|
Петр АЛТУНИН, Сергей КНЯЗЬКОВ, «Красная звезда». |
На похороны прибыло много делегаций от военных округов, общественных и ветеранских организаций, из стран СНГ, а также просто пришли люди, военные и гражданские, сослуживцы, бывшие подчиненные маршала, чтобы отдать последний долг человеку, которого они хорошо знали.
В зал входит Президент Российской Федерации Владимир Путин. После возложения цветов к гробу Маршала РФ Игоря Сергеева Владимир Владимирович в течение 10 минут общался с вдовой покойного, его родственниками. Ранее они получили телеграмму соболезнования Президента РФ в связи с кончиной Маршала РФ Игоря Сергеева, в которой, в частности, говорилось:
- Игорь Дмитриевич прожил достойную жизнь, посвятив ее служению Отечеству. Его всегда отличали верность лучшим офицерским традициям, безупречный профессионализм и преданность долгу. В непростое для страны время он многое сделал для укрепления обороноспособности и безопасности России.
В церемонии прощания с Маршалом РФ Игорем Сергеевым принял участие заместитель председателя Правительства РФ - министр обороны России Сергей Иванов. Он выразил соболезнования вдове и родственникам покойного.
Вместе с С.Б. Ивановым в церемонии прощания приняли участие начальник Генерального штаба Вооруженных Сил РФ генерал армии Юрий Балуевский, первый заместитель министра обороны РФ генерал-полковник Александр Белоусов, статс-секретарь – заместитель министра обороны генерал армии Николай Панков, начальник вооружения Вооруженных Сил – заместитель министра обороны РФ генерал армии Алексей Московский, начальник Тыла Вооруженных Сил – заместитель министра обороны РФ генерал армии Владимир Исаков, а также начальник Службы экономики и финансов Минобороны РФ Любовь Куделина, главкомы Сухопутных войск, ВВС и ВМФ генерал-полковник Алексей Маслов, генерал армии Владимир Михайлов и адмирал Владимир Масорин.
Дань памяти покойному отдали председатели Федерального Собрания, лидеры партийных фракций, представители министерств обороны стран СНГ и ОДКБ, другие должностные лица, слушатели и курсанты военных академий Москвы. С Игорем Дмитриевичем пришли проститься директор ФСБ Николай Патрушев, председатель Счетной палаты Российской Федерации Сергей Степашин, уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин, председатель комитета Госдумы Андрей Кокошин, бывший министр обороны Украины генерал армии Александр Кузьмук.
Выходя из Культурного центра Вооруженных Сил РФ, многие не скрывали печали от горькой утраты. Одни в годы становления РВСН служили с ним в учебных центрах Капустина Яра и Плесецка, другие – в сложные постсоветские годы проводили реформирование Вооруженных Сил.
- Игорь Дмитриевич был очень грамотный и волевой человек, – говорит бывший ракетчик, а ныне председатель Московского комитета ветеранов войны генерал-майор в отставке Иван Слухай. – Вместе с ним я находился на испытаниях, пусках ракет и видел, как он тщательно готовил к ним специалистов, а потом при всех сложных обстоятельствах проявлял выдержку и самообладание.
- Надо сказать, что Игорь Дмитриевич, какой бы пост ни занимал, всегда был близок к людям, умел выслушать и воодушевить человека, – вспоминает адмирал флота Алексей Сорокин.
Генерал армии Владимир Яковлев, сам занимавший в свое время пост главкома РВСН, так отозвался о Сергееве: «Блестящий командир и учитель, глубоко понимавший воинов, – от солдата до генерала».
Председатель Счетной палаты Российской Федерации Сергей Степашин:
- Мы близко познакомились еще в Верховном Совете, когда комитет, в котором я работал, принимал участие в назначении Игоря Дмитриевича главкомом Ракетных войск стратегического назначения. Этот человек, который спас РВСН, вывел на боевое дежурство «Тополь», человек, благодаря которому мы сегодня полноправно в «большой восьмерке». Даже уйдя в запас, тяжело болея, свое, если можно так сказать, пристанище он нашел в Счетной палате: он был членом Экспертного совета, советником председателя, помогал готовить серьезнейшие аналитические материалы, документы. Блестящий генерал, блестящий военный, интеллектуал, очень не похожий на многих своим умом, образованностью и тактом. Его уход – огромная потеря для Вооруженных Сил и в целом для страны.
Начальник Главного управления воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации генерал-полковник Николай РЕЗНИК:
- Маршал Российской Федерации Игорь Дмитриевич Сергеев – это эпоха в Вооруженных Силах. Во-первых, потому что длительное время он был главнокомандующим Ракетными войсками стратегического назначения, сохранил ядерную составляющую безопасности страны. Далее, на посту помощника Президента РФ по ядерной безопасности, очень много сделал для того, чтобы вся наша мощь была сохранена. На мой взгляд, его отличали такие человеческие качества, как доброта, соучастие в решении тех или иных личных вопросов военнослужащих. Много он сделал для каждого из тех, кто служил, служит и, наверное, еще длительное время будет служить в Ракетных войсках стратегического назначения.
Как министру обороны РФ Игорю Дмитриевичу Сергееву досталось выполнять задачу по проведению контртеррористической операции в Чеченской Республике. И здесь он внес очень серьезный вклад в то, чтобы наши войска несли наименьшие потери, обеспечивая в первую очередь поражение противника огнем артиллерии, танков, и только после этого личный состав шел вперед. Поэтому во вторую чеченскую кампанию мы и потерь меньше несли.
Советник председателя Совета Федерации Федерального собрания РФ генерал-полковник в отставке Валерий МАНИЛОВ:
- С Игорем Дмитриевичем Сергеевым как с министром обороны России связана, можно сказать, эпоха в развитии Вооруженных Сил, очень сложная, трудная, противоречивая эпоха, когда нужно было системно решить проблему сохранения боеготовности и боеспособности Вооруженных Сил при определении жестких приоритетов: стратегическую составляющую, силы общего назначения необходимо было сбалансировать с теми ограниченными ресурсами, которые могло выделить государство на преобразование Вооруженных Сил, на поддержание боевой готовности. Я должен сказать, что Игорь Дмитриевич с этой задачей справлялся успешно, опираясь на очень мощную профессиональную команду. И я думаю, с его именем связано как раз успешное решение проблемы сохранения ядерного щита нашего Отечества при том, что и силы общего назначения были поддержаны в состоянии, которое позволяло решать локальные задачи. Я бы сказал, что был создан плацдарм для дальнейшего развития, перехода от количественных к качественным параметрам развития Вооруженных Сил и в целом военной организации Российского государства. И поэтому хотелось бы пожелать, чтобы память о первом маршале новой России, о министре обороны, который всего себя до конца отдавал делу служения Отечеству, навсегда сохранилась в сердцах воинов и вообще всех российских людей.
Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Владимир ЛУКИН:
- Игорь Дмитриевич оставил глубокий след в жизни всех тех, кто его знал. Он сочетал в себе три качества, которые не всегда совмещаются в одном человеке: он был по-настоящему военным человеком, человеком дисциплины, человеком выполнения и отдачи приказов, он был человеком высокопрофессиональным в том главном деле, которым он занимался, – в ракетно-ядерных делах, и он в трудную минуту для нашей страны сделал так, что ракетно-ядерный компонент нашей безопасности был в надлежащем состоянии в целом, хотя были трудности большие. И третье, интеллигентный человек. Это человек, с которым невоенные люди, такого плана, как я, с совершенно другой судьбой и опытом, чувствовали себя совершенно комфортно и совершенно свободно, как в своем кругу. И, конечно, его смерть – это тяжелая потеря для всех нас. А его пример, думаю, будет одним из примеров, на котором должны учиться настоящие военные XXI века. Военные не муштры и шагистики, а военные высоких технологий, высоких интеллектуальных качеств.
Заслуженный мастер спорта, двукратный олимпийский чемпион, президент Федерации хоккея России Владислав ТРЕТЬЯК:
- Очень жалко, когда вообще люди уходят из жизни, но когда такой человек – крупный военачальник, который сделал очень много для России, для Советского Союза, настоящий герой, боль утраты ощущаешь особо. Для меня, как армейского спортсмена, очень приятно было то, что он всю свою жизнь думал о спорте, о физической подготовке в армии и, самое главное, что думал о спортсменах. При нем как раз и ЦСКА стал играть, и клуб обрел новые очертания, его сын играл в хоккей, сам он все время посещал хоккейные матчи. Ну, человек от Бога... Поэтому светлая ему память.
Похоронили Маршала РФ Игоря Дмитриевича Сергеева на Троекуровском кладбище Москвы.
Да, мы знаем Игоря Дмитриевича Сергеева как министра обороны, первого Маршала Российской Федерации. Но известно также и то, что на пути к этому высокому посту было 37 лет нелегкой службы в Ракетных войсках, где он последовательно, начиная с начальника отделения проверки ракет, прошел все командные ступени, став в 1992 году первым, уже в России, главкомом РВСН. Ему довелось быть непосредственным участником становления этих войск и превращения их в главную составную часть стратегических ядерных сил страны. Он лично нес боевое дежурство, руководил пусками ракет и в то же время принимал человеческое участие в судьбе тысяч ракетчиков, оказавшихся с распадом СССР за пределами России.
На долю Игоря Дмитриевича выпало командовать Ракетными войсками в один из самых трудных периодов их существования. Достаточно вспомнить, что даже мобильные ракетные комплексы «Тополь», составлявшие основу ударной силы РВСН, уже тогда находились на вооружении больше гарантийного срока. Это был период, когда вообще вставал вопрос о том, сохранят ли в ближайшем будущем наши стратегические силы способность на ответный удар. И он делал все возможное в тех условиях, чтобы не только сохранить боеготовность группировки РВСН, но и нарастить ее мощь. Были проведены пуски ракет, стоящих на боевом дежурстве, подтвердившие их надежность, приняты дополнительные организационно-технические меры по гарантированному обеспечению ядерной безопасности. Именно под руководством И.Д. Сергеева был разработан и внедрен комплекс компенсационных мер по поддержанию боевой готовности и выучки войск в условиях снижения финансирования Вооруженных Сил. Кстати, этот опыт потом был с успехом применен и в других войсках.
Особое место в биографии Игоря Дмитриевича Сергеева как первого «стратега» России занимают организация разработки, принятие на вооружение и постановка на боевое дежурство ракетного комплекса пятого поколения «Тополь-М» с моноблочной ракетой стационарного и мобильного базирования, максимальное продление сроков эксплуатации РК четвертого поколения, совершенствование системы боевого управления войсками и оружием. Вспоминаю, как радовался Игорь Дмитриевич, когда он, будучи уже министром обороны, вручал символический ключ полковнику Юрию Петровскому, командиру первого ракетного полка, оснащенного комплексом «Тополь-М». Это было в 1998 году. После этого на боевое дежурство поставлены и другие полки соединения, оснащенные РК «Тополь-М». Но в Татищеве Саратовской области, где дислоцирована Таманская ракетная дивизия, и сегодня помнят тот погожий зимний день. Помнят, как по-человечески тепло беседовал с ракетчиками Игорь Дмитриевич, как дотошно вникал во все, что связано с их службой и бытом.
Будучи главой военного ведомства, Игорь Дмитриевич со свойственным ему чувством нового активно и последовательно занимался реформированием Вооруженных Сил, оптимизацией управленческих структур, интеграцией видов и родов войск, созданием мобильных, компактных, хорошо оснащенных соединений и частей, отвечающих требованиям времени и возможностям страны на сложнейшем этапе ее развития. В том числе многое в это время было сделано и для развития Ракетных войск стратегического назначения. В немалой степени благодаря заделу, созданному под руководством И.Д. Сергеева, Ракетные войска стратегического назначения сохранили свою боеспособность и во время реформирования военной организации государства. В составе группировки РВСН на боевом дежурстве сегодня находятся самые современные ракетные комплексы как стационарного, так и мобильного базирования.
Вот таким был маршал Игорь Дмитриевич Сергеев. Какой бы груз ответственности ни лежал на его плечах, какие бы задачи стратегического масштаба ни приходилось ему решать, на первом плане у него всегда стояли люди. С их нуждами и заботами, радостями и печалями. Это Сергеев добился введения льготного исчисления выслуги лет офицерам дежурных сил. Для анализа и разрешения возникающих проблем он активно использовал средства массовой информации, был всегда открыт и доступен для журналистов. Игорь Дмитриевич, конечно же, неоднократно бывал и в редакции «Красной звезды», откровенно делился с нами своими заботами. Естественно, главной темой разговора было все, что связано с жизнью и бытом людей, стоящих на постах у ракет, с престижем военной службы, оборонным потенциалом государства, долгом защитников Отечества. И очень горько сознавать, что этого замечательного человека, блестящего военного профессионала больше нет среди нас, что жить ему отныне лишь в благодарной памяти наследников.
Геннадий МИРАНОВИЧ, «Красная звезда».
ОТ РЕДАКЦИИ
Коллектив «Красной звезды» присоединяется к глубоким соболезнованиям родным и близким покойного, которые высказываются им в эти дни. Светлая память об Игоре Дмитриевиче Сергееве сохранится в наших сердцах.
|