на главную страницу

21 Ноября 2006 года

Армия и общество

Вторник

«ОБОРОНКА» ПОКА В ОБОРОНЕ

Юрий АВДЕЕВ, «Красная звезда».



В Подмосковье на Красногорском заводе им. С.А. Зверева под председательством полномочного представителя Президента РФ в Центральном федеральном округе (ЦФО) Георгия Полтавченко прошло совещание по вопросам состояния дел в оборонно-промышленном комплексе, в котором приняли участие руководитель Роспрома Борис Алешин, губернаторы Калужской, Московской, Тульской, Ярославской областей и руководители предприятий и организаций ОПК.

     Боеспособность Российской армии стала одной из приоритетных государственных задач. Увеличиваются ассигнования на содержание и обеспечение Вооруженных Сил, государство начинает тратить не сколько может, а сколько нужно. За последние пять лет загрузка предприятий в производстве продукции военного назначения в среднем по России выросла на 40 процентов, дополнительно организовано 75 тысяч рабочих мест. Кроме того, сформировано 25 интегрированных структур и ряд казенных предприятий по важнейшим направлениям вооружений и военной техники. Доля российского экспорта на международном рынке оружия достигла 15 процентов, что составило 6 млрд. долларов.
     Вместе с тем модернизация и перевооружение войск зависят от состояния ОПК, а положение дел здесь еще далеко от благополучного. Вот почему тема совещания «О состоянии дел на подведомственных Федеральному агентству по промышленности предприятиях ОПК ЦФО и выработка мер по их развитию и предотвращению банкротства» вызвала большой интерес со стороны специалистов. Состоялся предметный, критический разговор о накопившихся проблемах предприятий «оборонки», которые требуют рассмотрения в том числе и на государственном уровне.
     Некоторые из проблем уже стали притчей во языцех, но чиновники из года в год не спешат их устранять даже вопреки принятым решениям. Как отметил полпред Президента России в ЦФО Георгий Полтавченко, несмотря на неоднократные жесткие требования заместителя председателя Правительства РФ – министра обороны России Сергея Иванова, средства авансирования и расчета за поставленную продукцию до конечных производителей по-прежнему идут иногда месяцами. Во Владимирской области в 2004 году произведено по ГОЗ продукции на 5,7 млрд. рублей, задолженность по оплате составила 1,1 млрд. рублей, из которых 88 процентов – по линии госзаказа. В прошлом году выпущено продукции на 8,2 млрд., а задолженность достигла 1,4 млрд. рублей, из них 93 процента – по линии Минобороны. В этом году картина не изменилась. За девять месяцев выполнено заказов на 3,2 млрд. рублей при задолженности по оплате в 1,8 млрд. рублей, из которых 94,4 процента – по линии Минобороны России.
     Помимо этого специалисты говорили о необходимости наведения порядка в ценообразовании на военную продукцию. Конечно, вызывает удивление, когда заказчик диктует предприятию заработную плату рабочих. Однако не надо забывать, что именно на ее основе производятся дополнительные расчеты и применяются различные коэффициенты для определения конечной цены товара. В настоящее время, несмотря на рост средней заработной платы, на предприятиях наблюдается дефицит квалифицированных рабочих – токарей, фрезеровщиков, операторов ЧПУ. Как заявил руководитель Роспрома Борис Алешин, затраты надо считать прямым путем, а не через коэффициенты от зарплаты.
     Думается, именно зарплата рабочих должна быть в центре внимания руководителей, а не ее среднее значение, не дающее представления о реальной картине положения дел на фирмах. Для этого надо проанализировать всю цепочку ценообразования и найти нужное решение. Ведь именно отток квалифицированной рабочей силы прежде всего ведет к утере передовых технологий.
     В очередной раз было высказано негативное отношение к необоснованному росту цен и тарифов на энергоносители, сырье и материалы, услуги транспортных компаний. Губернатор Тульской области Вячеслав Дудка привел несколько наиболее характерных примеров. За последние годы цена на сталь ЧС-4 выросла в 30 раз. Графитовое волокно за рубежом стоит в 5 раз дешевле, чем в России. Необходимо расширить действие Закона «О государственном оборонном заказе» на все без исключения предприятия. Применить к ним норму о заключении контракта установленного образца с определением фиксированных цен на поставляемые ими товары, выполняемые работы или услуги.
     Все эти проблемы вместе с навязыванием дополнительных низкорентабельных работ при заключении контрактов, связанных с ГОЗ, и многие другие негативные моменты в конечном итоге ведут заводы к банкротству.
     В Центральном федеральном округе процедуры банкротства применялись в отношении 79 предприятий ОПК. Только на 15 процентах из них процедура банкротства закончилась заключением мирового соглашения и восстановлением платежеспособности организаций. В настоящее время продолжают оставаться в процедуре банкротства 17 заводов и организаций, имеющих стратегическое значение, в том числе 11 подведомственных Роспрому.
     Вот почему в вопросах ГОЗ необходимо установление более жесткого контроля над чиновниками. Очередным шагом в этом направлении стало создание единой системы заказов военной техники и материальных средств, которую специалисты оценивают положительно.
     От решения системных проблем пора сосредотачиваться на конкретной работе на предприятиях. Необходимо более активно переходить на выпуск гражданской продукции, и здесь не все во власти руководителей фирм. Как пояснил представитель президента в ЦФО, имеются предприятия с 80 процентами мобилизационного фонда, на содержание которого они тратят собственные средства. Государству необходимо наконец-то принципиально решить, что из имущества оно оставляет, а от чего можно избавиться. Это может стать частью мер по финансово-экономическому оздоровлению промышленности. Решение проблемы находится в компетенции Министерства промышленности и энергетики и Роспрома. Положительный опыт по переводу предприятий, на которых невозможно рентабельное производство гражданской продукции, в разряд казенных уже имеется.
     Практика показывает, что непринятие срочных мер по предотвращению банкротства приводит к негативным последствиям в первую очередь для государства. Основной причиной здесь, помимо уже названных, является неспособность руководства предприятия адаптироваться к условиям рыночной экономики. Кроме этого, наиболее частыми стали умышленные противоправные действия крупных промышленных групп и непосредственных руководителей предприятий, направленные на захват предприятия с целью банкротства и перепрофилирования с дальнейшим использованием площадей под бизнес, не связанный с основным производством.
     Действия так называемых рейдеров, использующих в качестве оружия не ножи и топоры, а несовершенство действующего законодательства, Георгий Полтавченко назвал разбойническими. Этот вид преступления существует и за рубежом. Государство постоянно работает в направлении минимизации последствий подобных действий, совершенствования законодательной базы и активизации работы правоохранительных органов там, где это необходимо. За последние полтора года резко увеличилось число возбужденных уголовных дел в отношении подобного рода деятелей. Прокуратура научилась документировать такую преступную деятельность и привлекать к уголовной ответственности виновных.
     Здесь стоит упомянуть, что не всегда благоприятным для развития предприятий становится и сотрудничество с зарубежными партнерами. Как сообщил начальник управления ФСБ по Москве и Московской области Виктор Захаров, реформирование ОПК сопровождается продажей акций иностранным компаниям с целью привлечения инвестиций. В ряде случаев иностранные партнеры блокировали принятие важных управленческих решений, препятствовали реализации инновационных программ и модернизации производства, что приводило к свертыванию научно-технической работы и ставило под угрозу выполнение ГОЗ. Одним из многих примеров служит сотрудничество Калужского турбинного завода с немецким концерном «Сименс», принявшим участие в акционировании. Оно привело к существенному сокращению мощностей предприятия, задействованного в выпуске продукции для атомного подводного флота России.
     Вот почему допуск иностранных компаний на российские оборонные предприятия должен всесторонне изучаться в каждом конкретном случае. Необходимо вначале перекрыть все возможности по предотвращению ущерба нашему научно-техническому потенциалу и только после этого использовать опыт и передовые технологии зарубежных стран.
     В заключение необходимо отметить, что обозначенные проблемы и предложенные меры по их устранению свидетельствуют о стремлении «оборонки» привлечь к работе наиболее квалифицированных специалистов, чтобы традиционно аккумулировать наиболее передовые идеи, разработки и технологии. Российский ОПК по-прежнему остается лидером в экономике страны.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex