армии по возрасту и состоянию здоровья был профессором военно-дирижерского факультета Московской консерватории. До конца дней был председателем комиссии духовой музыки Союза композиторов.
     …Доброе семя обычно дает благодатные всходы. В семье Ивана Васильевича трое детей: два сына и дочка. Оба сына пошли дорогой отца. Валерий Иванович Петров, старший сын, во многом похож на отца: статью, выправкой, талантом. Ныне полковник в отставке, кандидат искусствоведения, доцент, заслуженный деятель искусств, известный дирижер и композитор, автор музыки ко многим кинофильмам, он свято чтит память Петрова-старшего.
     - Отца не стало в июне 1975 года, - рассказывает Валерий Иванович. - Ему не было и семидесяти. С его светлой головой, жизнелюбием он мог бы еще много сделать полезного: не хотел оставаться без активных дел. Ведь еще в 1970 году он, преодолевая, как всегда с честью, все сложности, создал Государственный духовой оркестр РСФСР, который 13 ноября 1970 года в Большом зале Московской консерватории блистательно начал свой путь… А как интересно он предвосхищал выступление оркестра краткими вступительными словами, раскрывая содержание того или иного сочинения! Прекрасный оратор, причем всегда выступал «без бумажки».
     …Что ж, можно без преувеличения сказать, что Иван Васильевич Петров все сердце свое отдал музыке. И незачем стесняться высоких слов: вся жизнь его – музыка.
     О музыкантах написано немного песен и стихов. Но вот строчки, в которых слышится главное, что остается после таких музыкальных звезд, какой был Иван Васильевич, людям. Эти слова словно бы из не написанного дирижером музыкального завещания…
     Последний солнца луч
     на меди догорает,
     Последние шаги затихнут
     и замрут.
     Уходит мой оркестр,
     но, звуки догоняя,
     За музыкою вслед мальчишки
     побегут…



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex