на главную страницу

8 Декабря 2006 года

Вестник РОСТО

Пятница

Модели стратегического назначения

Ирина ЧУНАРЕВА, Алексей ЕЛИСЕЙКИН.
Фото Ирины ЧУНАРЕВОЙ.



В этом году на этап Кубка мира по авиамодельному спорту в классе моделей воздушного боя F-2-D, проходивший в Учебно-спортивном центре «Планерная», что недалеко от Москвы, приехали спортсмены из пяти стран СНГ и Балтии. Российских участников было более полусотни, так как одновременно проводился и этап Кубка России. Среди команд лучшими стали представители подмосковных Химок, второе место – у спортсменов МАИ, «бронза» досталась авиамоделистам «АКМ-Москва». В личном первенстве золотые медали отправились в Украину, а второе и третье места остались за представителями Российской Федерации.
Корреспонденты «Красной звезды» побеседовали с одним из организаторов этапа Кубка мира двукратным чемпионом мира по авиамодельному спорту Игорем ТРИФОНОВЫМ об этих соревнованиях и вообще о его увлечении авиамоделизмом.


     - Почему в турнире мирового ранга участвовали только спортсмены из ближнего зарубежья?
     - Каждая страна – член международной авиационной федерации имеет право провести два этапа Кубка мира по любому из видов авиационного спорта. У нас проходит этап, посвященный памяти академика Петра Грушина. Я считаю, что все организовано достойно, соблюдена техника безопасности, поэтому не приходится постоянно дергаться, чтобы в тебя случайно не попала чья-то машина.
     Конечно, в спортивном отношении интереснее было бы видеть у нас более широкий состав участников, но издалека неохотно едут те спортсмены, чьи шансы на выигрыш невелики.
     То, что мало зрителей, тоже проблема. На Западе такие соревнования всегда собирают полные трибуны. Ведь этот вид – очень зрелищный, динамичный. Согласно правилам «бой» длится четыре минуты. За каждую секунду в воздухе команда получает одно очко, а за каждую секунду на земле – минус одно. Цель спортсменов – винтом своего «самолета» обрубить ленту на хвосте машины соперника.
     - Судя по результатам, уровень отечественных мастеров высок…
     - Россияне в «воздушных баталиях» традиционно сильны. На Кубке мира, который разыгрывается с 1978 года, приблизительно половина побед принадлежит спортсменам СССР, а потом и России. У нас сильная школа. В России есть три крупных центра, где наиболее успешно развивается эта дисциплина: Москва, Екатеринбург и Санкт-Петербург. Весьма перспективными сегодня выглядят команда СКА (Екатеринбург), коллективы РОСТО (ДОСААФ) из Челябинска, Брянска и столичного Зеленограда.
     - Поддерживается ли в нашей стране авиамодельный спорт?
     - У нас он зарождался во времена СССР, когда повсеместно существовали кружки и авиамоделизму уделялось большое внимание. Проводилась политика по поддержке этого полезного, я бы сказал, стратегического вида спорта. Изготавливая модели, а иногда даже и двигатели к ним, ребята приобретали хорошие технические навыки, развивали конструкторское мышление. Это было отличное подспорье в подготовке будущих инженеров и высококвалифицированных рабочих. Сейчас, к сожалению, не чувствуется такая заинтересованность «сверху». Я возглавляю авиамодельный клуб Московского авиационного института, который функционирует под эгидой РОСТО (ДОСААФ) и подпадает под действие правительственной программы по поддержке некоммерческих спортивных организаций. Благодаря этому у нас есть возможность проводить сборы, приобретать многое из того, что необходимо для нормальной работы.
     В клубе много молодых спортсменов, добившихся высоких результатов на крупных соревнованиях. Людям интересен авиамоделизм, и он нуждается в значительно более серьезной поддержке со стороны государства. Ведь с начала 1990-х годов авиамодельные дисциплины культивировались только в системе РОСТО (ДОСААФ) и очень немногочисленных секциях при органах образования. А то, что «воздушным боем» занимаются в Екатеринбургском СКА, – это вообще уникальный для армейского спорта пример.
     - Как в России обстоит дело с тренировочной базой?
     - Несмотря на то что россияне и во времена СССР были довольно сильны в этом виде спорта, чемпионаты мира и Европы никогда не проводились на российской земле – тогда использовались наиболее благоустроенные базы в Прибалтике, на Украине. Теперь они для нас практически недоступны, а готовиться и принимать соревнования где-то надо. Поэтому в Химках по решению местной администрации намечено строительство такой базы. А пока мы арендуем территорию в Тушино.
     - Игорь, а с чего началось ваше увлечение авиамодельным спортом?
     - В начальной школе я побывал на соревнованиях по авиамодельному спорту. Меня это действо захватило настолько, что пришел в авиамодельный кружок. И начиная с 7-го класса стал участвовать в соревнованиях.
     - С недавних пор существуют несколько центров в России и на Украине, которые изготавливают и продают готовые модели. А вы свои «самолеты» тоже где-то покупаете?..
     - Авиамоделизмом я занялся во времена СССР, когда спортсмены, как уже было сказано, сами мастерили и модели, и двигатели. Даже известные спортсмены все делали своими руками. Вот эта «закваска» мне и сегодня не позволяет полагаться на результаты чужого труда – сам изготавливаю модель и при этом точно знаю, на что с ней можно рассчитывать.
     - Какие чемпионаты наиболее памятны для вас?
     - Свой первый мировой титул я завоевал в США. На то соревнование спортсмены ехали без особой надежды победить, потому что предыдущий чемпионат мира выиграл американец. Да и в целом команда США была сильнейшей. Принимая чемпионат на своей земле, американские авиамоделисты рассчитывали повторить успех. Но вышло по-другому.
     В этом году на чемпионате мира в Испании мне удалось отстоять свое звание. Такое удавалось еще лишь нашему Вячеславу Беляеву в начале 1990-х годов.

     На снимке: Игорь Трифонов.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex