на главную страницу

9 Ноября 2006 года

Страна и мир

Четверг

Миротворцы работают эффективно

Именно это и не устраивает Тбилиси

Виктор РУЧКИН.



     Сразу два инцидента вспыхнули за последние две недели в зонах грузино-абхазского и грузино-югоосетинского конфликтов. Сначала 25 октября подверглось обстрелу грузинское село Ажара в Кодорском ущелье. Из Тбилиси тут же посыпались обвинения в адрес Сухуми, а заодно и Москвы. Однако Миссия ООН по наблюдению в Грузии (МООННГ) начала свое расследование произошедшего, которое уже принесло результаты. Выяснилось, что обстрел действительно был. Вот только три снаряда системы «Град» прилетели не с абхазской, а с грузинской стороны. Определен конкретный район в верхней части Кодори, откуда, вероятно, велся огонь. Это и неудивительно: еще 12 октября МООННГ совместно с Коллективными силами ООН по поддержанию мира побывала там с мониторингом. В результате выяснилось, что у грузин имеются боеприпасы БМ-21 (это и есть снаряды от «Града»). Тут уже на абхазов не спишешь, тем более что Тбилиси не раз утверждал: верхняя часть Кодорского ущелья полностью им контролируется. Саакашвили даже окрестил ее «верхней Абхазией» и отправил туда «легитимное» абхазское правительство. Теперь ясно, каким багажом он его нагрузил.
     Ну а второй эпизод произошел в зоне грузино-осетинского конфликта недалеко от села Шавшвеби. Российские миротворцы из Смешанных сил по поддержанию мира обнаружили там целую радиолокационную станцию, охраняемую подразделением грузинского минобороны. Речь идет об РЛС обнаружения и наведения – такие используются в войсках ПВО. Согласно всем договоренностям, их в зоне конфликта не должно быть в принципе. Об этом и сообщило командование СПМ всем сопредседателям Смешанной контрольной комиссии, а также представителям ОБСЕ. Было решено по примеру Абхазии отправиться в проблемную зону на совместный мониторинг. Но это никак не устраивало грузинскую сторону. Она отказалась участвовать в данном мероприятии, уже запланированном на 2 ноября. Предлог отказа – неспособность обеспечить безопасность проверяющих «от возможных действий со стороны военной полиции минобороны Грузии». Интересный факт: в Тбилиси не доверяют собственной военной полиции?
     Но главное даже не в этом. Мораль у обеих историй одна – миротворческий формат и в Абхазии, и в Южной Осетии себя стопроцентно оправдывает. Механизм взаимодействия миротворцев с наблюдателями от ООН, ОБСЕ, других международных организаций четко налажен и приносит немалую отдачу. Другое дело, что именно это и не устраивает тбилисских «ястребов». Ведь результативное взаимодействие миротворцев и международных наблюдателей мешает им всласть «помахать мечом». Эта же логика стимулирует их стремление всеми способами подорвать работу существующих переговорных форматов.
     Что будет, если уйдут «голубые каски», лучше не думать. А вот об уходе на покой тех грузинских политиков, которые жаждут крови любой ценой, очень хотелось бы помечтать.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex