на главную страницу

16 Ноября 2006 года

Армия и общество

Четверг

Битва за «квадраты»



«Нет ничего более недоступного, чем доступное жилье», – иронизируют россияне. Военнослужащим не до смеха: для шуток просто не осталось ни сил, ни желания. Действительно, не смешно, когда узнаешь, что преподаватель Академии Генштаба стоит под номером один в очереди на жилье второй десяток лет, а военный летчик даже в полете думает о том, когда ему вручат заветный ордер. О том, с чем связан этот беспредел в жилищном вопросе и почему военнослужащие по многу лет не могут получить полагающееся им жилье, «Красной звезде» рассказывает заместитель председателя Комитета Государственной Думы по собственности, первый заместитель председателя Всероссийской общественной организации ветеранов «Боевое братство» подполковник запаса Дмитрий САБЛИН.


     - Дмитрий Вадимович, как человек военный и как депутат Госдумы, скажите, что же все-таки происходит с жильем для военнослужащих? Почему им приходится ждать крышу над головой годами и получать зачастую только перед выходом на пенсию?

     - Вы правы, ситуация в сфере жилья для военнослужащих ужасная. Других определений у меня просто нет. Если говорить о проходящих службу офицерах, то сейчас наблюдается острая нехватка служебного жилья. Посмотрите сами: многие жители военных городков утратили связь с Вооруженными Силами, но занимают площади. Служебное жилье, отданное им во временное пользование, занято, а приходящих на службу офицеров просто некуда селить. Мобильный фонд жилья практически исчерпан. Поэтому молодые офицеры вынуждены снимать квартиры за свои кровные деньги.

     - А разве им не компенсируют затраты на съем квартиры?

     - Компенсируют, но в пределах оговоренных норм. Так, молодой офицер в Москве получает всего 1.500 рублей в месяц на аренду жилья. Скажите, где сегодня он может за эти деньги снять комнату, я уже не говорю про квартиру?

     - Вы сказали, что военнослужащие, ушедшие в запас, не освобождают полученное ими служебное жилье…

     - Да, и, поверьте, не по своей воле. В этих служебных квартирах они находятся годами на птичьих правах. Ни продать, ни обменять, ни передать по наследству это жилье они не могут. Я уже не говорю про состояние этого жилищного фонда, десятилетиями не ремонтировавшегося. Как заметил губернатор Московской области Борис Громов, «такое впечатление, что по некоторым военным городкам прошелся Мамай». Военнослужащие, вышедшие в запас, вместе со своими семьями годами стоят в очереди, и многие уже отчаялись получить жилье. Более того, на сегодняшний день сфера обеспечения жильем военнослужащих является одной из самых непрозрачных.

     - Как это проявляется на практике?

     - А на практике это проявляется так: майор запаса стоит на очереди уже шесть лет, из них два года числится под номером один в своей очереди. При этом за последние годы строительство шло и на его воинскую часть выделялось жилье. Но шло оно «мимо» этого офицера, как ему объяснили, конкретным людям по целевому выделению. Возникает вопрос: а для чего существует очередь? И кто эти «конкретные люди»? Другое частое нарушение – это выделение квартир в военных городках. Министерство обороны строит жилье именно в военных городках, а не за их пределами.

     - То есть получается, что это новое жилье мало чем отличается от старого? Никаких прав на него у офицеров и членов их семей нет?

     - Совершенно верно. Подобные предложения вообще идут вразрез с федеральным законодательством.

     - Разве законодательство не регулирует эти отношения?

     - Здесь у нас наблюдается странный для России парадокс: законодательство в отношении жилья для военнослужащих достаточно хорошо прописано, права военнослужащих на получение служебного жилья и жилья после увольнения де-юре защищены. Посмотрите Закон «О статусе военнослужащих», статью 15, и вы увидите, что на бумаге все предусмотрено. Основная проблема – это отсутствие механизма контроля.

     - А как же все попытки изменить ситуацию? Например, система жилищных сертификатов?

     - Если вы помните, эта система заработала не сразу, а сейчас и вообще практически приказала долго жить. Причина состояла опять в той же самой проблеме: идея была хорошая, а механизм ее реализации не был прописан. Первое время никто просто не понимал, что с ними делать: ни военнослужащие, ни риелторы, ни банкиры. Только потом, спустя время, специалисты рынка недвижимости поняли, что под эти бумаги дается нормальное обеспечение и им можно верить. В этот период многие офицеры, особенно в Московской области, смогли приобрести себе жилье. Однако сейчас этот инструмент перестал быть эффективным. Если года два назад офицер, получивший на руки сертификат, мог позволить себе купить двухкомнатную квартиру в Подмосковье, то сейчас на эту сумму трудно купить даже комнату. К тому же жилищные сертификаты распределялись в регионах по квоте, то есть выстраивалась еще одна очередь – не за квадратными метрами, а за «ценными» бумагами.

     - А вступившая в силу накопительно-ипотечная система?

     - Закон о накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих я бы назвал очень сырым. С одной стороны, все просто: за каждый год службы на счет офицера государство начисляет определенную сумму. И, уволившись в запас, военнослужащий снимает эти деньги и покупает квартиру. Вроде все правильно и понятно. Но, с другой стороны, закон лишает военнослужащих права получать жилье в течение трех месяцев после увольнения. Кроме того, право купить квартиру возникнет не раньше, чем через 10 лет службы, а реально купить можно будет только через 20 лет. И то, если рост цен на квартиры в том же столичном да и в любом другом российском регионе удастся стабилизировать.

     - Несмотря на то, что в законе-то черным по белому прописано, как военнослужащих должны обеспечивать жильем, закон толком не исполняется. Можно ли привлечь виновных к ответственности?

     - Можно и нужно. Как я уже говорил, необходима четкая система контроля за распределением жилья для военнослужащих. Сейчас реализуется так называемая программа «15+15». На эти цели, как известно, выделено 30 млрд. рублей. Так вот, расходование этих средств и распределение жилья будет контролировать Правительство РФ в отличие от всех предыдущих программ строительства жилья для военнослужащих. Я считаю, что эту практику нужно распространить на все дальнейшие жилищные и строительные программы. Систему необходимо сделать прозрачной. Нельзя допускать, чтобы расходование средств, строительство, распределение жилья были монополией только одной структуры, неважно, силовики это или нет. Более того, я уверен, что за распределением жилья должны следить независимые общественные структуры – офицерские собрания и советы ветеранов, которые будут контролировать этот процесс. Утвердить законодательно это несложно, более того, сами офицеры давно уже готовы к таким мерам. То, что у нас стыдливо называют «социальной напряженностью», на самом деле гораздо печальнее и острее. Назрела ситуация, которую необходимо переломить. Решить проблему жилья для военнослужащих необходимо как можно быстрее, и здесь нужны не популистские законы, а конкретные действия.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex