на главную страницу

18 Октября 2006 года

Культура

Среда

Как «Катюша» Прагу покорила

Ирина ПАВЛЮТКИНА, «Красная звезда».
Фото автора и из архива ансамбля. Москва – Прага – Москва.



Пока в Москве нагнетались страсти по Мадонне (а в конечном итоге зал в «Лужниках» оказался отнюдь не полон), Прага готовилась встречать российских артистов. Двенадцать тысяч билетов на их концерт в Ледовом Дворце – спортивной гордости чехов – были проданы в Интернете за ДВА часа. То есть они не успели дойти даже до касс. Забегая вперед, отмечу, что такой ажиотаж полностью оправдался: наши в очередной раз покорили восприимчивые к настоящему искусству чешские сердца. По крайней мере, восторженные эмоции зашкаливали. Например, красавица-пражанка Яна Гранатова аплодировала так, что поранила пальцы собственным кольцом. И заметила это лишь в тот момент, когда подошла к артистам выразить свое восхищение. Яна неплохо говорит по-русски и на мой вопрос, что же ей понравилось на концерте больше всего, перечислила чуть ли не все концертные номера. Уточнила у организаторов фамилии полюбившихся артистов, а позже, оказавшись человеком чрезвычайно ответственным, дважды звонила мне в Москву: волновалась, чтобы я не забыла про кого-то. А в конце разговора вдруг спросила: а можно написать про каждого из выступивших тогда?
Нет, Яночка, не получится. Ведь на сцене тогда было больше ста человек.

     
Итак, Прагу покорил коллектив…


     …Который уже без малого восемьдесят лет известен во всем мире. Это дважды краснознаменный академический ансамбль песни и пляски Российской Армии имени А.В. Александрова.
     Парадокс нынешних «форматных» времен в том, что сейчас за рубежом александровцы более узнаваемы, чем в родимом Отечестве. Хотя уж по России они ежегодно наматывают тысячи километров, в том числе и в «горячих точках». За пределами Родины они не такие уж и частые гости. Но наши СМИ больше заботятся, к примеру, о семейных проблемах певицы Жасмин, чем о поднятии планки творческой составляющей отечественной эстрады. Так что на экранах александровцев можно видеть нечасто. В основном по ТВ показывают, как ими исполняется нечто маршевое и торжественное на концертах к государственным датам. Артисты в погонах стали неким традиционным официальным брэндом. Так уж повелось. И лишь на этом основании говорится, что у молодежи такое творчество «не катит». Не современный формат. Личные наблюдения во время поездок с ансамблем по России показывают обратное: после гастрольных выступлений слышишь, в том числе и от молодых ребят: а когда александровцы приедут снова? Почему их не слышно на радио, не видно по телевизору? Но это тема отдельного разговора. В том числе и о роли и месте военной культуры в обществе в целом.
     …Кстати, из двенадцатитысячной аудитории в Праге две трети были в возрасте до сорока лет.
     
Как александровцы помогли чешскому спорту

     На самом деле спортивная арена в Праге была «оккупирована» творческим армейским десантом два дня. Изначально ансамбль пригласили блеснуть на праздничном концерте в честь 50-летия чешского спорта. Но сразу стало понятно: без сольника александровцев не отпустят. Кстати, за организацию данной гастрольной поездки коллектива можно поблагодарить генерального директора международного концертного агентства «Зеленая волна» Александра Чепарухина.
     Так вот. Вместе с другими любимыми в Чехии артистами наш дважды краснознаменный ансамбль чуть не растопил своим эмоциональным выступлением Ледовый дворец. Пламень и багрянец казачьей пляски в исполнении александровского балета, которая, как и знаменитая «Калинка», буквально «взрывает» зрительный зал, удивительно органично вписались в золотую пражскую осень. А когда наш хор вместе со звездой чешской эстрады Луцией Била спел песню под символическим названием «Мост», казалось, что овации обрушат купол дворца. Песня о любви на фоне бравых военных звучала так проникновенно, что позже за автографами к александровцам пришло немало смущенных чешских прелестниц.
     Меня вначале несколько смутил необычный проект совместного выступления армейского коллектива с также приглашенным на юбилейное спортивное шоу финским коллективом под интригующим названием «Ленинградские ковбои». Достаточно известные некогда в музыкальных кругах «горячие» финские парни и девушки «подсели» на русскую песню и грамотно продолжают ее эксплуатировать. Только вот имидж их, скажем так, ближе к цирковой арене: замысловатые прически стиля нашей «инопланетянки» Агузаровой, обувь с опасно выступающими на полметра загнутыми носами, индейский макияж. Как-то все уже неинтересно и несколько наивно. Спасает это зрелище только реальный сценический драйв финнов, да в конкретном случае – профессионализм и артистизм наших артистов. Чехи точно оценили, например, саксофон красавца-моряка капитана 2 ранга Николая Кириллова (на снимке). И игру на рояле главного концертмейстера ансамбля Владимира Бродского. Между прочим, большого поклонника и знатока Праги.
     
Прага – любовь моя

     Не так уж много городов мира, о которых россияне могут сказать с таким пиететом. Старинная резиденция чешских князей и королей, построенный аж в XII веке(!) прекрасный Королевский дворец. Золотая улочка – ее еще называют улочкой алхимиков. В честь нее Прагу кличут «волшебным городом». Здешние алхимики так и не постигли тайну философского камня и секрет производства золота. Но вот загадку притяжения к местным красотам архитектуры и ощущение прикосновения словно бы к сердцу Чехии – точно не понять и современникам. В домике под № 22 творил свое бессмертие писатель Франц Кафка. Известный чешский поэт Ярослав Сейферт, удостоенный в 1984 году Нобелевской премии, тоже жил в этом живописнейшем уголке Пражского Града. Вышеград — еще одна древняя резиденция местных правителей. Здешнее место славно не только великолепием костела св. Петра и Павла. К нему относится и средневековое кладбище, которое со второй половины XIX столетия стало памятным местом погребения выдающихся деятелей чешского искусства и культуры. Здесь, в частности, упокоены писатели Карел Чапек и Ян Неруда, композиторы Антонин Дворжак и Бедржих Сметана. В каждый свой приезд александровцы обязательно приходят поклониться их праху. А в Праге проживали или родились еще и ученый Альберт Эйнштейн, астроном Иоганн Кеплер, писатель Ярослав Гашек (привет от его любимого в России бравого солдата Швейка!), реформатор Ян Гус и др.
     О Праге можно рассказывать бесконечно, столько цветов и оттенков скрывается только в ее осенних картинках: вот небо сказочно синего цвета, вот оно же уже тревожных свинцовых тонов с четко прорисованным кружевом замковых башен. Охряные листья падают на оранжево-красную черепицу крыш, которые, если смотреть на них с высоты, мастерски подчеркивают силуэты домов – словно бы резных шкатулочек. И все это создает прихотливую вязь пражских улочек. Чтобы не заплутать, ориентируешься на звуки музыки. Здешние музыканты умеют извлечь гармонию нот даже из… двуручной пилы. По крайней мере, интеллигентный господин раннепенсионного возраста, услышав наш русский говор, как по заказу виртуозно заиграл «Подмосковные вечера».
     …Восточный Париж, Волшебный город, Золотой город, Город Ста Башен – тоже Прага. С ее городским символом – Карловым мостом, Староместской площадью – живым центром Старого Города, сердцем Праги – Вацлавской площадью.
     Это все – достояние мировой Истории. Но поручусь, что еще об одном необычном памятнике прекрасного города знают лишь избранные. Современное произведение искусства сооружено возле какого-то научного центра. Рядом немало подобных замысловатых объектов. Этот предмет, до боли похожий на гигантский советский кипятильник, посвященные назвали «Памятником александровцам». Конечно же в шутку. Но напоминающую о тех гастрольных временах, когда этот нагревательный прибор был неизменным гостиничным атрибутом.
     
«Калинка» соревнуется с великим итальянцем, или Чешская «Катюша»

     Кто считает александровцев проводниками исключительно патриотических произведений, тот точно проиграет, если будет настаивать. Тончайшее исполнение замысла мировых оперных корифеев (в частности – Верди) армейскими вокалистами привело чешских музыкальных гурманов в искренний восторг.
     Поймала себя на том, что меня могут упрекнуть в чрезмерной предвзятости в выражении восхищения уровнем ансамбля. Но если бы читатели «Звездочки» слышали те слова признания высоких профессионалов в музыке, которые подходили к нашим артистам после концерта коллектива! Наряду с бережным сохранением «золотых голосов» народных и заслуженных солистов коллектива – это Василий Штефуца, Валерий Гавва, Александр Гвоздецкий, Виктор Санин, Петр Богачев, Дмитрий Быков, которые являются некой песенной визитной карточкой александровцев. В слаженном песенном строю и ветераны хора – заслуженные артисты РФ Юрий Штрунов, Юрий Дейнекин, Олег Филимонов, Игорь Соболев. Но в ансамбле не забывают и о преемственности. Два перспективных баритона – 24-летний Борис Дьяков и 28-летний Петр Морозов решительно убедили в этом благодарных пражан.
     Я уже упоминала о чешской певице Луции. Но солистку александровцев Наталью Устинович избалованная публика приняла не менее эмоционально. С арией Эболи из оперы Джузеппе Верди «Дон Карлос» Наташа сверкнула над Прагой восходящей звездой.
     Несомненно, музыкальная классика в исполнении армейцев достойна лучших оперных сцен. Но не упомянуть о фуроре «Калинки» немыслимо! Эта песня – «фишка» народного артиста Российской Федерации Василия Штефуцы. То, как ее принимают во всех залах мира, передать невозможно. Об исполнении «Калинки» Василием Ивановичем можно сказать коротко: филигранные гармония и баланс звучания.
     Когда ансамбль называют песенным форпостом российской дипломатии, это истинная правда. Зачем стране, обладающей подобными талантами, воевать? Песенные победы достойны великой славы. Хотя чехи не забывают о роли нашей армии в разгроме фашистов во Второй мировой войне. Мало кто знает, что отец артиста александровского оркестра баяниста Михаила Червова одним из первых освобождал Прагу весной 1945 года. Георгий Серапионович Червов служил в составе танковой разведки механизированного корпуса под командованием генерал-лейтенанта Полубоярова.
     …Когда ансамбль грянул «Катюшу», слова которой, по-моему, знали в зале все, меня тронула за плечо девушка лет восемнадцати, сидевшая рядом – из принимающей стороны. Показав на свой бэйджик с именем «Катерина», она восторженно и гордо шепнула на ломаном русском: «А я тоже Катюша».
     
Александровцы – это не только песня

     Это еще и достойный лучших мировых коллективов балет под руководством народного артиста Российской Федерации Льва Куликова.
     Понять, каким трудом и потом, травмами и хронической усталостью достигается феерическая легкость танцевальных движений во время исполнения номеров, возможно, лишь побывав на репетициях балетных артистов. Конечно, специалисты видят все еще глубже. А сколько дополнительных проблем добавляют гастроли! Слова «скользкая сцена» для посвященных – кошмар наяву и во сне. Таким неудачным оказалось и покрытие сцены Ледового дворца в Праге. Чудеса храбрости и стойкости, чтобы «не улететь», демонстрировали наши артисты во время зажигательных плясок в первый гастрольный день. На александровское соло второго дня пришлось в который раз использовать оригинальное ноу-хау: обильно полить танцпол сладкой газировкой. Не спасение, но хоть не разобьешься. Такие каверзные сцены обычно появляются ради красивой телевизионной картинки, чтобы сцена «смотрелась».
     Хотя все бы телевизионщикам мудрить: «самоцветный» танец «Палехская шкатулка» забирает у зрителей все внимание. Как, впрочем, и все остальные танцевальные номера.
     Конечно, назвать всех балетных героев тоже нереально. Но хотя бы заслуженных артистов России: Дмитрия Авалова, Оксану Ярыгину, Наталью Шостак…
     
Давайте негромко, давайте вполголоса…

     И обязательно скажем о тех, кто далек от яркого света софитов. Они обычно не выходят на поклоны. А выполняют, может, и не менее важную работу. Их дело – домашнее. Постирать, погладить, пришить. Завязать, упаковать, разгладить. Они, как пчелки, в непрерывном движении и заботе о своем артистическом улье. Ведь яркость, чистота и аккуратность сценических нарядов – целиком на них. Они верные помощницы артистов в бытовых заботах. Порой сродни материнским. Это костюмеры Люба и Лена Ермолины. Родные сестры.
     Стало как-то немодно хвалить руководство. А чего же не похвалить, если службу достойно несут. Это художественный руководитель и главный дирижер ансамбля народный артист РФ Вячеслав Коробко – автор музыки ко многим хореографическим номерам, талантливый аранжировщик. Главный хормейстер, народный артист РФ Юрий Ухов. Заместитель начальника ансамбля и дирижер, заслуженный работник культуры РФ подполковник Геннадий Саченюк. И начальник ансамбля, заслуженный работник культуры РФ полковник Леонид Малев. Именно с Леонидом Ивановичем после творчески невнятных постперестроечных лет дважды краснознаменный академический ансамбль песни и пляски Российской Армии имени А.В. Александрова получил второе дыхание.
     
Из прошлого – в настоящее

     В Чехословакии, а ныне – в Чехии, ансамбль гастролировал не менее 15 раз. Впервые за рубежом александровцы показали себя в сентябре 1937 года. Выступили в Париже, на Международной выставке техники и искусства. Там коллективу присудили Гран-при выставки. И началось международное признание. И второй раз пределы Отечества военные артисты покинули ради концертов именно в Чехословакии. В частности, в Праге. Дальше – Вторая мировая война, Советская Армия очищает Европу от коричневой заразы – и снова звучит музыка. Весной 1946 года александровцы снова в Праге. Публика неистово рукоплескала тогдашним солистам ансамбля: Евгению Беляеву, Вадиму Русланову, Ивану Букрееву, Константину Герасимову…
     А дальше – предоставляю слово коллегам из чешской газеты «Blesk.CZ» от 6 мая 2003 года. Название материала – «Александровцам аплодировали стоя». Цитирую в переводе без купюр.
     «Прага… Овации стоя, крики «браво» и хиты «Катюша», «Подмосковные вечера», «Калинка» и, конечно, «Священная война». В Прагу спустя 18 лет вернулся легендарный Академический ансамбль песни и пляски Российской Армии имени А.В. Александрова, более известный под названием «александровцы».
     Когда-то посещение концертов этого ансамбля было в восточном блоке обязанностью, к этому даже принуждали. Сегодня же, недоумевал один из посетителей Конгресс-центра, по ним все сходят с ума. На концерт александровцев можно попасть с трудом. Этот коллектив, состоящий из нескольких сотен человек, не только пережил падение Советского Союза, но его популярность по всему миру год от года увеличивается. Во время более чем двухчасового пражского концерта были исполнены отрывки из оперы Джузеппе Верди «Набукко» и Джакомо Пуччини «Турандот». Концерт для чешских слушателей александровцы закончили народной чешской песней «Куплю я кони черные», которая заставила весь зал встать…»
     Во время тех гастролей аплодисменты зрителей вызвали и песни «О соле мио» и «Валенсия», известные в интерпретации Лучано Паваротти и Хулио Иглесиаса. И эти классические вещи в оригинальном александровском исполнении приобрели новое, оригинальное звучание.
     С тех пор ансамбль – частый гость в Чехии. Он выступал с Национальным симфоническим оркестром Чехии под руководством Франтишека Прайзлера, с лучшими солистами Национальной оперы страны. Часть гастролей организовал известный в Праге Ян Никола – директор знаменитого в городе прекрасного дворца «Жафин» с хорошим концертным залом. К величайшему сожалению, этого уважаемого человека, редкого любителя музыки и великолепного ее знатока, недавно не стало после тяжелой болезни. Остается надеяться, что его сын продолжит добрые дела отца.
     Да, те пражские гастроли наших армейских артистов имели интересное продолжение. В мае нынешнего года на сцене Кремлевского дворца съездов состоялся совместный концерт александровцев с ведущими артистами чешской Национальной оперы.
     
Продолжение следует…

     Так принято писать, когда в каком-то деле рано ставить точку. С точки зрения такого тонкого аспекта, как творческое продолжение, это просто невозможно.
     Работу армейских артистов вполне можно назвать службой. Буквально через неделю после возвращения из Чехии они вновь паковали чемоданы. И вскорости «поставили на уши» дружественный Китай. И эти гастроли, естественно, прошли на ура.
     Ага, хмыкнет ехидно кто-то. Прям-таки перетрудились, мотаясь по заграницам.
     Ну, во-первых, ансамбль недавно вернулся из поездок по дальним рубежам нашей, без преувеличения, необъятной державы.
     А во-вторых, могу засвидетельств
     овать. Из двух «пражских» дней у артистов в целом (кроме перерыва на сон) было от силы шесть часов свободного времени. Остальное – репетиции и заканчивающиеся ночью концерты. Я на сцене не выступала, но, поверьте, вымоталась, как после хорошего похода по горам. Добавьте в это «сладкое гастрольное блюдо» самолетные удовольствия да другие пути-дороги.
     Теперь – по секрету читателям «Звездочки». В работе у александровцев масса интересных проектов. Среди них один музыкально-торжественный, связанный с Гимном России. А другой – с новогодними елками. Только их «цвет хаки» – не военный, а праздничный. Так что следите за публикациями нашей газеты!

     Газета «Ньюс кроникл» во время гастролей ансамбля в Канаде: «Возьмите пятьдесят самых ярких прилагательных самых восторженных тонов, поставьте их перед словами «Ансамбль Советской Армии», и вы получите представление о его выступлениях».
     Чопорные англичане вообще писали в «Ивнинг аргус» непохожим на них языком: «Если концерты армейского ансамбля не заставили вас топать ногами, прищелкивать пальцами или горячо аплодировать, значит, честное слово, вы годитесь только на то, чтобы вас уложили в гроб и проводили на ближайшее кладбище». Вот так. Коротко - и конкретно.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex