- Дмитрий Вадимович, как человек военный и как депутат Госдумы, скажите, что же все-таки происходит с жильем для военнослужащих? Почему им приходится ждать крышу над головой годами и получать зачастую только перед выходом на пенсию?
- Вы правы, ситуация в сфере жилья для военнослужащих ужасная. Других определений у меня просто нет. Если говорить о проходящих службу офицерах, то сейчас наблюдается острая нехватка служебного жилья. Посмотрите сами: многие жители военных городков утратили связь с Вооруженными Силами, но занимают площади. Служебное жилье, отданное им во временное пользование, занято, а приходящих на службу офицеров просто некуда селить. Мобильный фонд жилья практически исчерпан. Поэтому молодые офицеры вынуждены снимать квартиры за свои кровные деньги.
- А разве им не компенсируют затраты на съем квартиры?
- Компенсируют, но в пределах оговоренных норм. Так, молодой офицер в Москве получает всего 1.500 рублей в месяц на аренду жилья. Скажите, где сегодня он может за эти деньги снять комнату, я уже не говорю про квартиру?
- Вы сказали, что военнослужащие, ушедшие в запас, не освобождают полученное ими служебное жилье…
- Да, и, поверьте, не по своей воле. В этих служебных квартирах они находятся годами на птичьих правах. Ни продать, ни обменять, ни передать по наследству это жилье они не могут. Я уже не говорю про состояние этого жилищного фонда, десятилетиями не ремонтировавшегося. Как заметил губернатор Московской области Борис Громов, «такое впечатление, что по некоторым военным городкам прошелся Мамай». Военнослужащие, вышедшие в запас, вместе со своими семьями годами стоят в очереди, и многие уже отчаялись получить жилье. Более того, на сегодняшний день сфера обеспечения жильем военнослужащих является одной из самых непрозрачных.
- Как это проявляется на практике?
- А на практике это проявляется так: майор запаса стоит на очереди уже шесть лет, из них два года числится под номером один в своей очереди. При этом за последние годы строительство шло и на его воинскую часть выделялось жилье. Но шло оно «мимо» этого офицера, как ему объяснили, конкретным людям по целевому выделению. Возникает вопрос: а для чего существует очередь? И кто эти «конкретные люди»? Другое частое нарушение – это выделение квартир в военных городках. Министерство обороны строит жилье именно в военных городках, а не за их пределами.
- То есть получается, что это новое жилье мало чем отличается от старого? Никаких прав на него у офицеров и членов их семей нет?
- Совершенно верно. Подобные предложения вообще идут вразрез с федеральным законодательством.
- Разве законодательство не регулирует эти отношения?
- Здесь у нас наблюдается странный для России парадокс: законодательство в отношении жилья для военнослужащих достаточно хорошо прописано, права военнослужащих на получение служебного жилья и жилья после увольнения де-юре защищены. Посмотрите Закон «О статусе военнослужащих», статью 15, и вы увидите, что на бумаге все предусмотрено. Основная проблема – это отсутствие механизма контроля.
- А как же все попытки изменить ситуацию? Например, система жилищных сертификатов?
- Если вы помните, эта система заработала не сразу, а сейчас и вообще практически приказала долго жить. Причина состояла опять в той же самой проблеме: идея была хорошая, а механизм ее реализации не был прописан. Первое время никто просто не понимал, что с ними делать: ни военнослужащие, ни риелторы, ни банкиры. Только потом, спустя время, специалисты рынка недвижимости поняли, что под эти бумаги дается нормальное обеспечение и им можно верить. В этот период многие офицеры, особенно в Московской области, смогли приобрести себе жилье. Однако сейчас этот инструмент перестал быть эффективным. Если года два назад офицер, получивший на руки сертификат, мог позволить себе купить двухкомнатную квартиру в Подмосковье, то сейчас на эту сумму трудно купить даже комнату. К тому же жилищные сертификаты распределялись в регионах по квоте, то есть выстраивалась еще одна очередь – не за квадратными метрами, а за «ценными» бумагами.
- А вступившая в силу накопительно-ипотечная система?
- Закон о накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих я бы назвал очень сырым. С одной стороны, все просто: за каждый год службы на счет офицера государство начисляет определенную сумму. И, уволившись в запас, военнослужащий снимает эти деньги и покупает квартиру. Вроде все правильно и понятно. Но, с другой стороны, закон лишает военнослужащих права получать жилье в течение трех месяцев после увольнения. Кроме того, право купить квартиру возникнет не раньше, чем через 10 лет службы, а реально купить можно будет только через 20 лет. И то, если рост цен на квартиры в том же столичном да и в любом другом российском регионе удастся стабилизировать.
- Несмотря на то, что в законе-то черным по белому прописано, как военнослужащих должны обеспечивать жильем, закон толком не исполняется. Можно ли привлечь виновных к ответственности?
- Можно и нужно. Как я уже говорил, необходима четкая система контроля за распределением жилья для военнослужащих. Сейчас реализуется так называемая программа «15+15». На эти цели, как известно, выделено 30 млрд. рублей. Так вот, расходование этих средств и распределение жилья будет контролировать Правительство РФ в отличие от всех предыдущих программ строительства жилья для военнослужащих. Я считаю, что эту практику нужно распространить на все дальнейшие жилищные и строительные программы. Систему необходимо сделать прозрачной. Нельзя допускать, чтобы расходование средств, строительство, распределение жилья были монополией только одной структуры, неважно, силовики это или нет. Более того, я уверен, что за распределением жилья должны следить независимые общественные структуры – офицерские собрания и советы ветеранов, которые будут контролировать этот процесс. Утвердить законодательно это несложно, более того, сами офицеры давно уже готовы к таким мерам. То, что у нас стыдливо называют «социальной напряженностью», на самом деле гораздо печальнее и острее. Назрела ситуация, которую необходимо переломить. Решить проблему жилья для военнослужащих необходимо как можно быстрее, и здесь нужны не популистские законы, а конкретные действия.