на главную страницу

26 Октября 2006 года

Страна и мир

Четверг

Ленд-лиз: как это было

Вячеслав ЗИМОНИН,
доктор исторических наук, профессор, академик РАЕН.



По различным причинам многие события Великой Отечественной войны до сих пор окружены различными легендами и известны нам весьма приблизительно. Это, в частности, можно сказать и о системе ленд-лиза, о существовании которой известно всем, однако сведения эти представляются очень поверхностными в отношении как ее организации, так и масштабов поставок...

     ГОТОВЯ ВООРУЖЕННУЮ агрессию против СССР, гитлеровские стратеги рассчитывали на его полную изоляцию, невозможность объединения в борьбе с фашизмом государств с различным социальным строем. Было ясно, что именно этот фактор во многом определит исход войны и в конечном счете осуществление нацистских планов завоевания мирового господства. Однако уже в первые дни нападения армий фашистского блока на Советский Союз начала складываться мощная антигитлеровская коалиция. Советско-англо-американский боевой союз сорвал расчеты Гитлера.
     Важная сторона взаимодействия стран антигитлеровской коалиции – экономическое сотрудничество, которое осуществлялось преимущественно в рамках закона о ленд-лизе (англ.: lend-lease, от lend – давать взаймы и lease – сдавать в аренду), утвержденного конгрессом США 11 марта 1941 г. В соответствии с этим законом президент США наделялся полномочиями передавать, обменивать, давать в аренду, взаймы или поставлять иным способом боевую технику, вооружение, боеприпасы, снаряжение, продовольствие, а также военную информацию правительству любой страны, если ее «оборона против агрессии жизненно важна для обороны Соединенных Штатов».
     Страны, которые стали получать помощь по ленд-лизу, подписывали с правительством США двусторонние соглашения, в которых предусматривалось, что поставленные в соответствии с ними различная военная техника, машины, вооружение, другие предметы, уничтоженные, утраченные или употребленные во время войны, не подлежали после ее окончания никакой оплате. Первоначально закон о ленд-лизе распространялся на Великобританию и ряд других стран, против которых воевал третий рейх, а после начала операции «Барбаросса» – и на СССР.
     Уже на третий день после нападения Германии на Советский Союз президент Ф. Рузвельт заявил, что американское правительство намерено оказать помощь советскому народу. Рузвельт понимал, что поражение СССР в войне станет «катастрофой первейшего значения для Англии и Америки», ибо в случае установления нацистского господства над всей Европой и Азией фашистский рейх «будет угрожать Соединенным Штатам с обоих берегов». При госдепартаменте США был создан специальный комитет, он составил список товаров, включая военные, для поставок Советскому Союзу.
     Существовало около десяти маршрутов доставки грузов по ленд-лизу в СССР. Многие из них проходили в районах интенсивных военных действий, что требовало от тех, кто обеспечивал поставки, большого мужества и героизма.
     ОГРОМНУЮ РОЛЬ в судьбах Великой Отечественной и Второй мировой войн, причем в начальные их периоды, сыграли союзные морские конвои на Севере. Никогда не померкнет в памяти народной выдающийся подвиг, совершенный на северных морских и океанских маршрутах ленд-лиза моряками, летчиками и представителями других военных и гражданских профессий из Советского Союза, Великобритании, США и некоторых других стран. Нельзя забыть и жертвы, понесенные союзниками на этих маршрутах: из 800 торгово-транспортных судов, участвовавших в 42 шедших к нам и 37 уходивших от нас северных конвоях, наши западные союзники потеряли примерно 90. Ими также были потеряны 2 крейсера, 16 эскортных кораблей, подводная лодка. В морской пучине нашли свое последнее пристанище около 5.600 моряков-союзников. СССР потерял здесь более 30 тысяч своих людей, 2 эсминца, 20 подводных лодок, 9 транспортов, большое количество самолетов.
     Отмечая, что союзными морскими северными конвоями было доставлено в ближайшие к советско-германскому фронту районы 3.964 тыс. из 17.500 тыс. тонн, то есть 22,7 процента всех грузов, в годы войны поступивших в СССР из-за рубежа, следует также сказать, что конвои были далеко не единственным средством доставки союзной помощи по ленд-лизу.
     Если в первые полгода Великой Отечественной войны - с июля по декабрь 1941 г. - свыше 40 процентов поставок в СССР из-за рубежа (154.000 из 360.778 тонн) шло именно через северные порты, то в дальнейшем их доля в общем объеме поставок сократилась. С февраля же по ноябрь 1943 г. конвои через северные моря по некоторым причинам вообще не проводились, и союзники предпочитали с весны 1943 г. доставлять оружие и имущество в Россию через Иран.
     В общей сложности через Персидский залив, Иран, Каспий в СССР поступило 4.159 тысяч тонн грузов, или 23,8 процента всего объема ленд-лиза. Это был более протяженный (сначала вокруг Африки), достаточно сложный по организации доставки грузов, но все же менее опасный маршрут. Его использование стало возможным в результате совместной советско-британской акции по вводу 25 августа 1941 г. войск двух стран в Иран. «При всей важности защиты нефтяных источников целью нашего вступления в Персию, – писал 29 августа в послании И.В. Сталину британский премьер-министр У. Черчилль, – было в еще большей степени стремление установить еще один сквозной путь к вам, который не может быть перерезан».
     У. Черчилль сообщал советскому руководству о стремлении провести реконструкцию железной дороги от Персидского залива до Каспийского моря, строительство в Басре хорошо оборудованного тепловодного порта и крупного базисного склада для приема грузов из Америки, которые таким путем наверняка достигнут районов Каспийского моря и Волги. В двух сентябрьских посланиях
     У. Черчилль конкретизировал подходы Великобритании и США к развертыванию персидского маршрута ленд-лиза и, в частности, сообщал о намерении довести к весне 1942 г. пропускную способность железной дороги до 12 поездов в сутки в каждую сторону и построить с привлечением американцев автомобильную магистраль. В последующем эти сухопутные магистрали, так же, как и трассы переброски грузов по Каспийскому морю, работали весьма напряженно.
     К августу 1942 г. на Каспии находилось 238 судов общей грузоподъемностью 500 тыс. тонн; в 1942 – 1943 гг. ими было перевезено около 21 млн. тонн нефтепродуктов и почти 3 млн. тонн других грузов, значительную часть которых составляли поставки по ленд-лизу. Ежемесячный объем этих поставок через трансиранские магистрали составлял на рубеже 1942 – 1943 гг. около 100 тыс. тонн, не учитывая грузовиков и самолетов. Безопасность перевозок по Каспию обеспечивали корабли Каспийской военной флотилии, число которых в 1943 г. составляло 175, включая три иранских сторожевых катера. Главной помехой судоходству была немецкая авиация, которая только в октябре и ноябре 1942 г. потопила и повредила 32 судна - в основном на Астраханском рейде, сделала минные постановки.
     Путь конвоя от Нью-Йорка до берегов Ирана вокруг южноафриканского мыса Доброй Надежды занимал примерно 75 дней. Кроме того, значительное время требовалось для перегрузки и транспортировки поставок по сухопутным магистралям и по Каспию. Только после капитуляции Италии и восстановления свободного судоходства по Средиземному морю в 1943 г. этот путь значительно сократился, а в 1945 г. стали возможны поставки по ленд-лизу через порты Черного моря (их объем составил 681 тыс. тонн – 3,9 процента всех поставок в счет займа-аренды).
     НАИБОЛЕЕ БЕЗОПАСНЫМИ (хотя далеко не полностью) стали маршруты доставки в СССР грузов из-за рубежа через Тихий океан. Почти половина (47,1 процента) всех поступавших в годы войны грузов шла через дальневосточные порты, в первую очередь Владивосток, Петропавловск-Камчатский и Николаевск-на-Амуре. Общий объем их составил 8.243 тыс. тонн. Еще 452 тыс. тонн (2,5 процента всего объема ленд-лиза) было доставлено через северные районы Тихого океана и Северный Ледовитый океан в порты советской Арктики, включая Мурманск и Архангельск. Морская часть пути от западного побережья США до дальневосточных советских портов занимала 18 – 20 суток.
     С началом 7 декабря 1941 г. войны на Тихом океане тихоокеанские маршруты ленд-лиза могли обеспечиваться лишь советскими моряками, а торгово-транспортные суда ходили только под советским флагом. Как ни странно, до недавнего времени об этих маршрутах почти ничего не было известно, в научном обороте находилась лишь наиболее общая информация. Только в 1998 году в свет вышла крупная работа большого энтузиаста исследований в области ленд-лиза на Дальнем Востоке А.Х. Паперно, специально посвященная тихоокеанскому ленд-лизу. Очевидно, это связано с тем, что, как правило, транспорты шли через Тихий океан по одному, без какой-либо охраны и под покровом строжайшей тайны. Судовые огни ночью им разрешалось нести только в территориальных водах Японии и при подходе к ним на расстояние 150 миль. В караваны они собирались лишь для лоцманской или ледовой проводки. Военно-лоцманские пункты находились у Петропавловска-Камчатского в бухте Ахомтен (ныне Русская), у Советской Гавани в бухте Валентина и у Владивостока.
     Для ледовой проводки через полярную зону караваны собирались в бухте Провидения. На Дальний Восток и в Арктику шли через Тихий океан и вооружение, и мирные грузы, преимущественно продукты питания, нефтепродукты, машины и оборудование. Через Сибирь в Европу грузы шли железной дорогой, почти две трети подвижного состава которых (паровозы с тендерами и вагонами) поступило по ленд-лизу во Владивосток из американского города Портленд на специально для этого оборудованных судах-лесовозах.
     С февраля 1943 г. перевозки морем наряду с судами Дальневосточного морского пароходства (ДВМП) стали осуществляться поступавшими по ленд-лизу крупнотоннажными сухогрузами типа «Либерти», массовое производство которых было налажено в Сан-Франциско. Всего в ДВМП за годы войны поступило 38 «Либерти», 8 танкеров и около 100 старых отремонтированных судов.
     ПОЛЬЗОВАНИЕ тихоокеанскими маршрутами ленд-лиза было сопряжено с огромным риском. Несмотря на существование советско-японского пакта о нейтралитете, Япония, верная союзница нацистской Германии, закрыла для прохода советских судов незамерзающий Сангарский пролив. Другой незамерзающий пролив – Корейский – был под контролем японских ВМС. Первый Курильский пролив контролировался японскими военными с о. Шумшу, пролив Лаперуза полностью «просматривался» береговой охраной Японии. Оба эти пролива зимой замерзали. Наиболее важные с военно-стратегической точки зрения грузы приходилось пропускать через также замерзающий мелководный Татарский пролив. Это вынуждало частично разгружать крупнотоннажные суда в Петропавловске-Камчатском.
     Суда, шедшие под советским флагом, подвергались «досмотрам» со стороны японских береговых служб, задерживались ими и кораблями ВМС Японии, а некоторые были потоплены. Так, в 1941 – 1944 гг. было задержано 178 советских судов, причем некоторые из них - транспорты «Каменец-Подольский», «Ингул» и «Ногин» - на 2 и более месяца. 8 судов - транспорты «Кречет», «Свирьстрой», «Майкоп», «Перекоп», «Ангарстрой», «Павлин Виноградов», «Лазо», «Симферополь» - были потоплены японцами. Транспорты «Ашхабад», «Колхозник», «Киев» потоплены неопознанными подводными лодками, а еще около 10 судов погибло при невыясненных обстоятельствах.
     К сожалению, не обошлось и без трагических ошибок. По признанию вице-адмирала Чарльза Локвуда, командовавшего во время войны подводными силами США на Тихом океане, транспорты «Кола» и «Ильмень» были потоплены торпедами американской подводной лодки «Софиш», а транспорт «Трансбалт» – подводной лодкой «Спейдфиш». По уточненным данным, американцами были потоплены также транспорты «Белоруссия», «Обь», рыболовецкий сейнер № 20.
     Следует отметить, что в годы войны существовало еще два воздушных маршрута ленд-лиза. По одному из них самолеты «своим ходом» летали в СССР из США через Южную Атлантику, Африку и Персидский залив, по другому – через Аляску, Чукотку и Сибирь. По второму маршруту, известному под названием «Алсиб», было переброшено 7.925 самолетов.
     Из отправленных в Советский Союз почти 18 млн. тонн грузов более четверти (свыше 4,5 млн. тонн) составили продукты питания; 3,6 млн. тонн – металлы, в основном для авиастроения, и рельсы; свыше 2,3 млн. тонн – автомашины; около 1,3 млн. тонн – химическое сырье и взрывчатые вещества; почти столько же – машины и оборудование; 0,5 млн. тонн – железнодорожный подвижной состав. По ленд-лизу наша страна получила 12.980 танков, 22.206 (в том числе из США – 14. 203) боевых самолетов, 427.386 грузовых автомобилей и 51.000 джипов, 6.135.638 винтовок и пулеметов, 14.000 орудий, 8.000 тракторов и тягачей, 345 тыс. тонн боеприпасов и другое различное вооружение, военное снаряжение, материалы, оборудование и продовольствие на общую сумму 11 млрд. 260 млн. 544 тыс. долларов, в том числе на 9,8 млрд. долларов США.
     Значение военно-политического и экономического сотрудничества стран антигитлеровской коалиции в годы Второй мировой войны переоценить трудно, однако нельзя не отметить, что 96 процентов экономической базы Победы в Великой Отечественной войне было создано руками советского народа, вынесшего основную тяжесть вооруженной борьбы с агрессорами на фронтах Второй мировой войны.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex