на главную страницу

15 Ноября 2006 года

История Отечества

Среда

Вперед в прошлое,

или Небесспорные интеллектуальные упражнения «любителей традиций»

Ярослав ЧЕРКЕСОВ, историк. 



Недавно Всероссийский центр изучения общественного мнения обнародовал данные опроса «Нужна ли России монархия?», из которых следует, что подавляющее большинство граждан РФ выступают против возвращения к монархической модели государственного устройства. На вопрос «Если бы у нас в стране на референдум вынесли вопрос о восстановлении монархии в России, как бы вы проголосовали?» положительный ответ дали только 10% опрошенных, 44% высказались бы на референдуме против, а 33% вообще бы не пошли голосовать. По данным социологов, большинство россиян (66%) считают восстановление монархии в данный момент невозможным и неправильным. 19% в принципе не против такой формы правления, однако они не видят достойного кандидата на царский престол. При этом из этих 19 «монархических процентов» шесть высказались за восстановление на троне потомка династии Романовых, а десять считают, что родоначальником новой династии должен стать политик или общественный деятель, избранный народом. ВЦИОМ утверждает, что каждый второй россиянин (47%) считает, что России лучше всего подходит нынешняя форма правления - президентская. Немало остается сторонников советской власти (22%). Парламентской республике отдают предпочтение 9% опрошенных.

     ОБРАЩЕНИЕ социологов ВЦИОМа к теме восстановления в России монархии вряд ли можно считать случайным. В определенной части общественности Москвы и Санкт-Петербурга периодически возникают разговоры на эту тему, подогреваемые, в частности, проводимыми ныне перезахоронениями представителей династии Романовых, которых революционные события 1917 года разбросали по всему миру. Так, в конце минувшего сентября в Санкт-Петербурге состоялось перезахоронение останков Марии Федоровны – супруги императора Александра III. Она родилась в Дании в семье короля Кристиана IX и предназначалась в жены старшему сыну Александра II – Николаю.
     Известно, что российские правители со времен Петра I женили всех великих князей на западноевропейских принцессах, дабы, так сказать, сохранять «правильную европейскую ориентацию» Московии, установившуюся с приходом к власти династии Романовых. Так что прибытие в Санкт-Петербург датской принцессы Дагмары не было случайным. Кстати, ее старшую сестру Александру выдали замуж за принца Уэльского, который в 1901 году занял английский престол под именем Эдуарда VII. Дагмаре же было суждено жить в России.
     Но с самого начала ее преследовали удары судьбы. Наследник трона Николай Александрович скончался от внезапного менингита еще до помолвки, и датской принцессе предложили пойти под венец с его братом Александром – не рушить же политическую комбинацию. (Впрочем, на эту тему есть различные версии, вплоть до искренней любви, возникшей на основе взаимной светлой памяти усопшего.) Однако совместная жизнь Марии Федоровны с Александром III была недолгой. Государь умер, не достигнув 50-летнего возраста, при достаточно туманных обстоятельствах… Впрочем, современники оставили о вдовствующей императрице довольно теплые воспоминания. В политических интригах или тем более в каком-то разгуле замечена не была, вела добропорядочный образ жизни, усердно занималась благотворительностью.
     Императрица заботливо растила многочисленных детей, правда, сформировать должным образом характер своим сыновьям Николаю и Михаилу она не сумела. К тому же можно считать, что Мария Федоровна во многом была повинна в их трагичной судьбе... Поддавшись на уговоры английской королевы Виктории и великого князя Сергея Александровича, она согласилась на брак цесаревича Николая и Алисы Гессенской, что оказалось весьма неразумным. Ведь было хорошо известно, что мать Алисы не отличалась, деликатно говоря, психическим здоровьем, а ее родственники по мужской линии страдали неизлечимой болезнью – гемофилией, которая, как известно, передается по женской линии...
     Меланхоличный и слабохарактерный Николай II, да еще и с такой женой, оказался бездарным правителем. Подтверждений тому можно привести немало, но главное, что в судьбоносный для державы момент он не выдержал жизненных испытаний: под давлением группы высокопоставленных заговорщиков, связанных, чего не оспаривает никто из историков, с Великобританией и Францией, он отказался от трона. Позднее эти события назовут февральской революцией. Таким же трусливым и безразличным к судьбе Родины окажется и Михаил Романов: испугавшись брать на себя ответственность за спасение империи, он не захотел наследовать старшему брату, отрекшемуся в его пользу...
     Поэтому отметим, что нынешние претензии некоторых сохранившихся на Западе представителей династии Романовых на возращение трона не имеют под собой ни правовых, ни моральных оснований. Тем не менее в некоторых политических кругах такие планы все же существуют…
     ТАК, В СЕРЕДИНЕ 1990-х годов повышенную активность стали проявлять потомки великого князя Кирилла Владимировича, двоюродного брата Николая II, который в эмиграции провозгласил себя императором, а своего сына Владимира - великим князем. О том, что в смутные февральские дни великий князь нацепил красный бант и повел вверенный ему Гвардейский экипаж «на защиту революции», уже и не вспоминалось… Между тем еще Мария Федоровна оценила действия Кирилла Владимировича как самозванство и поддерживала монархистов, группировавшихся вокруг великого князя Николая Николаевича.
     Однако это не помешало вдове Владимира Кирилловича «великой княгине Леониде», в девичестве Багратион-Мухранской, но уже побывавшей затем замужем и не бывшей православной, зачастить после распада СССР в Россию, чтобы зондировать возможность возведения на трон Георгия Гогенцоллерна, сына ее дочери Марии. Все-таки при раскладе политических сил в России в середине 1990-х «проект Георгий» не прошел.
     Тогда же активизировался еще один потенциальный претендент на будущий российский престол - по крайней мере так его представляют некоторые отечественные СМИ и политологи - принц Майкл Кентский, внучатый племянник Николая II и кузен английской королевы Елизаветы II. Он хорошо говорит по-русски, часто бывает в России, патронируя Российско-британскую торговую палату и, как порой утверждают, лоббируя интересы английского нефтяного бизнеса. Кстати, именно принц представлял британскую аристократию в Санкт-Петербурге на похоронах Марии Федоровны.
     Справедливости ради надо отметить, что сам принц не раз публично отвергал предположения, что он лелеет надежды восстановить в России династию Романовых. «Это весьма маловероятно… – приводила его слова английская газета «Independent». - Даже если предположить, что монархия будет восстановлена, есть люди, у которых куда больше прав, чем у меня».
     Англию, заметим, Россия привлекает уже давно. В анналах истории можно отыскать немало самых экстравагантных замыслов, родившихся на берегах туманного Альбиона относительно России. Не будем вновь вспоминать «спонсированное» англичанами убийство Павла I - достаточно обратиться даже к временам Ивана IV, когда в Лондоне возникла идея формального династического союза: бракосочетания королевы Елизаветы с русским царем. «Плодом» этого союза, по замыслу создателя английской разведки Джона Ди, должна была стать новая империя - так называемая «Зеленая земля», своего рода новая версия государства атлантов. Ее предполагалось создать на землях Западного полушария, в том числе территории нынешних США, и отчасти Восточного - до Уральских гор.
     Заметим, что сын Джона Ди Артур продолжил папино увлечение Московией. Считается, что под именем Артемия Ивановича Диева он выполнял обязанности личного лекаря Михаила Романова - первого царя новой династии, усердно опекавшейся западноевропейскими королевскими домами…
     ПЕРЕЗАХОРОНЕНИЕ Марии Федоровны вольно или невольно совпало с появлением некоего «Проекта «РОССИЯ», который с весны этого года усиленно распространяется в сети Интернет. Отрывок из него даже перепечатала одна из самых массовых российских газет. Фактически его авторы ратуют за возрождение в России монархической модели государственного устройства. Относительно того, насколько оптимальной может оказаться эта модель социального управления в XXI веке – после всех уроков почти столетнего доминирования в большинстве западных стран демократической модели, разговор особый.
     Речь в данном случае о другом – о продолжающемся вбросе в массовое сознание идеи возвращения к власти в постсоветской России далеких отпрысков династии Романовых. Именно это, по сути, и предлагают анонимные авторы загадочного документа, блуждающего в «глобальной паутине». Они прямо пишут, что «хотим мы того или нет, оценивая ситуацию объективно, оптимальной для России фигурой может быть только кто-то из рода… Романовых». Правда, они оговариваются, что-де очень даже допускают, что «эта личность еще не родилась». Но некий «здравый смысл» толкает их все же «в объятия рода Романовых, как четыре века назад толкнул наших предков».
     Я, конечно, не знаю, чьими наследниками являются авторы промонархического трактата, но, думается, вопрос о «здравом смысле» выбора Миши Романова на царство довольно дискуссионен. Но в чем они, видимо, правы, так это в признании того, что, «если бы Собор 1613 года прошел на демократический манер, Миша Романов никогда бы не победил. Победил бы Пожарский, Минин, Трубецкой или какой-нибудь богатей».
     Вопрос о богатее оставим на совести авторов, ибо боярский род Романовых бедностью не отличался. А вот относительно героев освобождения Москвы осенью 1612 года - Минина и Пожарского - они не грешат против истины. У вождей народного сопротивления было больше оснований рассчитывать на поддержку населения, чем у представителей рода Романовых, которые были причастны и к политическим играм с самозванцами и с поляками, и к призванию на московское царствование польского королевича Владислава.
     ПРАВДА, надо признать, что авторами труда, кто бы они ни были, проделана на удивление глубокая аналитическая работа по систематизации и обобщению имеющихся взглядов на многотысячелетнее развитие человеческой цивилизации и на сам «механизм» истории. Точны их критические взгляды на западную экономическую систему, в основе которой на самом деле лежит не удовлетворение потребностей общества, а извлечение прибыли, обогащение. Со знанием дела описан механизм функционирования западного варианта демократии, обеспечивающий навязывание воли активного меньшинства большинству народа. Только вот выводы из правильных умозаключений кажутся сомнительными…
     Это невольно наводит на мысль о том, что за нестандартными на первый взгляд упражнениями ума стоят очень серьезные силы, преследующие какие-то свои, далекие от прокламируемых цели. Так что пойдут ли их интеллектуальные изыскания на пользу Отечеству, большой вопрос. Это же касается и сомнительных попыток реабилитации династии Романовых, скомпрометировавшей себя, в частности, тяжелыми поражениями в русско-японской и Первой мировой войнах и в конце концов оставившей трон в труднейшее для России время.
     На снимке: Цесаревич Александр Александрович и его невеста датская принцесса Дагмара. 1867 г.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex