на главную страницу

17 Ноября 2006 года

Страна и мир

Пятница

Курс – на взаимопонимание

Константин ЛОБКОВ.
Фото Михаила САЖАЕВА.




     – Корабли к бою-походу приготовить! По местам стоять, со швартовых сниматься!
     Эти команды, прозвучавшие ни свет ни заря по корабельной трансляции на БПК «Адмирал Пантелеев» и МПК «Советская Гавань», привели в действие экипажи. Сотни пар флотских ботинок прогрохотали по трапам: матросы занимали посты согласно боевому расписанию. И вскоре, усердно подталкиваемые маленькими японскими буксирами, оба российских корабля уже покидали дружелюбный порт Майдзуру.
     Надо было видеть, как следовали в район учений наши большой и малый противолодочные корабли и японские эскадренные миноносцы! Строго в кильватерном строю, на некотором удалении друг от друга, невзирая на сильное волнение моря. В заданном квадрате залива Вакаса началось совместное маневрирование, где потребовалось прежде всего мастерство командного состава каждого корабля. Со скоростью 14 узлов БПК «Адмирал Пантелеев», МПК «Советская Гавань», эсминцы «Харуна» и «Симакадзе» шли с попеременным лидированием в строях то пеленга, то уступа, то фронта. При этом одновременно отрабатывались флажковые сигналы.
     Все бы хорошо, если бы не погода. Организаторы учений, командиры кораблей все чаще стали поглядывать на хмурое небо, которое не предвещало ничего доброго. Тайфун «Бабинка» набирал силу. Ухудшалась видимость, усиливался шторм, волны уже захлестывали носовую часть больших кораблей. Каково же было выполнять учебно-боевые задачи экипажу МПК «Советская Гавань», которого 5-балльная морская стихия швыряла на волнах, как какую-то щепку, временами «зарывая» в водной пучине чуть ли не полностью! Да, эти учения надолго запомнятся подчиненным капитан-лейтенанта Алексея Денисова, ведь многие из молодых моряков впервые оказались в столь непривычной для них обстановке. И кое-кому такое «оморячивание» далось тяжело. Часть экипажа, что называется, «слегла», вахты несли самые стойкие старшины и матросы. Младшие офицеры, тоже не имеющие опыта подобных болтанок, постоянно жевали сухарики – это вроде облегчало состояние.
     Моряки вздохнули свободнее, лишь когда командующий 3-й флотилией эскадренных миноносцев контр-адмирал Юкитака Миядзаки, переговорив с командиром ОБК ТОФ, командующим Приморской флотилией разнородных сил вице-адмиралом Виктором Чирковым, принял решение остановить тренировки и возвратиться в порт. Неотработанный эпизод совместного учения – оказание помощи кораблю, терпящему бедствие, – удалось провести несколько позже, когда успокоилось море. Кроме кораблей к участию в нем с обеих сторон были привлечены вертолеты, японский самолет, а роль «терпящего бедствие» исполнял тральщик «Тобисима». По завершении учения состоялась церемония прощания на контркурсах. Как с удовлетворением отметили командир ОБК ТОФ и командующий японской флотилией, учение показало высокую морскую выучку экипажей, способствовало взаимопониманию военных моряков двух стран-соседей.
     
Аплодисменты мичману Рудневу

     А всему этому предшествовал неофициальный визит российских кораблей в порт Майдзуру. «Майдзуру» в переводе на русский означает «танцующие журавли». Именно они — обязательный элемент герба здешнего военно-морского района.
     Что осталось в памяти от посещения японской земли? У каждого матроса и офицера было свое восприятие чужой действительности. Но вот что бросалось в глаза всем российским военным морякам: ухоженность людей и улиц, отсутствие нищих, трудолюбие местного населения. В рабочие дни днем никто не шатался праздно по городу, настежь открытые магазины были пусты. Движение начиналось вечером, когда взрослые и дети возвращались домой с работы и с учебы. Поражали исключительная вежливость японцев, их почтение к старшим.
     Конечно же для гостей из России принимающая сторона организовала экскурсии как по военно-морской базе, так и по городу. В свою очередь и японцы с живым интересом посещали корабли ТОФ. В отведенное время почти две с половиной тысячи жителей Майдзуру, в том числе и военные, поднялись на борт «Адмирала Пантелеева», «Советской Гавани» и большой подводной лодки Б-345.
     Ознакомились тихоокеанцы и с учебным центром, где им показали тренировку личного состава по борьбе за живучесть. Система аналогична нашей. Но программа подготовки для флота младших специалистов построена так, что, приходя на корабль, матрос полностью готов к исполнению своих служебных обязанностей. У нас же, как известно, после «учебки» экипаж пополняется совершенно «сырым» контингентом, почти каждого новобранца приходится «доводить до ума» уже в процессе службы на корабле.
     Незабываемые впечатления остались у россиян после посещения древней столицы Японии – города Киото. Сюда, чтобы познакомиться с национальными историей и культурой, прежде закрытыми от взгляда европейца на многие века, едут туристы со всего мира. И наши моряки воочию увидели культовые сооружения, сфотографировались на память у храмов, где когда-то ходили императоры.
     Были встречи с японскими военнослужащими, как протокольные, так и неформальные. Об одной из них, наверное, стоит рассказать поподробнее.
     Как-то вечером наших ребят без старших чинов пригласили на барбекю. Расположились в парковой зоне на окраине базы, с удовольствием отведали жареного мяса, угостились местными напитками, пообщались на ломаном русско-английском, с помощью жестов преодолевая языковой барьер. Обменялись сувенирами наконец. А потом один из хозяев матросской вечеринки предложил меряться силой на руках. Тут же за столиком развернулись состязания. И, надо признать, японские контрактники, по возрасту старше многих наших матросов, явно выигрывали это неофициальное первенство. На их смуглых лицах уже появились улыбки превосходства. Видя, что наших «валят», за стол прочно уселся мичман Алексей Руднев. Нет, он не спортсмен и во флотских спартакиадах не участвовал. Но, будучи старшиной команды палубных механизмов на «Адмирале Пантелееве», естественно, не раз имел дело с тяжелым инструментом и в «хилых» не числился.
     И… началось! Одного поборол, другого. К столу стали подходить те, кто побеждал тихоокеанцев прежде, но и они оказались беспомощны супротив мичмана Руднева. Азарт достиг своего накала, десятки болельщиков плотно окружили место состязаний. А Алексей «валит» и «валит» японцев. Тогда один из побежденных по сотовому вызывает известного на их базе силача. Минут через десять за столик садится местный чемпион. Он даже покрупнее, коренастее нашего Руднева, заметно играет мышцами. Секунда – и этот соперник повержен! Всеобщее молчание… Словно еще недоумевая, японец предлагает бороться левой рукой. Р-раз – и тот же результат! Еще толком не веря в поражение от русского моряка, японский моряк вновь выставляет правую руку! И когда наш силач в третий раз осилил соперника, японские болельщики с восторгом зааплодировали Рудневу. Что ж, силу и волю к победе все уважают независимо от национальной принадлежности.
     
На боевой службе

     В сущности, от Владивостока до порта Майдзуру – рукой подать. Ну что за расстояние для современного военного судна в пятьсот с лишним миль? И все же каждый такой выход в море – событие для всего флота, а уж тем более для отдельно взятого корабля. Что греха таить: из-за материальных трудностей значительная часть боевой техники попросту ржавеет у причалов, в иных экипажах служат старшие офицеры, которые еще ни разу (!) не были в дальнем походе.
     Поэтому отряд боевых кораблей Тихоокеанского флота в составе БПК «Адмирал Пантелеев», МПК «Советская Гавань», большой подводной лодки Б-345 и среднего буксира СБ-522 на переходе морем как к берегам Страны восходящего солнца, так и на обратном пути жил интенсивной боевой учебой. Тренировки по борьбе за живучесть, по отражению воздушных атак условного противника и другие учения наполняли каждые сутки реальной боевой работой. Особенно остро почувствовали свое предназначение участники похода во время проведения различных стрельб.
     – Отлично проявил себя в море экипаж МПК «Советская Гавань», – говорил внештатному корреспонденту «Красной звезды» капитан 1 ранга Александр Пивоваров, старший офицер отдела подготовки надводных кораблей штаба ТОФ. – Ему, как и подводникам, в условиях сильной морской качки пришлось действовать на пределе физических возможностей, и тем дороже достигнутый результат: успешно выполнены артиллерийские стрельбы и специальные боевые упражнения. Только добрые слова могу сказать и об «Адмирале Пантелееве»: он безупречно выполнил выход в атаку на имитированную подводную лодку с применением противолодочного оружия, ракетами поразил воздушные «цели».
     …В тот момент, когда командир БПК капитан 2 ранга Иван Ковалев с ходового мостика передал для своих подчиненных – прежде всего для личного состава ракетно-артиллерийской боевой части капитана 3 ранга Евгения Гайкалова – пеленг и дистанцию до выпущенных по отряду кораблей имитированных ракет воздушного «противника» и тут же отдал приказ принять целеуказание, в БЧ-2 уже знали, что делать. Основная нагрузка легла на зенитно-ракетную батарею во главе с капитан-лейтенантом Александром Кривопустом. Хотя «цели» с помощью станций воздушной обстановки изначально запеленговали и сопровождали специалисты БЧ-7, здесь тоже не дремали: ракеты «противника» были «схвачены» умным прибором за десятки километров отсюда. Едва корабль развернулся на боевой курс и «цели» вошли в зону поражения ЗРК, мощный залп оглушил все окрест. В намеченную точку ушли не условные, а настоящие ракеты!
     И в таком имитированном режиме отрабатывались упражнения всеми комплексами большого противолодочного корабля. Отрывистыми очередями гулко били артиллерийские установки, свирепо визжала малая зенитная артиллерия. В районе учений шел ночной бой с условным противником, моряки, что называется, кожей чувствовали запах пороха, вкус реальной боевой обстановки.
     – Экипаж действовал слаженно в сложных погодных условиях, в светлое и темное время суток, – сказал после завершения учебы в море капитан 2 ранга Иван Ковалев. – Понятно, очень многое зависело от таких подразделений, как ракетно-артиллерийская боевая часть под командованием капитана 3 ранга Евгения Гайкалова, радиотехническая боевая часть, где командиром капитан 2 ранга Олег Пузин, электромеханическая БЧ под началом опытнейшего механика капитана 2 ранга Игоря Романова. Вот и штурман наш – самый молодой командир БЧ-1 на флоте, прошлогодний выпускник ТОВМИ имени С.О. Макарова с красным дипломом, старший лейтенант Артем Колпащиков - показал себя прекрасным специалистом. Да, по сути, отмечать надо всех, потому что каждый на своем месте добросовестно выполнил свои обязанности. Если бы хоть один человек смалодушничал, подвел экипаж — и корабль вернулся бы в базу с другим результатом. А так задачи боевой службы выполнены на 100 процентов благодаря всему личному составу. При этом материальная часть исправна, все люди в строю – это главное.
     – Особенностью похода было участие в нем подводной лодки, экипаж которой тоже проявил себя с самой лучшей стороны, с честью представил наш подводный флот за рубежом, – кратко комментировал итоги визита в Майдзуру капитан 1 ранга Михаил Сажаев, главный штурман ТОФ. – Я сам, находясь на ней во время плавания, видел работу подводников, когда звучала учебная тревога. В период шторма, – а наша «Варшавянка» шла в надводном положении и ее раскачивало на волнах не меньше, чем МПК, – люди в буквальном смысле зеленели, но не покидали постов. Это было реальное проявление мужества, характера подводника.
     — Уже традиционным стало, что в отряде ходит спасательный буксир, – продолжал Михаил Иванович, – там капитаном опытный мореход Владимир Шатинский. Он был в Циндао, участвовал в учениях «Мирная миссия-2005», ходил в составе ОБК флота весной этого года на Гуам. И тогда, и сейчас «СБ-522» выполнял задачи поисково-спасательного обеспечения. Второе – он представлял наш вспомогательный флот перед иностранцами. Так что отряд в целом на рейде японского порта выглядел весьма внушительно.
     Добавим к этому, что поход отличался не только горячей боевой учебой. По старой традиции, проходя места, связанные с гибелью моряков-тихоокеанцев, на кораблях проводилось церковное богослужение в память о павших русских воинах. Так было в одной из «точек» залива Петра Великого, где в августе 1941 года погибли подлодки М-49 и М-63, так было и в районе Уссурийского залива, где не так давно, в марте 2003-го, рухнул в воду вертолет морского базирования Ка-27ПС. Сегодня, отдавая дань памяти этим людям, до конца выполнившим свой воинский долг перед Отечеством, моряки опускают на мирную гладь морской воды венки.

     На снимке: На борту японского эсминца «Харуна».


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex